В 1920-х годах открытие древних городов Мохенджо-Даро и Хараппа в Пакистане дало первый ключ к выводу о существовании более 4 000 лет назад в долине Инда цивилизации, которая могла соперничать с уже известными в Египте и Месопотамии. Эти города продемонстрировали исключительный уровень городского планирования и благоустройства.
Дома были оборудованы ванными комнатами, построенными из кирпича, а во многих из них были туалеты. Сточные воды из них отводились в хорошо построенные кирпичные канализации, которые проходили вдоль центра улиц и были покрыты кирпичом или каменными плитами. В цистернах и колодцах, сооруженных из клиновидных кирпичей, хранились запасы питьевой воды. В Мохенджо-Даро также имелась Большая баня на высокой насыпи (цитадели), возвышавшейся над жилым районом города. Этот бассейн, построенный из слоев тщательно подогнанных кирпичей, гипсового раствора и водонепроницаемого битума, как считается, использовался для ритуального очищения.
Однако, в отличие от благоустроенных домов и чистых улиц, на самых верхних уровнях Мохенджо-Даро находились убогие самодельные жилища, беспорядочное смешение жилой и промышленной застройки и, что особенно важно, там было найдено более 40 скелетов, лежащих на улицах и в домах.
Британский археолог Пол Бан (2002) описывает эту сцену:
“В комнате с общественным колодцем в одном из районов города были найдены скелеты двух человек, которые, казалось, отчаянно использовали свои последние силы, чтобы ползти вверх по лестнице, ведущей из комнаты на улицу; рядом лежали разбросанные останки еще двух человек”. В другом месте были найдены “странно искривленные” и неполные останки девяти человек, которые, возможно, были брошены в канаву. В переулке между двумя домами в другом районе еще шесть скелетов были неплотно присыпаны землей”.
Другие многочисленные скелеты были найдены в слоях щебня, пепла и мусора или лежали на улицах в искривленных позах, что свидетельствовало о муках насильственной смерти.
Содержание
Жестокая расправа?
Останки этих людей привели многих археологов того времени к выводу, что все эти люди погибли в результате насилия. Сэр Мортимер Уилер, офицер и археолог, проводивший раскопки в Мохенджо-Даро в 1950-х годах, считал, что они были жертвами одной расправы, и предположил, что цивилизация Инда, гибель которой не поддавалась объяснению, пала в результате вооруженного вторжения индоариев – кочевых переселенцев с северо-запада, которые, как считается, обосновались в Индии во втором тысячелетии до нашей эры. Уилер утверждал, что останки принадлежат людям, которые обороняли город в его последние часы. Он был настолько убедителен, что эта теория стала общепринятой версией судьбы цивилизации Инда.
Однако многие из его утверждений просто не сходились. Не было никаких доказательств того, что скелеты принадлежали “защитникам города”, поскольку так и не смогли найти никакого оружия, а на скелетах не было следов насильственных травм. Некоторые археологи предположили, что приток индоарийцев произошел уже после упадка цивилизации Инда, в то время как другие сомневались в том, что индоарийское вторжение на субконтинент вообще имело место.
Жертвы наводнения и болезней в Мохенджо-Даро?
Была выдвинута альтернативная теория, согласно которой город подвергся сильному наводнению, и люди погибли от болезней, передающихся через воду, таких как холера. Недавние исследования выявили значительные свидетельства наводнений в Мохенджо-Даро в виде многочисленных слоев заиленной глины. Река Инд была склонна менять свое русло и на протяжении веков постепенно сдвигалась на восток, что периодически приводило к наводнениям в пределах города. Действительно, массивные кирпичные платформы, на которых построен город, и укрепления вокруг некоторых его частей, похоже, были спроектированы для защиты от таких наводнений. В этом случае, могли создаться идеальные условия для распространения болезней, передающихся через воду, особенно холеры, хотя и невозможно доказать, что эпидемии холеры имели место.
Вывод, который сейчас делают многие археологи, заключается в том, что жертвы “бойни” из Мохенджо-Даро были просто жертвами смертельной болезни, а не человеческой агрессии.
Атомная война в древности?
Есть также некоторое число “альтернативных археологов” и исследователей, которые не остановились на теориях, неубедительно объясняющих состояние скелетных останков, и ищут другие объяснения.
