Слышали ли вы историю о разгневанном божестве и потопе? Ту, в которой мир погружается под воду, но один умный человек строит лодку и выживает, а затем он и его жена заселяют планету?
Конечно, да, но вы, возможно, удивитесь, узнав, что речь идет не о Ное. Существует удивительное количество апокалиптических историй по всей планете, которые рассказывают практически ту же самую историю.
Одна из самых древних – греческий миф о потопе, в котором рассказывается о том, как разгневанный Зевс затопил сушу, но благочестивый Девкалион и его жена выжили. Это может показаться немного похожим на библейский сюжет.
Но настоящая загадка заключается в том, почему это так. Заимствуют ли эти легенды друг у друга, произошли ли они от какого-то протомифа о катастрофическом потопе? Или же в самых ранних воспоминаниях человечества есть что-то о подобном событии, о чем позже рассказывали и пересказывали все культуры нашего вида?
Содержание
Ответ Древней Греции Ною
Существуют различные рассказы о Великом греческом потопе и Девкалионе. Некоторые из них очень похожи друг на друга и имеют лишь незначительные различия, другие же разительно отличаются.
В основном мы будем придерживаться версии Овидия (римского поэта), а также Аполлодора (мифографа первого или второго века нашей эры). Эти версии включают в себя наиболее распространенные аспекты греческого мифа о потопе.
В “Метаморфозах” Овидия история начинается с того, что Зевс узнаёт о всех безнравственных событиях, происходящих на Земле. Он решает сам взглянуть на происходящее и посещает дом Ликаона, царя Аркадии. Царя богов радушно встречают набожные жители города, и Ликаон готовит в его честь грандиозный пир.
Однако все принимает другой оборот, когда Зевс понимает, что Ликаон планирует обмануть его. Ликаон убивает и готовит своего сына Никтима и подает его Зевсу на пиру, надеясь проверить, насколько всезнающ бог на самом деле. Зевс не обмануть, ведь он все-таки бог, но он не любит, когда его испытывает смертный царь.
Возмущенный Зевс возвращается на Олимп, где собирает совет богов. Решение было принято: Ликаон предрешил судьбу человечества.
Зевс решает, что все человечество в целом – такое же зло, как Ликаон, и должно быть уничтожено. Первым делом он посылает одну из своих печально известных молний во дворец Ликаона, взорвав его грешных сыновей и превратив самого Ликаона в волка. Следующее его действие несколько масштабнее: Зевс собирается уничтожить все человечество бронзового века мощным потопом, смыв зло с лица Земли.
Тут-то и появляется Девкалион, обычно изображаемый как сын титана Прометея (подарившего человечеству огонь). Прометей снова идет против Зевса, на этот раз предупреждая своего сына о потопе.
Он поручает Девкалиону построить якобы большой сундук, в действительности же – гигантскую лодку. Древнегреческий ученый Аполлодор описывает его как “сундук следующего фасона: сделать его пятьдесят локтей в длину, четырнадцать в ширину и восемь в высоту”.
Девкалион и его двоюродная сестра (в некоторых версиях – жена) Пирра садятся в лодку. Они успевают на борт как раз в тот момент, когда Зевс начинает затапливать землю, заливая ее водой и убивая все живое. Все живое, кроме Девкалиона и Пирры.
Зевс замечает эту уцелевшую пару, но, видя их благочестие, решает пощадить их. Он посылает Северный ветер, который разгоняет тучи и успокаивает бурю. Пара благодарит (вроде как) милосердного Зевса, и воды потопа начинают спадать.
Проходит девять дней, и воды спадают настолько, что Девкалион и Пирра могут причалить к горе Парнас (или иногда к горе Этна, Афон или Отрис, в зависимости от версии). Только тогда они понимают, что остались единственными выжившими смертными, и отправляются к родникам Цефея, чтобы посетить храм Фемиды.
Фемида – титанида, богиня божественного закона, порядка и обычаев, которая обычно играла важную роль в божественном порядке космоса. Поэтому пара решила, что она – лучшее существо, к которому можно обратиться за помощью в деле заселения Земли. Фемида с радостью согласилась помочь, но ее ответ был несколько загадочным.
Фемида ответила: “Покиньте храм и с покрытыми головами и распахнутыми одеждами бросьте позади себя кости вашей великой матери”. После некоторого раздумья Девкалион и его жена поняли, что Фемида имела в виду Мать-Землю, а кости в ее послании были камнями. Отойдя от храма, они бросили за спину камни.
