Библейский апокриф. Это словосочетание радует глаз любому теоретику заговоров. Ну а как же, ведь это значит, что есть священные книги, которые были намеренно спрятаны от нас. Книги, содержащие секретную информацию о происхождении христианства.
Но, как это часто бывает, всё так, но не совсем.
Содержание
История апокрифов не такая уж засекреченная, как хотелось бы некоторым. Тем не менее, апокрифы предлагают нам увлекательный взгляд на ранние истоки христианства и власть, которой обладала горстка богословов, умерших много веков назад.
Что такое библейские апокрифы?
Проще говоря, библейские апокрифы – это тексты, которые были исключены из библейского канона. Некоторые христианские секты оставляют их полностью, в то время как другие могут включать их в свои Библии, но четко указывать, что они неканонические.
Библейский канон – это набор текстов, которые определенная иудейская или христианская община считает частью Библии. Существует множество различных христианских и иудейских сект с разными библейскими канонами. Например, одно из больших различий между католицизмом и протестантизмом – это их библейские каноны. В то время как католики склонны включать апокрифы в Ветхий Завет, канонизируя их, протестанты склонны полностью исключать апокрифы из Библии.
Протоканонические против Второканонических
Ярким примером различий в библейском каноне являются протоканонические и дейтероканонические (второканонические) тексты. Протоканонические книги – это книги Ветхого Завета, которые также включены в еврейскую Библию (Танах). Именно эти книги ранние христиане (предшественники православных христиан) считали каноническими.
С другой стороны, второканонические тексты – это “второй канон”. Католическая церковь, Восточная православная церковь и некоторые другие считают их каноническим изложением Ветхого Завета. Однако протестанты с этим не согласны, считая эти тексты апокрифами.
Разные Библии – разные апокрифы
Это лишь поверхностный взгляд на различия в библейском каноне. На протяжении всей истории, по мере публикации различных версий Библии, этот вопрос становился все более запутанным. В каждой Библии вопрос апокрифов решается по-разному.
В Библии Гутенберга 1455 года нет раздела для апокрифов. Вместо этого в Ветхий Завет были включены тексты, которые многие считают апокрифическими. Папа Климент VIII позже перенес их в издании 1592 года в раздел “Вульгаты Клементина”.
Для сравнения, когда Мартин Лютер выпустил свой немецкий перевод, Лютеранскую Библию, в 1534 году, он включил целый раздел, посвященный апокрифам. Кроме того, он сомневался в достоверности четырех книг Нового Завета, поэтому тоже переместил их в конец Библии. Библия короля Якова 1611 года пошла по стопам Лютера, добавив раздел апокрифов. Сегодня, когда мы говорим об апокрифах, мы обычно имеем в виду книги, перечисленные в разделе апокрифов Библии короля Якова.
Библии Гутенберга, лютеранская и короля Якова – самые известные версии “Библии”, но, конечно, существует много, много других вариантов. Некоторые из них включают все книги апокрифов, другие – только некоторые, и в каждой из них они расположены по-разному. Чаще всего в большинстве современных изданий Библии они вообще отсутствуют, но об этом позже.
Апокрифы против псевдоэпиграфов
К путанице в вопросе о том, что считать библейским каноном, следует добавить еще и псевдоэпиграфы. Как уже говорилось, апокрифы – это тексты, находящиеся за пределами канона. Обычно это книги, которые не были включены в Новый Завет, когда он стал официальным, после того как император Константин I Римский принял христианство.
Псевдоэпиграфы переводятся как “ложное писание”. По большей части это были подделки, написанные в библейском стиле. Часто они создавались от имени известных людей прошлого, чтобы придать им достоверность.
Иногда псевдоэпиграфы пытались ответить на вопросы, которые могли возникнуть у ранних христиан по поводу Библии. Например, каким был Иисус в детстве? Другие просто пытались развлечь ранних христиан, используя уже знакомых им персонажей. Иногда это приводило к странным комбинациям, таким как романтические библейские истории.
Канон или апокриф: Кто решил?
Сегодня определить, какая история является апокрифом, довольно просто. Если она есть в разделе апокрифов Библии, особенно в Библии короля Якова, то это апокриф. Все остальное, скорее всего, псевдоэпиграфы.
Но кто решал, что является каноном, а что нет? Задавая такие вопросы, мы должны быть осторожны, чтобы никого не обидеть. При изучении Библии как исторического текста, основная суть заключается в том, что многое из того, что там описывается не может быть проверено.
