Гладиаторы сражались раундами, а для соблюдения правил существовали судьи. На самом деле лишь в редких случаях гладиаторы погибали.
Один из самых знаковых моментов в истории кино – когда Рассел Кроу, одетый в кожу и держащий в руках окровавленный гладиус (древнеримский короткий колющий солдатский меч), обращается к изумленному и молчаливому колизею с криком: “Вам не весело?”. Да, Рассел, это так. Очень даже. Будь то блокбастеры на большом экране, телевизионные исторические драмы или шоу, людям нравится идея древних гладиаторских боев.
А что тут не любить? Кровь, пот и слезы. Бои с размахиванием мечами, ударами, пинками и поножовщиной, сопровождаемые шокирующими зрелищами и обещанием неминуемой смерти. В кровожадных песнопениях обезумевшей толпы мы видим свое темное “я”. Мы можем восхищаться красотой Колизея в Риме, но не можем отвести взгляд от насилия.
Содержание
Проблема, однако, в том, что мы многое понимаем неправильно. История, которую мы видим в кино, сильно отличается от той, какой она была на самом деле. Чтобы помочь отделить римскую историю от римского мифа стоит обратиться к Александру Мариотти. Мариотти был консультантом таких крупных сериалов, как “Рим” канала HBO, “Спартак: кровь и песок” канала Starz и “Геракл” компании Paramount Pictures. В настоящее время он консультирует новый фильм “Гладиатор” (2024 г.) и “Колизей” на канале History Channel. Здесь мы разберем три мифа, которые прижились в популярной культуре.
Миф № 1: Бои до смерти
Максимус Децимус Меридий неистово всех убивает. Спартак только что обезглавил своего третьего противника. Император мрачно показывает большой палец вниз. Во всех случаях смысл один: гладиаторы умирают. Один из наиболее распространенных мифов о гладиаторах гласит, что их бои были смертельными поединками. В бой вступали двое, а выходил только один.
Однако, по мнению Мариотти, все это в корне неверно. Гладиаторские бои лишь изредка и по случайности заканчивались смертельным исходом. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, гладиаторский бой был прежде всего демонстрацией “того, что римляне называли virtus, то есть физической и психической выносливости, а также боевого мастерства”. То, что в фильме “Гладиатор” Рассела Кроу показано очень правдиво – это жуткая тишина после того, как он расправляется со своими противниками. Люди на трибунах в шоке, они пришли посмотреть на спорт, они хотели увидеть подготовку, талант и атлетизм. Убийство в первую минуту поединка ничего этого не демонстрирует.
Во-вторых, гладиаторы стоили дорого. Каждый гладиатор проходил многомесячную подготовку. Они получали лучшую медицинскую помощь от лучших врачей того времени. Римский врач Гален, который на 1500 лет определил вектор развития европейской медицины, начинал учиться своему ремеслу как врач гладиаторов. Учитывая огромные затраты на подготовку и содержание хорошего и популярного гладиатора, вполне логично, что люди не хотели, чтобы он умирал. Более того, на гладиаторов часто оформлялись огромные страховые полисы. Как сказал Мариотти: “вам пришлось бы заплатить от 400 до 430 тыс. долл. на современные деньги за возмещение ущерба… потому что если мой подопечный придет на вашу вечеринку или мероприятие и поранится, я потеряю заработок, а у меня с ним контракт”.
Мариотти подчеркнул, что бокс, в котором проводятся бои до потери сознания, и рестлинг с его удушающими приемами привели бы к гибели гораздо большего числа людей, чем бои с применением оружия.
Миф № 2: Все бои выглядели одинаково
В первую очередь, гладиаторские бои были спортом. В нем нужно было доказать, кто обладает большей силой. И поэтому они были гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы можем предположить. Мариотти говорит, что нам полезно было бы сравнить его с современными боями ММА. Речь шла не только о том, кто лучший боец, но и о том, какой стиль боя лучше.
Мариотти утверждает, что существовало от 20 до 30 различных стилей гладиаторского боя. Однако, как и в ММА, несмотря на то, что стилей боя могли быть десятки, большинство гладиаторов тяготели к нескольким. Выбор стиля зависел от типа фигуры, атлетизма и того, что выбрали для вас врачи. “Один из самых известных стилей – ретиарий”, – рассказывает Мариотти. “Он знаменит тем, что является уникальной дисциплиной в гладиаторском бою, вероятно, наименее защищенной”. Обычно у ретиариев были только наплечные доспехи и легкие нарукавники. На другом конце спектра находились мурмиллоны, которые носили тяжелые сегментированные доспехи, защиту на ногах и щит.
Ретиарий “должен быть быстрым. Для него важнее скорость”, в то время как мурмиллону приходилось выжидать время и действовать “систематически и тактически”. Это было противостояние Давида против Голиафа. Одно из отличий ММА от древних гладиаторских боев заключается в том, что у гладиаторов не было весовых категорий. На самом деле все было наоборот. Сегодня тяжеловес (murmillo) никогда бы не стал драться с полутяжеловесом (retiarius). Но римляне хотели знать, какой стиль боя, а также тип телосложения, лучше.
Миф № 3: Не было никаких правил
Колизей действительно больше напоминал боксерский ринг или ринг MMA, чем поле боя. Как и почти все виды спорта в истории, гладиаторские бои имели свои правила. Как пишет Мариотти:
“Правила, безусловно, существовали. Мы знаем, что, например, если гладиатор спотыкался, ему разрешалось встать, потому что одна из вещей, которую нам не часто рассказывают о гладиаторах, – это то, что они сражались в раундах. Если посмотреть на современный спорт, то нет ни одного вида физической борьбы, в котором не проводились бы раунды. И ответ прост: физически мы не можем поддерживать анаэробный уровень интенсивности более пары минут. А если добавить к этому доспехи, большие шлемы, оружие, то физическое истощение возрастает в десятки раз. Мы склонны превращать людей в мифологических персонажей. Конечно, гладиаторы не сражались часами, они сражались раундами”.
Еще одно большое упущение Голливуда касается судей: в гладиаторских боях их обычно было двое. “Были summa rudis и secunda rudis, которые, по сути, были двумя судьями – один в центре, другой сбоку, точно так же, как в любом современном спорте”. Были фолы, предупреждения и апелляции.
Кровь, песок и человеческая природа
По мнению Мариотти, оспаривать мифы важно для того, чтобы понять, что римляне не были чужеродными, жестокими, кровожадными монстрами. Они не собирались десятками тысяч, чтобы посмотреть на пытки и смерть. Они собрались, чтобы посмотреть на спорт. “Концепция двух атлетов, демонстрирующих физическое мастерство, умение и храбрость, – настолько укоренилась в человеке, что я думаю, Колизей существует сегодня и будет существовать всегда. Именно поэтому я не удивлен, что ММА – самый быстрорастущий вид спорта. Так что, возможно, самое большое заблуждение – это то, что мы якобы совершенно не похожи на древних римлян”.
Читайте также: Один день жизни в Древнем Риме