Затем эти камни начали превращаться в новую расу людей, но людей, созданных по другому образцу, людей, не имеющих отношения к богам. По мере того как они это делали, из земли начали спонтанно появляться животные. Благодаря этим двум выжившим жизнь возвращалась на землю.
Девкалион и Пирра некоторое время путешествовали и наконец оказались в Фессалии. Прибыв на место, они вернулись к созданию людей старым способом, без использования камней. У них родились два сына, Эллин и Амфиктион.
Потомство Эллина было особенно влиятельным. Его сын Эол основал эолийцев, а второй сын Дорус – дорийцев. Оба они впоследствии стали чрезвычайно значимыми греческими народами.
У его третьего сына, Ксуфа, родились Ахей, основавший ахейцев, и Ион, основавший ионийцев. Амфиктион сменил своего отца на посту фессалийского царя и основал Амфиктионическую лигу – религиозно-политическое объединение греческих городов-государств.
Дежа вю
Неудивительно, что все это может показаться вам знакомым. Греческий миф о потопе – не единственная древняя религиозная история, в которой фигурирует апокалиптический потоп. В частности, месопотамский “Эпос о Гильгамеше” (одно из древнейших дошедших до нас сказаний в истории) и библейское повествование о Ноевом ковчеге имеют с греческим вариантом поразительное сходство.
Во всех трех историях человечество уничтожается могущественным божеством в наказание за свои предполагаемые проступки. В “Эпосе о Гильгамеше” боги уничтожают землю из-за развращения людей, но приказывают Утнапиштиму, мудрому и благочестивому человеку, построить лодку и пережить потоп.
В рассказе о Ное, который содержится в книге Бытия, Бог также решает уничтожить человечество, но приказывает Ною построить ковчег. Во всех трех историях выжившие люди быстро заселяют землю, не вдаваясь особо в подробности процесса и прибегая к неким магическим практикам, чтобы избежать неприятного вопроса о массовом инбридинге.
Хотя детали отличаются от истории к истории, общий план практически одинаков. На самом деле мифы настолько похожи, что некоторые иудейские и раннехристианские богословы времен Второго храма считали, что Ной, Девкалион и Утнапиштим – одно и то же лицо, а все эти истории рассказывают о древнем потопе, который когда-то произошел в Средиземноморском регионе.
Интересно другое. Параллели между греческим мифом и другими древними историями о потопе простираются далеко за пределы Средиземноморья. Индуистская традиция тоже содержит рассказ о потопе, имеющий поразительное сходство.
В индуистском эпосе “Махабхарата” есть история о всемирном потопе, известная как история Ману (или Матсьи). Как и Девкалион, Ману был предупрежден о надвигающейся катастрофе и получил указание построить большую лодку, чтобы сохранить семена жизни. Когда воды поднялись, лодка Ману причалила к горе, подобно тому, как ковчег Девкалиона бросил якорь у горы Парнас.
Аналогичные мифы о потопе есть и у коренного американского племени хопи, которые рассказывают о божественном гневе, выживании в кораблях и последующем заселении Земли. Эти сходства предполагают общий культурный мотив, подчеркивающий универсальность таких повествований в объяснении происхождения и проблем человечества.
Как у столь разных цивилизаций могут существовать такие невероятно похожие истории? Является ли это доказательством того, что Великий потоп действительно был? В конце концов, наступает момент, когда совпадение при всем желании уже никак не похоже на совпадение.
На протяжении долгого времени люди делали все возможное, чтобы доказать правдивость религиозных сказок. Например, некоторые верят, что Ноев ковчег покоится на горе Арарат. Многие утверждают, что “лодкообразные” образования на горе являются свидетельством существования Ковчега, но эти утверждения никогда не были подтверждены достоверными археологическими или научными данными.
Правда заключается в том, что не существует достоверных археологических доказательств того, что Великий потоп когда-то уничтожил большую часть человечества. Но мы знаем, что мощные наводнения действительно обрушивались на древние цивилизации.
Черноморский потоп, произошедший около 5600 года до н.э., характеризовался резким повышением уровня моря, что, возможно, и послужило источником для подобных историй. Аналогичным образом, реки Тигр и Евфрат в Месопотамии часто разливались, что могло послужить источником мифов о наводнениях в этом регионе. Наводнения происходят практически везде на нашей планете.
Только непонятно почему развитие сюжета о потопе так схоже у разных культур. Такие параллели между историями, вероятно, указывают на некое общее культурное сознание или общий древний источник вдохновения, отражающий склонность человека объяснять стихийные бедствия, такие как наводнения, и моральные уроки с помощью мифологии.
Читайте также: Загадка Большого Соленого озера: наука показывает аномалии, свидетельствующие о Всемирном потопе?