Библия, конечное же, упоминает несколько исторических личностей, но у нее есть привычка приукрашивать правду. Возьмем, к примеру, царя Ирода. Мы знаем, что он существовал на 100%. Однако, кроме Библии, нет никаких других свидетельств о том, что он казнил всех своих сыновей-младенцев.
Так кто же решал, что войдет в каноны Библии? Как они решили, что “эта чудесная история произошла на самом деле, а другая – нет”? Здесь важную роль сыграли раннехристианские богословы.
Именно они в значительной степени отвечали за формирование раннего христианства. Неудивительно, что они подгоняли религию под свои собственные убеждения. Если, например, в ранней Библии было сильно языческое влияние, то она становилась еретической и, следовательно, псевдоэпиграфом. Если какой-то текст больше был направлен на развлечение, чем на преподавание важного урока, тогда, опять же, его называли еретическим и/или псевдоэпиграфом.
Люди, писавшие Библию, были людьми со своими предубеждениями, мотивами и планами. Например, как Мартин Лютер выбирал, какие тексты войдут в апокрифы? Как он мог быть уверен в том, какие библейские истории “правдивы”, а какие нет? Он использовал свою веру. Лютер был недоволен многими учениями католической церкви, поэтому он создал свою форму христианства, лютеранство, которое в значительной степени привело к протестантской Реформации.
Он взял те части католического Ветхого Завета, которые не полностью соответствовали его новому учению, и просто поместил их в апокрифы. Он интерпретировал Библию таким образом, чтобы поддержать свои убеждения, а затем убедился, что его лютеранская Библия отражает эти убеждения.
С Библией короля Якова тоже проделали нечто подобное. Хотя в целом она похожа на лютеранскую Библию, ее апокрифы несколько отличаются. Почему? Потому что король Яков, следуя своим собственным целям, приказал перевести Библию таким образом, чтобы она отражала учение Церкви Англии. Церкви, главой которой он, как монарх, являлся.
Евангелие от Фомы: Другой Иисус
Возможно, лучшим примером того, почему библейский рассказ может быть назван псевдоэпиграфом, является Евангелие от Фомы. Ранние христиане хотели знать больше о младенчестве и детстве Иисуса. Канонические истории перескакивают от рождения Иисуса сразу к его жизни в юности.
Евангелие о детстве Христа очень похоже на историю происхождения супергероя или суперзлодея. В ней Иисус выглядит как избалованный, неуравновешенный ребенок. Он злоупотребляет своими способностями ради личной выгоды, мучает своего наставника и даже убивает другого мальчика, который ему не понравился. К концу истории Иисус учится контролировать свои силы и в некоторой степени уже напоминает канонического Иисуса, но это был трудный путь.
Иисус из Евангелия от Фомы напоминает богов из старых языческих мифов. Испорченный, легкомысленный и мало заботящийся о жизни смертных. Легко понять, почему ранние богословы косо смотрели на такое изображение своего мученика и считали его еретическим. Оно не вписывалось в религиозное повествование, которое они пытались продать.
Почему исчезли апокрифы и псевдоэпиграфы?
Теоретики заговора любят приводить апокрифы и псевдоэпиграфы как доказательство грандиозных закулисных игр. Их коронный вопрос – почему так много людей из христианских стран никогда не слышали о многих из этих библейских сказаний. Конечно же потому, что иллюминаты, или рыцари-тамплиеры, или кто-то еще контролирует то, во что мы верим. Они явно не хотят, чтобы мы что-то знали.
Как это часто бывает, реальность оказывается не столь захватывающей. Однако она интересна!
Первое “исчезновение” апокрифов произошло в революционной Британии в 1600-х годах. Пуритане были догматиками, следуя стандарту Sola Scriptura (Только Писание). Это означает, что их заботил и интересовал только библейский канон. Все апокрифы были для них не просто бесполезны, но и оскорбительны. Вестминстерское исповедание веры исключило апокрифы из канона, и поэтому большинство британских издательств в тот период перестали их печатать.
В конце концов, на апокрифы был наложен полный запрет почти во всех христианских странах. Вероятно, именно поэтому сегодня многие люди не знакомы с апокрифами и склонны преувеличивать их значение.
Этот запрет продлился, например, в США до 1964 и до 1966 года в Великобритании. В результате большинство современных Библий, включая переиздания Библии короля Иакова и некатолические переиздания Клементинской Вульгаты, опускают апокрифы. Даже в переизданиях еще более древних и малоизвестных Библий апокрифы отсутствуют.
