Содержание
Древнегреческие философы породили огромное количество идей. Хотя мысли о том, как жить, занимали большую часть их внимания, они также задавались и вопросом о том, что именно представляет собой окружающий нас мир. И неважно, что многие из их предположений оказались далеки от истины – они проложили концептуальный путь для человечества и наших попыток понять природу реальности.
Фалес: Всё есть вода
Для Аристотеля Фалес был самым первым философом. Живший в Милете – древнегреческом городе, расположенном на территории современной Турции, – в VI веке до нашей эры, Фалес известен своими работами в области философии, астрономии и математики.
Он также пытался объяснить происхождение всех веществ, считая воду первоначалом, из которого вытекали все остальные. Он утверждал, что вода может превращаться в другие вещества, а все вещества могут возвращаться в воду. Оглядываясь назад, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) предложил несколько причин, по которым Фалес мог выбрать воду, большинство из которых – простые наблюдения о том, как жизнь нуждается в воде и как это вещество может превращаться из одного состояния в другое. Считается, что Фалес также утверждал, что Земля представляет собой шар, плавающий в море воды. Периодическое смещение планеты в этом море, рассуждал он, является причиной землетрясений.
Аристотель говорит нам, что Фалес был первым в истории Греции человеком, который не был удовлетворен мифологическими объяснениями окружающего мира и попытался предложить альтернативы посредством рассуждений. Независимо от его ошибочного представления о том, что земля может возникнуть из воды, которое было научно опровергнуто в 1768 году, Фалес заслуживает нашего неизменного восхищения за начало долгой традиции попыток рационального объяснения мира, используя только наблюдаемые данные.
Анаксимандр: Бесконечный апейрон
Современник (и, вероятно, ученик) Фалеса, живший в Милете, Анаксимандр был первым греческим философом, который записал свои идеи. Он также выдвинул то, что можно считать первыми философскими аргументами в пользу своей позиции в противовес эмпирическим наблюдениям Фалеса. Считается, что он также составил первую карту мира, известную грекам.
Анаксимандр рассматривал четыре классических элемента – воду, воздух, огонь и землю – и утверждал, что ни один из них не может быть первоначалом. Эти элементы были ограниченными, конечными и имели тенденцию уравновешивать друг друга. Вместо них он предложил новую субстанцию под названием “апейрон”, что переводится как “неограниченное” и должно было быть бесконечным.
Он также теоретизировал о космосе. Анаксимандр был первым, кто утверждал, что небесные тела совершают полные круги, двигаясь по ночному небу, что стало большим шагом вперед в астрономии. Кроме того, он заявил, что Земля плавает в пустом пространстве и что небесные объекты, которые мы видим, не все равноудалены друг от друга – по сути, он изобрел концепцию космического пространства.
Хотя эти идеи уже утратили свою актуальность, некоторые из них стали крупными достижениями – он дал начало философским аргументам, которые такие мыслители, как Аристотель и Платон, впоследствии усовершенствовали.
Анаксимен: Всё есть воздух
Последний из великих милетских философов, Анаксимен, согласно записям, работал и, вероятно, учился у Анаксимандра. Он отошел от идеи своего учителя об отдельной субстанции, которая становится элементами, с которыми мы взаимодействуем, и предположил, что первоначало – это воздух. Он предполагал, что воздух был полубожественным и, возможно, бесконечным.
Однако, в отличие от своих предшественников, он также изложил теорию того, как это работает. Во-первых, он предположил, что конденсированный воздух охлаждается и превращается в воду и землю. При разбавлении воздух нагревается и становится огнем. Он даже отметил, что это можно проверить, подув на руку с широко или узко открытым ртом. Далее он связал тепло и сухость с разрежением воздуха, в то время как влажность и низкие температуры были связаны с конденсацией воздуха. Затем, обратившись к космосу, он предположил, что воздух является основой звезд, которые действуют так же, как горящие объекты на Земле.
Своими предложениями Анаксимен ввел в западную мысль идею эмпирически подкрепленной теории преобразований, которую можно обсуждать и проверять. Его 2000-летняя идея о том, что законы природы действуют в космосе так же, как и на Земле, была доказана Исааком Ньютоном в начале XVIII века.
Гераклит: Поток и огонь
Гераклит был философом из Эфеса (как и Милет, сейчас это территория Турции), жившим в 6 веке до нашей эры. Хотя его работы, скорее всего, были ответом милетским философам, считается, что он не учился у них. В своих трудах, от которых сохранились лишь фрагменты, он говорил, что мир существовал всегда, основан на “вечно живом огне”, и что всё постоянно меняется.
