Наскальные рисунки – один из древнейших в мире видов искусства, и они столь же разнообразны, сколь разнообразны культуры и цивилизации, создавшие их. Изображения изящных человеческих фигур, ярко раскрашенных зверей, необычных фигур, сочетающих черты человека и животного, и тщательных геометрических узоров продолжают вызывать восхищение своей утонченностью, выразительными формами и детальными изображениями, а также дают возможность заглянуть в повседневную жизнь наших древних предков. Здесь мы приведем некоторые из самых удивительных и загадочных образцов наскальной живописи со всего мира, хотя существуют тысячи других, не менее впечатляющих.
Содержание
10. Наскальные рисунки каньона Сего – инопланетяне или шаманские видения?
Песчаниковые скалы каньона Сего представляют собой впечатляющую галерею петроглифов под открытым небом, нарисованных и высеченных коренными жителями Америки на протяжении примерно 8 000 лет. Они насчитывают более чем 80 внушительных и жутковатых фигур в натуральную величину со впалыми или отсутствующими глазами и частым отсутствием рук и ног. Некоторые утверждают, что эти загадочные образы являются свидетельством визита инопланетян на нашу планету в далеком прошлом, но ученые уверены, что странные существа являются результатом шаманских галлюцинаций, возникающих в состоянии транса.
Свидетельства проживания людей в каньоне Сего относятся к архаическому периоду (6 000 – 100 гг. до н. э.). Последующие племена анасази, фримонтов и юте также оставили здесь свой след, запечатлев на стенах скал свои религиозные видения, символы кланов и записи событий.
Сторонники теории древних астронавтов предполагают, что странные фигуры наскальных рисунков в стиле Барьерного каньона изображают инопланетян, которые когда-то посещали Землю. Они указывают на большие, впалые глаза и головы треугольной формы как на доказательства того, что фигуры явно не человеческие. Однако специалисты, например исследовательница Полли Шаафсма (1999), утверждают, что изображения представляют собой шаманское искусство, связанное с ритуальной деятельностью архаичных людей. Г-жа Шаафсма указывает на то, что “фигуры духов” часто изображены в форме змей, а их торсы иногда включают в себя символы воды/жизни. Присутствие подобных реляционных мотивов (фигура/животное) считается доказательством того, что среди архаических народов, по крайней мере в определенный период времени, существовали шаманские культы.
9. Редкие древние наскальные рисунки в Шотландии могут отражать ритуалы, территориальные метки или звездную карту
Не так давно археологи обнаружили редкий образец доисторической наскальной живописи в Шотландском нагорье. Исследователи предположили, что большой валун, содержащий многочисленные чашеобразные и кольцевые символы, может отражать ритуальное использование, территориальную маркировку или картографию звезд. Предполагается, что резьба на большом камне, найденном в Россшире (Шотландия), относится к неолиту или бронзовому веку, примерно 4000-5000 лет назад. Однако точная датировка рисунков затруднена: даже если мегалитический памятник датируется достаточно точно, то рисунки на камне могут быть более поздним дополнением.
Джон Уомбелл, представитель Археологического общества Северной Шотландии (NOSAS), назвал находку “удивительным открытием” и пояснил, что это один из немногих декорированных камней такого рода в Шотландии. Чашечные и кольцевые символы – это вид доисторического искусства, представляющий собой вогнутое углубление, не более нескольких сантиметров в поперечнике, вырезанное на поверхности камня и часто окруженное концентрическими кругами, также выгравированными на камне. Это украшение встречается в виде петроглифов на естественных валунах и обнажениях, а также на мегалитах, таких как курганы с плитами, каменные круги и проходные могилы, такие как гробницы в расщелинах и на каменных плитах в Ньюгрейндже.
Чашечные и кольцевые знаки часто встречаются на стоячих камнях и в каменных кругах – местах, которые, как считается, в прошлом использовались для религиозных и ритуальных целей. Чаще всего они встречаются на скалах, где место было выбрано специально, чтобы с него открывался беспрепятственный вид на окрестности. Другие говорят, что они соответствуют звездным созвездиям, или что это метки о владении землей, или пограничные метки.
8. Необычные наскальные рисунки додинастического периода в Египте
В 2013 году археологи обнаружили в оазисе Харга, расположенном в 175 километрах к западу от Луксора в Египте, наскальное панно, которое, как считается, относится к додинастической эпохе, около 4 000 лет до нашей эры или раньше. Египтолог Салима Икрам утверждала, что наскальная живопись представляет собой изображение пауков, паутины и насекомых, попавших в ловушку пауков, и эта теория доминировала в новостях.
Однако с тех пор другие исследователи предложили альтернативные объяснения. Доктор Дерек Каннингем, автор книги “400 000 лет науки каменного века”, предположил, что линейные гребенчатые узоры на самом деле являются архаичной формой астрономического письма. Он обнаружил, что угловое смещение “паучьего тела” и множество линий, нарисованных на панели, совпадают с астрономическими значениями, которые считаются главными для точного предсказания лунных и солнечных затмений. Например, тело предположительных пауков повернуто на 13,66 градуса от вертикали, что соответствует половине сидерического месяца.