Почему они сегодня скрыты от миллионов христиан? На наш взгляд, простая экономика. Чем больше страниц вы печатаете, тем дороже обходится производство и транспортировка книги. В наши дни большинство христиан (кроме католиков) считают, что апокрифы неканоничны. Зачем же тратить деньги на их печать?
Это простой анализ затрат и выгод. Нет никакого большого секрета. Единственная причина, по которой апокрифы, казалось, исчезли на такой долгий период, заключается в том, что их печать финансово невыгодна.
Однако псевдоэпиграфы – это немного другая история.
Можно привести аргумент, что действительно были предприняты усилия, чтобы скрыть псевдоэпиграфы от ранних христиан. Большинство псевдоэпиграфов были даже признаны религиозными лидерами тех времен, как еретические. Их можно понять. Они пытались сформировать молодую религию, и поэтому просто запрещали все, что противоречило их учению.
Многие псевдоэпиграфы исчезли и в значительной степени были навсегда потеряны для истории. В случае с древней историей человечества такое не редкость. К сожалению, это привело к огромным пробелам в нашем понимании греческой, римской и египетской религии.
В наши дни археологи и историки начали заново открывать некоторые псевдоэпиграфы, которые считались утраченными. Они часто дают нам увлекательное представление о самых ранних временах как христианства, так и иудаизма. И никто их не прячет. Быстрый поиск в Google приведет ко множеству примеров.
Апокалиптические апокрифы и псевдоэпиграфы
В последнее время люди стали немного одержимы идеей апокалипсиса. Все, что связано с апокалипсисом, продается на ура. Не стоит забывать и о тех, кто остается приверженцем различных теорий заговора. Поэтому совсем неудивительно, что в последние годы идея о том, что апокрифы “намеренно скрыты” от народа, идет рука об руку с различными теориями апокалипсиса.
Итак, насколько же апокалиптичны апокрифы?
По правде говоря, только один из текстов, которые обычно относят к апокрифам, говорит об апокалипсисе – Вторая книга Ездры. В нем Ездра, писец, видит четыре видения, связанные с апокалипсисом. Но там нет ничего особо зажигательного.
Псевдоэпиграфы больше касаются темы апокалипсиса. Апокалипсис Авраама, Апокалипсис Моисея, Апокалипсис Павла и Апокалипсис Петра – все они предлагают более впечатляющие версии Апокалипсиса, чем та, что включена в Библию.
Кстати, Апокалипсис Петра сохранился во многих древних рукописях. Он дает нам более подробное представление о том, какова жизнь на небесах.
Стоит признаться, что ни в одном из этих текстов нет ничего, что заставило бы думать, что они были спрятаны от глаз общественности с каким-то тайным умыслом. Эти тексты просто не вписываются в канон, установленный более ранними библейскими учеными. И всё. Тот, кто надеется на откровения уровня “Кода Да Винчи” при их прочтении, будет жестоко разочарован.
Заключение
Изучение апокрифов может вызвать разочарование у тех, кто ожидает великого откровения, способного сотрясти официальную церковь. На деле – это просто собрание “лишних” историй, которые не попали в канон, а затем были проигнорированы из-за финансовой целесообразности.
На самом деле, большинство апокрифов до сих пор есть в Ветхом Завете католической Библии. Так что они не очень тщательно спрятаны.
А вот псевдоэпиграфы, пожалуй, более интересны. Они предлагают искаженные, сенсационные версии жизни персонажей, уже описанных в Библии. Психически нестабильный Иисус, который убивает маленьких мальчиков и пытает людей? Эта история будет продаваться! Легко понять, почему люди могут задаваться вопросом, что еще было от них скрыто.
Однако на самом деле псевдоэпиграфы – это не более чем фанфикшн: сочиненные истории по мотивам, написанные для развлечения людей, чья жизнь в основном вращалась вокруг религии, и заполняющие пробелы в установленном каноне.
Но это не означает, что изучение подобных текстов скучно или бесполезно. Изучение апокрифов и псевдоэпиграфов показывает нам, какое влияние оказали определенные люди на развитие современного христианства и его религиозных текстов.
Это напоминает нам о том, что Библия – очень древний текст, который переводился огромное количество раз. И, как и любой другой текст, он открыт для творческой интерпретации.
Читайте также: Изголовье Иакова: Связь христианства и индуизма?