Среди суровых ландшафтов массива Исалу на юге Мадагаскара древний археологический памятник под названием Теники долгое время озадачивал исследователей. Этот объект отличается огромными каменными террасами, полыми нишами, вырезанными в скалах, и большими каменными камерами, не похожими ни на какие другие сооружения, найденные на Мадагаскаре или на восточноафриканском побережье. Новое исследование археологов под руководством профессора доктора Стефана Шрёрса, опубликованное в журнале Azania: Archaeological Research in Africa, предполагает, что этот объект мог быть построен зороастрийской общиной около 1000 лет назад.
Если это подтвердится, то станет революционным открытием, связывающим Мадагаскар с древними персидскими религиозными практиками и обширными торговыми сетями Индийского океана первого тысячелетия нашей эры.
Содержание
Уникальное открытие в массиве Исалу
Объект Теники расположен в национальном парке Исалу, в глубине южного нагорья острова. Известный исследователям более века, он был посещен французскими натуралистами Альфредом и Гийомом Грандидье в 1940-х годах, которые выдвинули гипотезу, что эти сооружения могли быть построены потерпевшими кораблекрушение португальскими моряками. Более поздние раскопки в 1960-х годах обнаружили фрагмент китайского кувшина XVI века, намекая на связь с дальней торговлей.
Однако эти ранние исследования были ограничены из-за удаленного расположения объекта — почти в 20 километрах от ближайшей дороги, доступного только после изнурительного похода по пересеченной местности. В результате никаких детальных археологических работ не проводилось до тех пор, пока Шрёрс и его коллеги не начали раскопки в 2019 году. Спутниковые снимки высокого разрешения помогли выявить истинные масштабы объекта, побудив команду провести более целенаправленные полевые исследования и раскопки.
В Теники они обнаружили круглые и прямоугольные ниши, вырезанные в скальных поверхностях, каменные бассейны, вырубленные в скале террасы и две большие камеры, поддерживаемые каменными столбами. Эти находки были необычными, не имеющими сходства с известной малагасийской архитектурой. Что еще более важно, некоторые из этих ниш имели круглые углубления, которые, по-видимому, были запечатаны деревянными или каменными плитами, что позволяет предположить, что в них когда-то могли находиться человеческие останки.
Зороастрийские погребальные практики?
Архитектура и назначение сооружений Теники представляли собой загадку. Португальская теория казалась маловероятной, поскольку первые португальские корабли прибыли в Индийский океан только в 1498 году, гораздо позже предполагаемого строительства Теники. Керамические черепки, найденные на объекте, датировались X-XII веками нашей эры, причем некоторые фрагменты происходили из Юго-Восточной Азии и Китая, что указывало на то, что Теники был частью оживленной торговой сети Индийского океана.
В поисках возможных объяснений Шрёрс и его команда обратились к регионам, исторически связанным с Мадагаскаром через торговлю, таким как Аравия, Персия и Индийский субконтинент. Они обнаружили поразительное сходство между нишами в Теники и вырубленными в скалах нишами в Иране, особенно в регионе Фарс, которые использовались зороастрийцами для погребальных целей.
В зороастрийской традиции мертвых не хоронили, а помещали в открытые ниши, называемые “дахмами”, где их тела подвергались воздействию стихии и падальщиков. После того как плоть разлагалась, кости переносили в меньшие, закрытые ниши, известные как “астоданы”. Эта практика была основана на зороастрийском верований, что земля не должна быть загрязнена мертвыми телами. Сходство в конструкции привело исследователей к гипотезе о том, что ниши в Теники могли быть построены зороастрийской общиной.
Персидско-малагасийская связь
Эта гипотеза подкрепляется историческими записями, показывающими, что персидские торговцы были активны в торговой сети Индийского океана во время Сасанидской империи (224-651 гг. н.э.) и далее в исламский период. Персидский портовый город Сираф, например, имел обширные торговые связи с Восточной Африкой, Юго-Восточной Азией и Китаем. Возможно, что персидские зороастрийцы, бежавшие от арабского завоевания и насаждения ислама в VII веке, мигрировали вдоль этих торговых путей, в конечном итоге достигнув Мадагаскара.
Однако в нишах Теники не было найдено человеческих останков, что усложняет теорию. По словам американского полевого биолога Стива Гудмана, который много работал на Мадагаскаре, возможно, что местное население на протяжении веков извлекало останки, возможно, для использования в ритуалах. Народ бара, населяющий этот регион сегодня, издавна ассоциируется со сложными погребальными традициями, включая использование человеческих останков в магии.
Хотя отсутствие скелетных останков представляет собой проблему, стилистическое сходство между нишами Теники и зороастрийскими оссуариями в Иране дает прочную основу для дальнейших исследований.
Текущие работы в Теники направлены на разгадку этих тайн. Шрёрс и его команда планируют вернуться в 2025 году для дальнейших раскопок, включая использование технологии LIDAR для лучшей визуализации структур и террас объекта. Одной из перспективных областей исследования является участок долины Саханафо размером 80 на 80 метров, где при поверхностном обследовании была обнаружена керамика из Китая и Ближнего Востока. Исследователи надеются, что раскопки этой области дадут больше подсказок о происхождении и культуре людей, построивших Теники.
Хотя связь между Теники и зороастризмом остается предположительной, возможность того, что на Мадагаскаре когда-то существовала зороастрийская община, добавляет захватывающую новую главу в и без того сложную историю острова. Дальнейшие исследования могут дать более глубокое понимание того, как древний Мадагаскар был связан с более широким миром через торговлю, миграцию и культурный обмен.
Как отмечает Шрёрс:
“Хотя я хотел бы подчеркнуть, что наша интерпретация, связывающая вырезанную в скалах архитектуру с зороастрийскими практиками, является предварительной, стилистическое сходство каменных бассейнов и столов, найденных в Теники, с теми, что использовались в зороастрийских ритуальных церемониях, кажется, указывает в том же направлении.”
Читайте также: Дьеус: индоевропейский бог неба, который сделал всё первым