Сегодня Эриду часто считается одним из древнейших постоянных поселений в Месопотамии, а возможно, и во всем мире. Кроме того, сами древние шумеры верили, что Эриду был первым городом в мире, и задокументировали эту веру в Шумерском списке царей и в “Бытии Эриду”. На этом месте обнаружено по меньшей мере 18 слоев поселений различных эпох, так может быть древняя шумерская вера права?
Содержание
Археологические данные показывают, что самые ранние постройки относятся к 6 тысячелетию до нашей эры. Город достиг своего зенита в 4-м тысячелетии до н.э. и продолжал быть обитаемым примерно до 7-го века до нашей эры. Однако к тому времени он уже утратил свое значение.
Телль из 18 слоев
Эриду (известный сегодня как Телль Абу Шахрейн) расположен примерно в 20 км к юго-западу от знаменитого города Ур. Как следует из современного названия, археологический объект представляет собой Телль – огромный курган, образовавшийся в течение тысячелетий в результате строительства новых поселений на руинах предыдущих. Высота кургана достигает 7 метров, и, согласно данным археологических раскопок, он образовался в результате наслоения 18 волн заселений. Большая часть из них относится к периодам Убайд и Урук, которые длились с 6-го по 4-е тысячелетие до нашей эры.
Древние шумеры сами упоминали о древности Эриду. Например, в Шумерском списке царей говорится, что “После того, как царство спустилось с небес, царство находилось в Эридуге”. Кроме того, в мифе о сотворении мира, известном как “Бытие Эриду”, говорится, что это был один из пяти городов, существовавших до потопа, остальные – Бад-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак.
Бог храма Эриду
Богом-покровителем Эриду был Энки (известный также на аккадском языке как Эа), бог воды. Согласно шумерской мифологии, Эриду был основан Энки, и именно из этого города цивилизация распространилась в другие земли. Хотя Энки изначально был местным богом, его могущество росло по мере роста влияния города, в результате чего он был включен в пантеон других городов. В Эриду храм Энки известен как Э-Абзу (Абзу можно перевести как “Глубокий океан”, так шумеры называли подземный источник, из которого, как они считали, зародилась вся жизнь).
Археологические раскопки Э-Абзу показали, что храм начинался как небольшая комната, содержащая то, что ученые называют “культовой нишей” и “столом для жертвоприношений”. Однако на протяжении тысячелетий жители строили новые храмы на руинах старых, каждый из которых был больше предыдущего. В конце концов Э-Абзу превратился в большой зиккурат, что подчеркивало статус Энки как главного божества. Предполагается, что Э-Абзу мог быть самым большим из древних месопотамских зиккуратов.
Экономическая деятельность
Хотя зиккурат Э-Абзу является главным пунктом археологии этого места, есть и другие элементы, представляющие интерес. Более поздние раскопки, например, показали, что в период Убайд город был центром гончарного производства. Об этом свидетельствуют гончарные цеха, в которых были обнаружены большие россыпи фрагментов керамики и отходов печей. Кроме того, на месте раскопок были найдены остатки рыболовных сетей, грузил и даже модели тростниковых лодок, что говорит о том, что рыболовство было одним из основных видов экономической деятельности, которой занимались жители города.
Эриду был доминирующим городом в Южной Месопотамии в убайдский период, но в конце концов был вытеснен Уруком. Тем не менее, его продолжали почитать как Первый город, и он сохранил свое религиозное значение благодаря зиккурату Э-Абзу.
Предполагается, что экологические изменения, т.е. отступление побережья залива и понизившийся уровень грунтовых вод, стали причиной упадка Эриду в конце 3-го тысячелетия до нашей эры. Город оставался заселенным примерно до VII века до н.э., хотя к тому времени он стал лишь слабой тенью своей былой славы.
Читайте также: Какая цивилизация самая древняя в мире?