Майкл Ледо, автор книги “На земле, как на небе: космические корни Библии”, дал другую интерпретацию необычной наскальной панели. По мнению Ледо, фигуры представляют собой зодиакальные и другие созвездия.
7. 15 000 произведений искусства за десять тысячелетий раскрывают эволюцию человеческой жизни на краю Сахары
Национальный парк Тассилин-Адджер называют лучшим доисторическим музеем под открытым небом в мире. Расположенный на обширном плато на юго-востоке алжирской Сахары у границ Ливии, Нигера и Мали и занимающий площадь 72 000 квадратных километров, Тассилин является природным выставочным залом для исключительной плотности наскальных рисунков, на которых древние фиксировали климатические изменения, миграции животных и эволюцию человеческой жизни на краю Сахары с 10 000 лет до н. э. до первых веков нынешней эры.
На протяжении тысячелетий сменявшие друг друга народы оставили множество археологических артефактов, жилищ и курганов. Однако именно наскальные рисунки, впервые обнаруженные в 1933 году, принесли Тассилин-Адджеру мировую известность. Коллекция включает в себя более 15 000 изображений на открытых скалах, среди которых рисунки диких и домашних животных, людей, геометрические узоры, древние письмена и мифические существа, такие как люди с головами животных и боги или духи.
Работы охватывают пять различных периодов, каждый из которых соответствует определенной фауне, и характеризуется стилистическими различиями. В настоящее время зарегистрированы тысячи рисунков, но, скорее всего, это еще не окончательная цифра. Изображения пролили свет на жизнь древних людей Сахары, но также оставили нам множество вопросов о том, кто их нарисовал и что все это значит.
6. Наскальные рисунки возрастом 10 000 лет отражают веру в то, что мы не одиноки, утверждает археолог
В июле 2014 года Департамент археологии и культуры штата Чхаттисгарх (Индия) обратился за помощью к Индийской организации космических исследований для изучения комплекса древних наскальных рисунков, найденных в пещерах близ города Чарама в округе Канкер, в племенном регионе Бастар. По словам одного из археологов, эти рисунки отражают веру древних людей в то, что мы не одиноки во Вселенной.
Археолог Джей Ар Бхагат, изучавший наскальные изображения, утверждает, что вновь обнаруженные рисунки датируются примерно возрастом в 10 000 лет, хотя метод датировки не уточнялся. Бхагат предполагает, что на рисунках могут быть инопланетяне и НЛО, поскольку на них изображены большие человекоподобные существа, спускающиеся с неба. Некоторые из них носят шлемы или антенны, а также есть дискообразный корабль с тремя лучами (или посадочными штангами), исходящими из его основания.
Бхагат объяснил, что среди местных жителей существует несколько поверий. Одни поклоняются рисункам, другие рассказывают истории, услышанные от предков, о “народе рохела”, что переводится как “маленькие”. Согласно легенде, люди рохела опускались с неба на летающем объекте круглой формы и забирали одного или двух жителей деревни, которые больше никогда не возвращались. Однако Бхагат признает: “мы не можем исключить возможность, что всё это фантазии древних”.
Бхагат не упоминает о том, что на рисунках изображено то, что в других контекстах археологи обычно определяют как шаманские наряды, гибридов человека и животных и геометрические формы. Изображения фигур с рогами, антеннами или духовными лучами хорошо известны в шаманских практиках.
5. Древнейшее наскальное искусство Северной Америки
Петроглифы в западной Неваде, возраст которых в августе 2013 года был определен в 10 500 – 14 800 лет, является самым древним наскальным искусством, когда-либо найденным в Северной Америке. Предыдущие самые древние наскальные изображения в Северной Америке датируются возрастом 6 700 лет и находятся на озере Лонг-Лейк в штате Орегон.
Древние петроглифы в Неваде высечены на известняковых валунах, расположенных на западной стороне ныне высохшего озера Виннемукка. Наскальные рисунки включают в себя как простые петроглифы, такие как прямые линии и завитки, так и более сложные, напоминающие деревья, цветы или прожилки на листьях. Есть также серия абстрактных изображений, похожих на овалы и ромбы в цепочке. Глубоко вырезанные линии и бороздки в геометрических мотивах имеют сходство с петроглифами, найденными в Орегоне. Однако их значение и символизм пока не расшифрованы.
4. 5000-летняя резьба на камне Кочно
Камень Кочно, расположенный в Западном Данбартоншире (Шотландия), с десятками желобчатых спиралей, резных углублений, геометрических фигур и загадочных узоров, считается лучшим образцом резьбы бронзового века во всей Европе. Однако последние 50 лет он лежал погребенный под метровым слоем земли и растительности, что явилось следствием отчаянной попытки защитить его от вандалов.
