Человек разумный (лат. Homo sapiens) – последний представитель длинного рода гомининов, который когда-то состоял из пяти различных видов, обитавших на четырех континентах. Сегодня мы являемся последними людьми, то есть последними представителями рода Homo. Наши современные ближайшие родственники – шимпанзе и гориллы. Однако мы во многом отличаемся от них. Мы обладаем не имеющими аналогов способностями к абстрактному мышлению, языковым навыкам и социальной сплоченности. За прошедшие десятилетия ученые обнаружили, что многие из этих человеческих способностей присущи и другим человекообразным обезьянам, хотя и в менее впечатляющей степени. В связи с этим возникает вопрос. Что отличает Homo Sapiens от других видов приматов?
Содержание
Современные исследования показывают, что разница между человеком и другими человекообразными обезьянами скорее в степени, чем в роде. Другие животные, включая человекообразных обезьян и дельфинов, обладают способностью к абстрактному мышлению и языковым навыкам, но у Homo Sapiens эти способности выражены особенно ярко. К числу областей, в которых мы превосходим других человекообразных обезьян, относятся производство материальной культуры, социальное обучение, альтруизм и владение языком.
Материальная культура Homo Sapiens
Археологи мало в чем единогласно сходятся во мнении относительно человека, но в одном они все же едины: все люди обладают культурой, в том числе и материальной. Материальная культура состоит из предметов, которые были разумно произведены или изменены человеком или другими разумными существами с определенной целью.
Самым ранним свидетельством материальной культуры человека являются каменные орудия, изготовленные 2,5 млн. лет назад Homo Habilis (Человек умелый), первым представителем рода Homo, самого раннего вида человека. Первыми людьми, для которых материальная культура стала основным способом адаптации к окружающей среде, были Homo Ergaster (Человек работающий), обладавшие заметно более сложным набором каменных орудий, чем Homo Habilis, хотя орудия, изготовленные Homo Ergaster, были все еще примитивными по сравнению с теми, которые появились позднее у Homo Sapiens.
Материальная культура Homo Sapiens еще богата и сложна. Копья, иглы, лезвия, картины, луки, колеса, паровые машины, мобильные телефоны, ракеты – все это примеры материальной культуры, созданной только и исключительно Homo Sapiens (или современным человеком). Современные люди смогли использовать свои универсальные способности к изготовлению орудий труда для адаптации практически ко всем известным климатическим режимам и условиям окружающей среды – от тропических лесов до тундры и космического пространства.
Шимпанзе тоже способны создавать орудия труда, но их технология, по-видимому, ограничивается простыми палками и камнями. Есть свидетельства того, что шимпанзе иногда затачивают палки в копья, но эти простые копья пока представляются самым передним краем технологического развития шимпанзе. Аналогичная картина наблюдается и у других человекообразных обезьян, помимо человека. По сравнению с Homo Sapiens и другими видами человека, археологические данные о технологиях человекообразных обезьян практически отсутствуют.
Обучение ради обучения
Еще одной отличительной чертой человека от человекообразных обезьян является степень его способности к обучению через социальное поведение. Эксперименты показали, что и человеческие младенцы, и младенцы шимпанзе учатся путем подражания. Однако важное различие между шимпанзе и Homo Sapiens заключается в том, что шимпанзе, хотя и учатся поведению, которое вознаграждается, обычно пропускают поведение, которое не вознаграждается. Другими словами, шимпанзе участвуют в поведении, которое, как они знают, поможет им достичь цели, но если поведение не приближает их к цели, они быстро отказываются от него или игнорируют его.
Человеческие младенцы, напротив, имитируют не только вознаграждаемое, но и не вознаграждаемое поведение. По-видимому, если шимпанзе имитируют поведение, потому что оно полезно для получения вознаграждения, то человек имитирует поведение, чтобы научиться вести себя как другие люди. Человеческие младенцы также усваивают выученное поведение и испытывают эмоциональную реакцию, когда задача, которой их учили, выполняется другим человеком иначе или “не так”.
