Самые выдающиеся физики, психологи и ученые XIX века исследовали тайны паранормальных явлений. Некоторые из них были настроены скептически, а другие – искренне верили.
В XIX веке произошел взрыв интереса к привидениям, и спиритические сеансы стали настоящим бумом. Когда в 1848 г. сестры Фокс из Хайдсвилла (штат Нью-Йорк) заявили, что они могут разговаривать с духами, которые отвечают им, стуча по столу, новое веяние бодро пошло в гору, и появилось множество различных медиумов, которые демонстрировали эктоплазму, передавали сообщения из могилы и заставляли предметы таинственным образом летать по воздуху.
Возможности, открывающиеся в связи с существованием потустороннего мира, послужили толчком к развитию спиритизма, охватившего США, Великобританию и некоторые страны Европы в середине и конце XIX века. Интеллектуалы того времени начали проявлять интерес к паранормальным явлениям. Некоторые из них приняли исследования в области спиритизма, другие же оставались убежденными скептиками и пытались развенчать сенсационные истории. Вот восемь ученых XIX века, исследовавших призраков.
Содержание
1. Майкл Фарадей
В 1850-х годах стало популярным занятие “столоверчение”, после того как скромный стол стал предпочтительным средством для общения с духами, находящимися в потустороннем мире. Ученый Майкл Фарадей, известный своими открытиями законов электролиза и электромагнитной индукции, в 1853 г. заинтересовался феноменом, лежащим в основе верчения стола, желая выяснить, может ли это явление иметь электрическую или магнитную причину.
Проведя эксперименты по изучению вращения стола путем тайного наблюдения за движениями мышц участников спиритического сеанса, Фарадей опубликовал свои выводы в газете Times 30 июня 1853 года. Он пришел к выводу, что вращение стола – это не спиритическое, а физическое явление, и что участники эксперимента сами двигают стол, но не осознают этого. Не понимая до конца механизма действия бессознательной силы, Фарадей наткнулся на то, что позже назовут “идеомоторным эффектом”.
2. Уильям Бенджамин Карпентер
Физиолог Уильям Карпентер предположил, что идеомоторная реакция может объяснить, как бессознательные действия тела могут быть ответственны за воспринимаемое движение спиритических инструментов, таких как лозоходные палочки, маятник и спиритические доски (он придумал слово « идеомоторный» в статье 1852 года). Карпентер утверждал, что спиритические доски не предоставляют возможности общения с духами, а демонстрируют, что любые “полученные” сообщения вызваны подсознательными движениями участников. Теория Карпентера стала весьма влиятельной в области психических исследований, поскольку предлагала рациональное, научное объяснение разнообразных сверхъестественных явлений.
3. Альфред Рассел Уоллес
Натуралист Альфред Рассел Уоллес разработал теорию эволюции путем естественного отбора независимо от Чарльза Дарвина. Они переписывались по этому вопросу еще до того, как Дарвин опередил его, опубликовав в 1859 году книгу “О происхождении видов”. Уоллес так и не снискал того признания, которым пользовался Дарвин, а его вклад в историю науки был омрачен тем, что многие современники считали его неоправданно увлеченным спиритизмом.
Уоллес вывел теорию эволюции на новый уровень, предположив, что она указывает на существование сверхъестественного мира. Он считал, что в отличие от животных, эволюционировавших путем естественного отбора, человек должен отличаться от них, поскольку у него появилась способность говорить, создавать музыку и заниматься сложной математикой. Несмотря на насмешки, Уоллес продолжал с энтузиазмом проводить спиритуалистические исследования; он написал множество статей в защиту продолжения существования человеческого духа после смерти и был убежден в подлинности спиритических фотографий.
4. Пьер и Мария Кюри
Лауреаты Нобелевской премии физики Пьер и Мария Кюри получили известность благодаря открытию радиоактивных элементов радия и полония, и именно исследования этих, казалось бы, невидимых физических сил вызвали у них интерес к другим необъяснимым явлениям. В 1905 г. они вместе с другими учеными приняли участие в нескольких спиритических сеансах с известным медиумом Эусапией Палладино. Во время спиритических сеансов с медиумом происходили разные сверхъестественные явления: странные звуки, левитирующие столы, летающие предметы. Собравшиеся исследователи изо всех сил пытались опровергнуть все происходившее, а Пьер был абсолютно уверен, что “явления, которые мы видели, не поддаются объяснению как обычные фокусы”.
