“Открытый” в 1841 году и признанный новым чудом света в 2007 году, древний город Чичен-Ица стал одним из самых знаковых городов майя в Мезоамерике.
Археология Чичен-Ицы, одного из последних городов-государств майя, вызывает споры и является предметом постоянных дискуссий, отчасти из-за сходства этого места с не-майяскими памятниками. Как и в случае с Теотиуаканом на севере, исследования показывают, что Чичен-Ица была чрезвычайно синкретическим обществом, сочетавшим в себе традиции как тольтеков, так и майя, о чем свидетельствуют остатки сооружений, которые медленно раскапывают и сегодня.
Содержание
История Чичен-Ицы до Ицы
Когда цивилизация майя вступила в свой классический период (250–900 гг. н. э.), она испытала упадок, известный как Великий Коллапс, возможно, связанный с ее системой правления, которая основывалась на дани для поддержания растущего населения городов. Большинство, если не все, города майя использовали этот стиль, поэтому, когда одна или другая сторона не выполняла свою часть сделки – из-за восстания, засухи или междоусобной войны, – вся система рушилась, оставляя после себя лишь несколько городов-государств, среди которых были Чичен-Ица и более поздний Майяпан.
Первоначальное строительство Чичен-Ицы можно проследить до этого классического периода, примерно 500–800 гг. н. э. Эти первые поселения были построены в архитектурной традиции Пуук после упадка Теотиуакана, где проживало множество групп, включая майя, во время его расцвета в 200–600 гг. н. э. Подобно Теотиуакану, Чичен-Ица после своего основания превратился в по большей части синкретическое общество, по крайней мере, с точки зрения стиля.
Более поздние поселения на этом месте начали появляться примерно в 900–950 гг. н. э., когда беженцы из рушащейся империи майя мигрировали на Юкатан из Гватемалы и южной Мексики. К этому времени торговые отношения привели к возникновению смешанных майя-мексиканских/тольтекских групп, среди которых были и ица.
Название Чичен-Ица переводится как “у колодца ица” и состоит из слов chi – “рот” или “край”, ch’en – “колодец” и Ица – от itz – “колдун” и ha – “вода”.
Кем были ица?
С появлением этой тольтекской группы временная шкала становится запутанной.
Популярная теория гласит, что тольтеки пришли в долину Мехико в ранний постклассический период, около 950 г. н. э., и построили свой город Тула Гранде недалеко от поселения Тула Чико, существовавшего со времен падения Теотиуакана около 600 г. н. э. До этого считается, что тольтеки произошли от кочевого племени чичимеков из северной Мексики. Слово “чичимек” эквивалентно латинскому “варвар”, а слово “тольтек” можно перевести как “мастер-ремесленник”, а также как “житель Тулы”.
История тольтеков о Чичен-Ице начинается с изгнания царя по имени Топильцин Кетцалькоатль из столицы тольтеков Тулы Гранде около 987 г. н. э. Источники майя также говорят о прибытии этого царя на Юкатан в том же году. Среди майя он был известен как Кукулькан, но его можно узнать и по другому имени: Кетцалькоатль, божество, которому поклонялись в Гватемале, Белизе и Мексике на протяжении сотен лет.
Археология не может полагаться только на устные предания, поэтому временная шкала Чичен-Ицы до сих пор вызывает много споров. Недавние открытия более старого, меньшего по размеру храма внутри храма Кукулькана и результаты радиоуглеродного анализа фрагментов керамики, найденных на большой площади вокруг храма, указывают на более раннюю дату как для самого храма, так и для других памятников на этом месте.
Эти открытия помещают тольтекские элементы в Чичен-Ице раньше, чем их столица, Тула Гранде, что позволяет предположить, что вместо вторжения тольтеков в Чичен-Ицу существовала торговая система, которая насчитывала сотни лет, в рамках которой стили керамики и архитектуры использовались одновременно, как и в Теотиуакане.
Если исходить из данных радиоуглеродного анализа, то можно сделать вывод, что тольтекские и майяские элементы, известные в археологических источниках как Старый Чичен (чисто майяские элементы) и Новый Чичен (тольтекские), на самом деле существовали одновременно, возможно, еще со времен его первоначального строительства после упадка Теотиуакана в 600–800 гг. н. э.