Камень размером 12,80 на 7,92 м был впервые обнаружен преподобным Джеймсом Харви в 1887 году на фермерских угодьях вблизи того места, где сейчас находится жилой комплекс Фейфли на окраине Клайдбанка. Он покрыт более чем 90 резными углублениями, известными как знаки чашек и колец. Чашечные и кольцевые следы, возраст которых, как полагают, составляет около 5 000 лет, сопровождаются вырезанным дохристианским крестом, помещенным в овал, и двумя парами резных отпечатков ног, причем на каждой ноге всего по 4 пальца. Из-за множества следов отметок на нем Кохно был признан объектом национального значения и внесен в список памятников архитектуры.
В 1960-х годах камень Кохно неоднократно повреждался вандалами, поэтому в 1964 году археологи Университета Глазго рекомендовали закопать его, чтобы защитить от дальнейшего разрушения. С тех пор камень был зарыт. Однако последние несколько лет местный совет рассматривает вопрос о том, стоит ли снова открыть этот впечатляющий камень.
3. Загадочное наскальное искусство аборигенов Ванджина
Одна из самых интригующих и загадочных легенд австралийских аборигенов – легенда о Ванджинах, верховных духовных существах, создателях земли и людей. Земля Ванджина – это огромная территория площадью около 200 000 квадратных километров суши, рек, морей и островов в регионе Кимберли на северо-западе Австралии с неизменной культурой, насчитывающей не менее 60 000 лет, но, вероятно, гораздо старше. Традиционные законы и культура аборигенов здесь по-прежнему живы и сохраняются.
Три племени Ванджина – ворара, нгариньин и вунумбул – являются хранителями древнейших известных образцов изобразительного искусства, которые разбросаны по всему Кимберли. Пожалуй, самое интересное в их фигурах, нарисованных на скалах и в пещерах, – это то, как они изображали самих ванджинов: белые лица, лишенные рта, большие черные глаза и голова, окруженная ореолом или каким-то шлемом.
Устный легенды о Ванджинах передавались из поколения в поколение, как и все истории аборигенов так называемого “Времени снов”. Суть такова: Ванджины были “небесными существами” или “духами из облаков”, которые спустились с Млечного Пути во время Сна и создали Землю и всех ее обитателей. Затем Ванджины посмотрели на жителей, осознали грандиозность задачи и вернулись домой, чтобы привести новых Ванджинов.
С помощью Змея Времени Снов Ванджины спустились вниз и провели Время Сновидений, создавая, обучая и служа богами для аборигенов, которых они создали. Через некоторое время Ванджины исчезли. Они спустились под землю и с тех пор живут на дне водного источника, связанного с каждой из картин. Там они постоянно производят новые “семена детей”, которые считаются источником всей человеческой жизни. Некоторые Ванджины вернулись на небо, и теперь их можно увидеть по ночам в виде огней, движущихся высоко над землей.
2. Тайна камня Джудакулла
В Северной Каролине, в горах округа Джексон, есть большой таинственный камень, полный петроглифов, которые еще предстоит расшифровать. Для индейцев чероки этот камень имеет особое значение, а место, где он находится, является священным местом, где раньше проводились церемонии.
Название Джудакулла происходит от индейцев чероки, которые верили, что это древнее существо, господствовавшее в горах. Его название означает “у него косые глаза” или “раскосый великан” – могущественное существо со сверхчеловеческими способностями, умеющее летать, которое перепрыгивало с горы на гору и даже могло управлять ветром, дождем, громом и молнией. Существо могло переносить обычных людей в мир “духов” и могло общаться с людьми. Похоже, это “богоподобное” существо того же типа, что и те, которые упоминаются во всех мифологиях мира.
Говорят, что однажды Джудакулла приземлился на этот камень, оставив на нем отпечаток руки с семью пальцами. Камень представляет собой обнажение мыльной породы изогнутой формы, на котором расположено более 1 500 петроглифов. Их возраст оценивается между 3000 и 2000 годами до нашей эры, а во время раскопок вокруг камня были обнаружены орудия каменоломни. В этом районе не было найдено других камней с подобными отметинами, что делает Джудакулла весьма загадочным.
Интерпретации петроглифов многочисленны. Это и карты, и религиозные символы с тайным посланием, и просто граффити древних людей. Они могут представлять животных, людей или другие значимые фигуры.
1. Азиатские пещерные рисунки могут переписать историю человеческого искусства
Работа, опубликованная в октябре 2014 года в журнале Nature, показала, что более 100 древних рисунков рук и животных, найденных в семи известняковых пещерах на острове Сулавеси в Индонезии, по возрасту не уступают известному доисторическому искусству в Европе. Исследование показало, что люди начали создавать наскальные рисунки 40 000 лет назад на противоположных концах плейстоценового евразийского мира.
Максим Обер, руководитель экспедиции, археолог и геохимик из австралийского Университета Гриффита, пояснил, что до этого открытия эксперты придерживались проевропейского взгляда на то, как, когда и где человек начал создавать наскальные рисунки и другие формы фигуративного искусства. Однако тот факт, что люди на Сулавеси занимались искусством в то же время, что и в Европе, говорит о том, что либо человеческое творчество возникло независимо друг от друга примерно в одно и то же время по всему миру, либо, когда наши древние предки покинули Африку, они уже обладали способностью и склонностью к искусству.
Читайте также: Миф о Бепе Корорити. Древние астронавты