Доктор, который пытался взвесить душу

С тех пор как самые первые проблески самосознания пробудились в нашем мозгу и с тех пор как мы осознали собственную смертность, мы стремились с помощью веры и философии смириться с неизбежным.  А желание знать, что нас ждет дальше и ждет ли что-нибудь вообще, будоражила умы величайших мыслителей всех поколений и человеческих цивилизаций разных эпох.

За это время появилось множество вариантов того, что ждет нас на том берегу.

Вопрос о том, что происходит с нами после смерти, занимал величайших философов и мыслителей нашего времени, и порою на них давалось столько же возможных ответов, сколько и тех, кто задумывается над этим вопросом. Одно из широко распространенных убеждений о загробной жизни состоит в том, что у людей есть душа. Некая неосязаемая сила, которая оживляет нас и делает нас такими, какие мы есть. И которая покидает нашу бренную оболочку биологического тела после смерти. Концепция души является краеугольным камнем бесчисленных идей о загробной жизни, прочно укоренившихся в знаниях и верованиях самого нашего вида.

Человек, известный как доктор Дункан Макдугалл, был богатым и уважаемым врачом из Хаверхилла, штат Массачусетс, у которого была собственная клиника. Кроме того, он работал в противотуберкулезном доме под названием “Cullis Consumptives ‘Home”, предназначенном для неизлечимых больных. Именно здесь однажды ему в голову пришла странная идея, когда в 1901 году заведение переезжало на новое место.

В ходе переезда использовалось оборудование больших промышленных размеров Стандартные платформенные очень точные весы Фэрбенкса, которые могли обнаружить мельчайшие изменения веса. Учитывая, что Макдугалл был постоянно окружен смертью, он стал одержим использованием этих чувствительных весов для эксперимента, чтобы увидеть, действительно ли существует душа. Короче говоря, он хотел посмотреть, действительно ли человеческая душа имеет вес, который можно измерить.

душ, смерт
Изображение: Доктор Дункан МакДугалл.

Макдугалл начал подготовку к своему эксперименту, найдя шесть человек из своих подопечных, которые были безнадежны и находились уже на пороге смерти. Четверо страдали от туберкулеза, один от диабета и один от неизвестных причин, но все они уже неминуемо уходили. Медицина того времени, к сожалению, была бессильна в их случаях. Врач наблюдал за умирающими пациентами в течение нескольких месяцев. За это время он создал приспособление, похожее на кровать, которое покоилось на решетке из балок.

Все они имели одинаковый вес с точностью до двух десятых унции. Его теория заключалась в том, что если душа материальна, то у нее есть масса, и если это так, то у нее будет и вес, который можно измерить. Для этого он заставлял пациентов ложиться на эту кровать в последние моменты жизни и измерял их точный вес до и после смерти. Чтобы убедиться в отсутствии ошибок, он тщательно измерил вес человека перед смертью, даже учитывая все факторы, включая незначительные изменения потоотделения или потерю мочи. Вот что он написал в своем дневнике о самой первой умершей жертве:

“О комфорте пациента мы заботились всеми способами, хотя он был практически мертв, когда лежал на кровати. Он медленно терял в весе со скоростью одну унцию в час из-за испарения влаги при дыхании и испарения пота. В течение всех трех часов и сорока минут я держал стрелку весов немного выше баланса возле верхней ограничительной планки, чтобы сделать тест более убедительным, если бы появились бы какие-то изменения в весе.

По прошествии трех часов и сорока минут несчатный скончался, и внезапно со смертью стрелка весов упала со слышимым стуком, ударившись о нижнюю ограничивающую планку и замерла в таком положении. Было установлено, что потери в весе в этот момент составили три четверти унции (21 грамм). Эта потеря веса не могла быть следствием испарения влаги из дыхательных путей или пота, поскольку в его случае уже было определено, что потеря веса этим путем происходила со скоростью одна шестидесятая унции в минуту.

А последний скачок был внезапным и большим. Три четверти унции за несколько секунд. Кишечник был неподвижным, мочевой пузырь был пуст еще до смерти. Тело оставалось на кровати и на изменение веса могло повлиять только медленное испарение влаги.Но это никоим образом не может объяснить произошедшую внезапную потерю веса в 21 грамм. Остался только один канал потери, который нужно было исследовать – выдох всего, кроме остаточного воздуха в легких.