Гераклит представил систему, по которой элементы превращаются друг в друга, какими бы ошибочными ни казались ее детали современному уму. Например, он объясняет: “Превращения огня: сначала море, а из моря половина – земля, половина – огненный ветер”. Более того, он утверждал, что этот процесс может идти и в обратном направлении и что пропорции материи сохраняются.
Он утверждал, что Вселенная находится в постоянном движении, и ничто не остается неизменным более чем на мгновение. Цитата, приписываемая Гераклиту – “Никто никогда не ступает в одну и ту же реку дважды” – обманчиво глубока и имеет важное значение для полезности эмпирических знаний.
Парменид: Мир единства
Философ из Элеи (греческой колонии на территории современной Италии) около 500 года до н.э., Парменид, возможно, является величайшим из досократовских мыслителей. Традиционно называемый “О природе”, его главный труд – поэма о природе реальности, состоящая из 800 стихов, в которой он утверждает, что мир, который мы видим, является иллюзией. Реальная природа мира недоступна нашим чувствам, но доступна нам через разум. Кроме того, этот “реальный” мир неизменен, един и неподвластен времени.
Его аргументы начинаются с идеи, что у нас не может быть рационального понятия “ничто”. Поскольку “ничто” не может существовать, он считал, что и пустого пространства тоже не существует. (Квантовая механика, кстати, показала, что это верно). Он продолжал в том же духе, пока не опроверг идеи изменения, различия и конца. Затем он обратился к миру, с которым мы взаимодействуем, и объяснил его как простую видимость.
Его влияние на западную мысль было значительным, особенно через Платона. Зенон, знаменитый создатель парадоксов, поддержал идеи Парменида, которые продолжают влиять на философию времени. Его утверждение, что наши органы чувств бесполезны в поисках истины, оказалось долговечным. Иммануил Кант выдвинул аналогичный аргумент.
Демокрит: Атомы
Демокрит родился в Абдере (ионийской колонии) в 460 году до н.э. и был плодовитым автором, который писал обо всем – от этики до ботаники. Хотя у нас есть только то, что о нем говорят другие (ни одна из его работ не сохранилась), ясно, что он был одним из первых мыслителей, предложивших идею атома.
Демокрит, или, возможно, его учитель Левкипп, изложил теорию под названием “атомизм”. Он утверждал, что невозможно делить материю бесконечно, так как должен наступить момент, когда что-то уже нельзя разделить пополам. Тогда появляется понятие “атомос”, что означает “неделимое”.
Атомы, которые, по его мнению, движутся в пустом пространстве, создают весь мир, основываясь на своей форме, расположении и положении в определенный момент времени. Качественные характеристики мира не присущи атомам, а обусловлены взаимодействием атомов, из которых состоят внешние объекты, и атомов, из которых состоят наши тела.
Греческий атомизм был полностью умозрительным – физические доказательства существования атомов были получены лишь в начале XIX века. Демокрит заслужил уважение даже тех, кто с ним не соглашался. Среди них был Аристотель, который хвалил Демокрита за его способность рассуждать, но при этом отвергал атомизм. К этой идее вернутся лишь столетия спустя, когда такие мыслители, как Галилей и Декарт, исследовали схожую философскую территорию.
Платон: Формы
Платон, работавший в основном в Афинах в IV веке до н.э., остается выдающейся фигурой среди философов. Его мысли вышли за рамки идей его учителя, Сократа, и оказали влияние практически на всю последующую западную и ближневосточную философию. Кроме того, он основал Академию в Афинах, где учились многие великие умы, включая Аристотеля.
Платон писал на многие темы, включая метафизику. Его “Теория форм” была основана на досократовских идеях. Он утверждал, что мир, в котором мы живем, является несовершенной копией мира “Форм”: неизменных, нефизических, непреходящих сущностей всех вещей. Повседневные предметы, такие как стулья, например, являются несовершенными копиями “Формы стула”. То же самое относится ко всему, что существует в нашем физическом мире.
Платон утверждал (как и Парменид, в некоторой степени), что основополагающий элемент реальности является математическим и идеалистическим. Он соглашается с Гераклитом, что мир, с которым мы взаимодействуем, постоянно меняется, а у милетских философов заимствует идеи о том, как элементы могут превращаться друг в друга и что это за элементы.
Важно отметить, что Платон поставил под сомнение свою собственную теорию. Диалог “Парменид”, в котором изображена вымышленная встреча Сократа и Парменида, обсуждающих “Формы”, кажется, показывает либо его отказ от теории в более позднем возрасте, либо необходимость ее пересмотра.
Наследие Платона остается несравненным. Лучше всего об этом сказал Альфред Норт Уайтхед:
“Вся западная философия – это серия сносок к Платону”.
Читайте также: Верили ли древнегреческие философы в инопланетян?