Мари публично не поддерживала концепцию спиритизма, но после внезапной смерти Пьера в результате несчастного случая в карете в возрасте 46 лет начала писать ему в своем дневнике. Ее неотправленные письма позволяют предположить, что в какой-то степени она верила в возможность общения с близкими людьми в загробном мире.
5. Уильям Джеймс
Уильям Джеймс (брат романиста Генри и писательницы Алисы Джеймс) заложил основы американской психологии и был одним из основателей Американского общества психических исследований (ASPR) в 1885 году. ASPR было попыткой применить строгие научные стандарты к изучению и исследованию психической сферы, включая телепатию, медиумизм и призраков. Джеймс с воодушевлением писал своей кузине Китти Принс, что “призраки, второе зрение, спиритизм и всевозможные хобгоблины будут “исследованы” самыми высокопоставленными и “культурными” членами общества”.
Джеймс признавал, что многие медиумы являются мошенниками, но отказывался считать, что значит все они должны быть отвергнуты. В частности, он очень верил одному медиуму, Леоне Пайпер из Бостона, после того как она принесла ему послание от его недавно умершего сына.
6. Джон Ферриар
В начале XIX века врач и реформатор здравоохранения Джон Ферриар попытался выяснить, действительно ли призраки являются сверхъестественными или же им есть более прозаическое объяснение. В 1813 г. он опубликовал свои выводы под названием “Эссе к теории явлений”.
“Формы умерших или отсутствующих людей видели, а их голоса слышали свидетели, показания которых заслуживают доверия”, – написал он. Он размышлял о том, как здравомыслящие люди могут поверить в то, что они видели или слышали привидение, и пришел к выводу, что привидения на самом деле являются результатом “снов наяву, состоящих из обрывков и фрагментов пережитых ощущений”. Ферриар утверждал, что призраки могут быть созданы перевозбужденным сознанием путем мысленной проекции, что делает призраков скорее психологическим, чем сверхъестественным явлением.
7. Элеонора Сиджвик
Элеонора “Нора” Сиджвик была математиком, суфражисткой и директором колледжа Ньюнхем Кембриджского университета. Она стала одним из ключевых членов Британского общества психических исследований (SPR) и впоследствии занимала пост его президента. Общество психических исследований, как и его американский аналог, основанный Уильямом Джеймсом, было одной из самых авторитетных организаций, занимавшихся изучением сверхъестественных явлений, и включало в себя ученых, академиков и известных уважаемых людей, таких как сэр Артур Конан Дойл, химик Уильям Крукс, физик Оливер Лодж.
Сиджвик провела множество исследований для SPR, изучая телепатию, медиумов и левитацию. Ее выводы были в основном скептическими, хотя она и считала, что телепатия – действительно подлинное, но очень редкое природное явление. В 1891 г. член SPR Альфред Рассел Уоллес обратился к обществу с просьбой исследовать спиритическую фотографию, поскольку верил, что многие существующие портреты, на которых запечатлены необъяснимые призраки, являются подлинными. Сиджвик взялась за это дело и опубликовала работу “О спиритических фотографиях”, в которой, по сути, развенчала их и раскрыла многие трюки, используемые для создания “призрачных” эффектов.
8. Уильям Флетчер Барретт
Уильям Ф. Барретт был известным физиком и членом Королевского общества, но сегодня его больше всего помнят по его исследованиям паранормальных явлений. Барретт был одним из первых в развивающейся области психических исследований, одним из основателей британского Общества психических исследований и американского Общества психических исследований.
Барретт особенно интересовался спиритизмом, полтергейстом и видениями умерших людей, полагая, что эти явления могут свидетельствовать о существовании жизни после смерти. Он утверждал, что измеряемые явления, такие как звуковые волны и излучение, могут дать ключ к разгадке того, как духи существуют. Однако легковерие Барретта причиной противоречий со многими учеными и членами SPR которые были настроены гораздо более скептически и заботились о соблюдении научной строгости. После того как его раскритиковали за то, что он не смог разглядеть простых фокусов, используемых некоторыми медиумами, Барретт решил переключиться на призраков.
Конечно, в наши дни эти изображения вызывают лишь снисходительную улыбку. Если бы ученые того времени увидели картинки, которые мы можем сегодня создавать с помощью графических программ и нейросетей, то мы уверены, что скептиков существования потустороннего в XIX веке вообще бы не осталось.
Читайте также: Исследование связывает веру в паранормальное с недостатком сна