Одним из таких людей является Дэвид Дэвенпорт, британский исследователь Индии, который провел 12 лет, изучая древние индуистские письмена и свидетельства на месте, где когда-то стоял великий город. В своей книге “Атомное разрушение в 2000 году до н.э.” он сообщает о поразительных открытиях: предметы, найденные на месте раскопок, оказались сплавленными, остекленевшими под воздействием высокой температуры (1500°C), за которой последовало внезапное охлаждение. В самом городе был “эпицентр” шириной около 50 ярдов (45,7 м), внутри которого все было кристаллизовано, сплавлено или расплавлено, а в 60 ярдах (54,8 м) от центра кирпичи оплавлены только с одной стороны, что свидетельствует о взрыве.
В своей книге “Загадки древней истории” А. Горбовский, советский писатель, историк-востоковед и индолог, сообщил об обнаружении в этом районе по крайней мере одного человеческого скелета с уровнем радиоактивности примерно в 50 раз выше, чем уровень естественного фона той местности. Дэвенпорт утверждал, что то, что было найдено в Мохенджо-Даро, в точности соответствует тому, что наблюдалось в Нагасаки и Хиросиме.
Теория Дэвенпорта вызвала большой интерес со стороны научного сообщества. Профессор Антонио Кастеллани, космический инженер из Рима, сказал: “возможно, то, что произошло в Мохенджо-Даро, не было природным явлением”.
Поскольку не было никаких признаков извержения вулкана в Мохенджо-Даро или другой природной катастрофы, которая могла бы объяснить такие особенности, Дэвенпорт предположил, что древний город и его последние жители были уничтожены взрывом древнего оружия, похожего на атомную бомбу. Сериал “Древние пришельцы” на канале History Channel придал этой идее достоверность, и теория древнего оружия немедленно стала сверхпопулярной.
Сторонники быстро обратили внимание на предполагаемую цитату из индийского эпоса Махабхарата, опубликованную Эрихом фон Дэникеном в книге “Колесницы богов”, в которой говорится об обреченности и разрушении:
“… это был единственный снаряд.
Заряженный всей мощью Вселенной.
Накаленный столб дыма и пламени,
яркий, как тысячи солнц,
поднялся во всем своем великолепии…
…это было неизвестное оружие,
Железная молния,
Гигантский вестник смерти,
который превратил в пепел
всю расу Вришни и Андхаков.
…Трупы были так сожжены.
что их невозможно было узнать.
Волосы и ногти выпали;
керамика разбилась без видимых причин,
а птицы стали белыми.
Через несколько часов
все продукты питания были заражены…
…. чтобы спастись от этого огня.
солдаты бросались в ручьи.
чтобы отмыть себя и свое снаряжение”.
Описание действительно до жути напоминает последствия взрыва атомной бомбы – невероятно яркий взрыв, столб поднимающегося дыма и огня, осадки, сильные ударные и тепловые волны, последствия радиационного отравления.
Но все ли так, как кажется?
Отделение фактов от вымысла
К сожалению, тщательный поиск по ключевым словам в переводах “Махабхараты” не выявил ни одного подобного отрывка, однако он встречается более чем в 30 книгах и тысячах статей в Интернете.
Но эта цитат не полностью вымышлена. Она состоит из компиляции различных несвязанных между собой отрывков, разбросанных по всему эпосу, который насчитывает более 200 000 стихов.
А некоторые из них к тому же являются сомнительными английскими переводами сомнительного французского перевода с оригинального санскрита. Если рассматривать их в первоначальном контексте, они выглядят несколько менее убедительно. Например, один отрывок гласит:
“Когда наступил следующий день, Камва собственноручно принес железный стержень, с помощью которого все представители расы вришни и андхаков превратились в пепел. Поистине, для уничтожения вришни и андхаков Камва произвел через это проклятие свирепый железный стержень, похожий на гигантского вестника смерти. Об этом факте было должным образом доложено царю. В великом душевном смятении царь (Уграсена) приказал превратить тот железный стержень в мелкий порошок”.
(Махабхарата, Книга 16: Маусала Парва: секция 1)
Уверены, что большинство согласится с тем, что это нельзя считать доказательством древнего ядерного взрыва.
Но как быть с кристаллизованными объектами, сплавленными вместе, как будто подвергшимися интенсивному тепловому воздействию? Здесь все не так загадочно. Так называемый “эпицентр” взрыва – это древняя свалка битых горшков, которые часто изготавливались путем стеклования песка в высокотемпературных печах.