Homo Sapiens – чрезмерно социальная обезьяна
Такая способность к социальному обучению свидетельствует о том, что даже по сравнению с другими приматами человек очень социален. Другим примером этого является человеческий альтруизм. Шимпанзе, например, в большинстве своем проявляют альтруизм только по отношению к своей родственной группе, да и то самки шимпанзе не охотно делятся даже с собственным потомством.
С другой стороны, люди зачастую будут активно помогать и делиться с неродственниками. Экспериментальная практика показала, что существуют случаи, когда поведение человека противоречит принятой в рыночной экономике и эволюционной биологии модели, согласно которой человек по своей сути эгоистичен и преследует только собственные интересы. В играх, используемых для проверки экономических теорий о природе человека, люди часто выбирают варианты, благоприятствующие сотрудничеству и щедрости, а не варианты, обеспечивающие преимущество индивидуума над группой. Шимпанзе, подвергаемые аналогичным испытаниям, почти всегда выбирают вариант, дающий индивидууму большее преимущество. Хотя другие человекообразные обезьяны способны к альтруизму, их альтруизм очень ограничен по сравнению с человеческим.
Маэстро лингвистики
Еще одна черта, которая во многом отличает человека от других человекообразных обезьян, – необычайно развитая способность к языкам. Исследования языка человекообразных обезьян показали, что гориллы, шимпанзе и орангутанги обладают способностью к языкам. Многие обезьяны выучили язык жестов в неволе и овладели им на уровне человеческого малыша. Несмотря на это впечатляющее достижение, шимпанзе, гориллы и орангутанги, обученные языку, никогда не выходили за пределы стадии обучения человеческого ребенка. Лингвистические и когнитивные навыки взрослых человекообразных обезьян, похоже, навсегда застыли на уровне человеческого дошкольника. Хотя Homo Sapiens – не единственный вид, способный использовать язык, современные люди – единственные, кто самостоятельно освоил грамматическую речь. Все остальные человекообразные обезьяны, использующие язык, должны быть обучены человеком.
В отличие от обезьян, которые в большинстве своем даже не используют язык в том виде, в котором мы его понимаем, у человека язык глубоко укоренился в мышлении и поведении. Он укоренился настолько, что большинство социальных ситуаций, которые мы считаем нормальными, не существовали бы без языка. Игры, занятия, праздники, религиозные церемонии – все это примеры социальных событий, которые без языка либо не существовали бы, либо выглядели бы совсем иначе. Можно сказать, что люди в равной степени являются как языковыми, так и социальными или культурными животными.
Утонченность Homo Sapiens
Большинство человеческих черт в меньшей степени присущи другим видам. Однако уникальность человека заключается в степени выраженности этого признака или в способе его использования. Человек, по сравнению с другими приматами, очень социален, в первую очередь использует культуру для адаптации к окружающей среде и владеет языком. Причина, по которой все эти черты так ярко проявились у человека, до конца не ясна, но все они позволили ему быть гораздо более адаптивным и устойчивым в условиях меняющейся среды. Возможно, что быстрые изменения окружающей среды, связанные с колебаниями климата в плейстоцене, способствовали появлению этих черт у человека с течением времени, что и привело к появлению Homo Sapiens.
Исследование, опубликованное в журнале Science Advances в 2021 г., показало, что только около 7% генома человека уникально для нашего вида. Остальная часть ДНК является общей с другими гомининами, такими как неандертальцы и денисовцы.
Авторы исследования проанализировали ДНК более 1000 человек со всего мира, а также ДНК неандертальцев и денисовцев. Они обнаружили, что гены, присущие только человеку, участвуют в различных функциях, включая развитие мозга, иммунитета и метаболизма.
Авторы исследования пришли к выводу, что уникальность человека не связана с каким-то одним геном или набором генов. Скорее всего, наша уникальность обусловлена сочетанием генетических и средовых факторов.
Читайте также: Сознание человека может быть побочным эффектом энтропии