Для проверки я сам лёг на кровать, мой коллега поставил стрелку весов на фактическое равновесие. Мой вдох и выдох воздуха с максимальной возможной силой на стрелку никак не повлиял. Тогда мы поменялись с коллегой и он проделал ту же процедуру с таким же результатом – никакой реакции на глубокий вдох и максимальный выдох. Получается, в этом случае мы, безусловно, имеем необъяснимую потерю веса на целых три четверти унции. Не это ли и есть субстанция души? Как еще мы это объясним?”

По мнению МакДугалла, начало было чрезвычайно многообещающим, и он провел аналогичную процедуру с остальными пациентами. Но результаты оказались неоднозначными. Одна из проблем, с которой столкнулся МакДугалл, заключалась в том, что ему приходилось работать с маленькой выборкой, которая усугублялась тем, что данные, полученные от двух пациентов нельзя было учитывать в эксперименте. В одном случае пациент умер до того, как шкала была полностью откалибрована, а в другом МакДугалл увидел, что шкала была неправильно выровнена.

Были также смешанные результаты с разными диапазонами потери веса. Причем в одном случае умерший загадочным образом набрал в весе после того как умер. Доктор и сам прекрасно понимал, что его исследование нужно будет повторить еще много раз, чтобы получить какие-либо важные данные. Ради эксперимента он даже умертвил 15 собак (да, времена тогда были дикие и жестокие), но замеры не дали никакой разницы и на этом основании был сделан вывод, что у животных просто нет души:

“Если определенно доказано, что у человека есть потеря загадочного вещества при смерти, не объясненная известными каналами потери веса, то у собак такой потери нет. Значит, мы имеем здесь физиологическое различие между человеком и собакой, по крайней мере, и, вероятно, между человеком и всеми другими формами животной жизни. Я знаю, что потребуется провести большое количество экспериментов, прежде чем можно будет доказать, что вопрос не допускает никаких ошибок. Но если дальнейшие и достаточные эксперименты докажут, что потеря вещества происходит в момент смерти и не объясняется известными способами утраты, установление такой истины не может не иметь первостепенной важности.”

Об исследованиях МакДугалла общественность узнает благодаря статье в The New York Times, а также публикации в Журнале Американского общества психических исследований и медицинском журнале American Medicine. После обнародования сразу же вспыхнули споры, порождая противоречивые взгляды на то, что все это означает. Многие восприняли это как неопровержимое доказательство существования человеческой души, но другие не были так уверены.

Его ограниченная выборка подверглась широкой критике, методы измерения были сочтены слишком неточными, а его всё его исследование подверглось сомнению и было признано ненаучным. Скептики указывали на огромное количество непредвиденных факторов могущих способствовать потере веса. Но МакДугалл яростно защищал свои выводы, признавая, что, хотя его выборка была небольшой, но он рассмотрел все возможные варианты и тщательно отслеживал и учитывал всё с предельной скрупулезностью. 

Метафизика. Этот таинственный мир

Тем не менее, хотя его результаты вызвали большой интерес у широкой публики, научное сообщество в целом сочло их ошибочными и лишенными каких-либо реальных оснований.

Несмотря на резкую критику, Макдугалл не сдавался и продолжал экспериментировать. Он даже попытался сфотографировать человеческую душу в 1911 году, но без особого успеха. После этого фиаско он ушел на покой и отказался от своих экспериментов, чтобы доказать наличие человеческой души. 

В 1920 году он скончался и, возможно, наконец нашел все ответы, которые он искал. Отдельные энтузиасты еще будут пытаться проводить аналогичные эксперименты на животных в течение многих лет, но эксперименты МакДугалла на людях с тех пор никогда не предпринимались и не повторялись. 

Имеют ли значение его исследование? Что мы можем извлечь из этого? Независимо от ответа на эти вопросы, существование души еще предстоит доказать с научной точки зрения, и мы, без сомнения, никогда не остановим свой вековой поиск ответа на одну из самых важных загадок нашего существования.

Читайте также: Сознание – мы знаем о нем не больше, чем в средние века знали о теории относительности

Поделиться

Добавить комментарий