Что касается облученных тел, то, к сожалению, это не более чем выдуманная история, пропущенная через мельницу слухов, без ссылок на первоисточник. Несмотря на то, что скелетные останки были тщательно изучены вплоть до мельчайших деталей, ни в одной научной работе не сообщается об обнаружении радиации.
Но если даже отбросить научные труды, здравый смысл подсказывает, что стены высотой 15 футов (4,5 м), которые можно увидеть в Мохенджо-Даро сегодня, не пережили бы ядерного взрыва!
Объяснение сорока четырех жертв
Для того чтобы теория расправы могла служить достоверным объяснением разбросанных скелетных останков сорока четырех человек, профессор археологии в Пенсильванском университете доктор Джордж Ф. Дейлз указывал, что нужно гораздо больше, чем просто странное и бессистемное расположение останков: “Где сожженные крепости, наконечники стрел, оружие, куски доспехов, разбитые колесницы и тела захватчиков и защитников?”, – спрашивал он в своей работе “Мифическая резня в Мохенджо-Даро”. Ответ заключается в том, что, несмотря на обширные раскопки в Мохенджо-Даро, ничего подобного так и не было найдено.
К счастью, со времени первых раскопок Мохенджо-Даро наука сильно продвинулась вперед, и теперь существуют точные методы датировки человеческих костей, а также выявления признаков насильственной смерти, и эти новые методы в конечном итоге забили последний гвоздь в гроб давно принятой теории Уилера.
В 1980-х годах биологический антрополог К.А.Р. Кеннеди и его коллеги изучили коллекцию скелетных останков и не обнаружили никаких признаков насильственной смерти. Они пришли к выводу, что теория резни была неправильно основана на археологических свидетельствах беспорядочного захоронения мертвых, а не на скелетных свидетельствах травм.
Дальнейшие доказательства, раскрывающие теорию массовых убийств, появились в виде более точной датировки различных слоев руин в Мохенджо-Даро, а также самих скелетов. Датировка останков показала, что некоторые из них умерли гораздо раньше, в Промежуточном периоде. Считается, что между временем смерти некоторых из них могло пройти до 1 000 лет, что означает, что не было какой-то единовременной трагедии, унесшей жизни сорока четырех человек, и на самом деле все они могли умереть вполне естественной смертью!
Больше загадок в Мохенджо-Даро
Это может несколько разочаровать тех, кто любит драматические истории о широкомасштабных разрушениях от древнего оружия массового поражения или от вторжения мародерствующих варваров, но не все тайны, окружающие Мохенджо-Даро, были раскрыты.
Археологи до сих пор недоумевают, зачем столь развитой цивилизации хоронить своих мертвецов без каких-либо очевидных погребальных ритуалов и даже без аккуратного размещения их в могиле. Такое впечатление, что их просто бросали в яму и хоронили в том положении, в котором они туда упали. Это сильно контрастирует с порядком и вниманием к деталям, которые наблюдаются в остальной части города, и до сих пор остается необъяснимым.
Возникает вопрос, где же остальные жители города? По оценкам археологов, на пике своего развития в Мохенджо-Даро проживало около 40 000 человек. Так почему же только сорок четыре тела? На сегодняшний день в Мохенджо-Даро и его окрестностях не найдено ни одного кладбища. Если такое место будет найдено, оно может стать ключом к ответу на многие вопросы, которые все еще остаются в отношении этой впечатляющей цивилизации.
Мохенджо-Даро может быть потерян навсегда
Несмотря на то, что Мохенджо-Даро просуществовал пять тысячелетий, теперь ему грозит неминуемое разрушение. Хотя сильная жара долины Инда, муссонные дожди и соль из подземных вод оказывают разрушительное воздействие на сокровищницу, наибольшую угрозу представляют посетители, которые тысячами стекаются сюда. Проблема усугубляется недостатком финансирования, безразличием общественности и невниманием правительства. В 2014 году они даже додумались одобрить проведение фестиваля на этом месте, где палатки, фонари и сцены были вбиты в стены хрупких руин.
Мохенджо-Даро уже находится в невероятно хрупком состоянии. По оценкам специалистов, при нынешних темпах деградации этот объект всемирного наследия может исчезнуть в ближайшие 20 лет. Эксперты сейчас говорят, что единственный способ спасти его – это перезахоронить город. Потеря Мохенджо-Даро станет не только большой национальной трагедией для Пакистана, но и потерей для всего мира.
Читайте также: Стекло пустыни сформировано ударами древних атомных бомб?