Остается вопрос о самих ицах. По прибытии на Юкатан группа, известная как ица, называлась существующими юкатекскими майя “людьми, которые ломано говорят на нашем языке”. Их странный язык может быть ключом к их происхождению, которое, как и многие аспекты цивилизации майя, до сих пор является предметом дискуссий. Наиболее популярна теория о том, что они были мигрантами из района озера Петен в центральной Гватемале, в то время как другие предполагают, что это была группа говорящих на языке науатль чонтальских майя, пришедших с юга Мексики.
Учитывая все вышесказанное, возникает более четкая картина: группа ица-тольтеков мигрировала на юг из Мексики, в конце концов, оказавшись в городе Чичен, где они столкнулись с коренным населением майя, обитавшим на этом месте после оккупации Пууком, или, возможно, с самими пууками, что привело к интеграции двух архитектурных стилей.
Чичен-Ица: модель или копия?
Сходство между Чичен-Ицей и другими местами, особенно с Тулой Гранде, подтверждает теорию синкретизма, а не вторжения. Список сходств между Тулой Гранде и Чичен-Ицей очень обширен, по сути, делая одно место моделью другого, и хотя Тула Гранде намного меньше Чичен-Ицы, анализ радиоуглеродного датирования показывает, что Тула Гранде моложе своей сестры Чичен-Ицы, и обе они имеют сходство с гораздо более ранним Теотиуаканом.
Пожалуй, самые поразительные сходства обнаруживаются на Платформе орлов и ягуаров в Чичен-Ице, которая очень похожа на пирамиду Тлауискальпантекутли (она же Кетцалькоатль) в Туле Гранде. Обе представляют собой трехъярусные платформы, окруженные резными изображениями ягуаров и орлов, символизирующих тольтекские военные ордена орла и ягуара, что подтверждает гипотезу о синкретическом правительстве в Чичен-Ице, как и в Теотиуакане.
Храм воинов также очень похож на пирамиду Тлауискальпантекутли в Туле Гранде, с тремя платформами, окруженными длинными колоннадами. На вершине лестницы стоят ряды каменных столбов, украшенных орлами и ягуарами, пожирающими человеческие сердца. Версия храма в Туле Гранде (также известного как “Дом утренней звезды” или “Храм владыки на заре”) увенчана восемью каменными столбами, по четыре спереди и сзади, высотой 4,5 метра каждый.
Четыре передних столба называются “атлантами”, они носят тольтекские шлемы-пилотки и несут копьеметалки атлатль как часть своего облачения. Эти фигуры, вероятно, представляли элитные классы воинов “орлов” и “ягуаров”. Их расположение группами по четыре также предполагает связь с четырьмя братьями ацтекского пантеона, четырьмя Тескатлипоками: Уицилопочтли, Шипе-Тотеком, Кетцалькоатлем и самим Тескатлипокой.
В период ица-тольтеков также появился алтарь чакмуль, присутствующий и в более позднем ацтекском Теночтитлане. Чакмуль – это каменная статуя в виде лежащей фигуры в тольтекском шлеме, держащей руки на груди, образуя своего рода скамью или шезлонг. Считается, что эти алтари, как правило, были частью игры в мяч у майя, находятся как в общественных, так и в частных помещениях, что позволяет предположить, что один и тот же объект использовался по-разному, но все они, как полагают, имели ритуальное значение.
Приносились ли в жертву сами игроки, является спорным вопросом, поскольку в игру с мячом играли повсеместно в Мезоамерике. Если допустить, что жертвоприношения имели место, то алтарь мог использоваться для хранения сердца принесенной в жертву стороны (победителя или проигравшего), в то время как в других случаях на алтарях могли находиться продукты питания, например, маис или овощи.
Достопримечательности архитектуры Чичен-Ицы
Раскопки 2009 года показали, что на центральной площади вокруг храма Кукулькана и площадки для игры в мяч был реализован масштабный проект по выравниванию земли. Это выравнивание территории в настоящее время признано самым большим из всех сооружений комплекса Чичен-Ица и известно как Большая терраса. Под современным уровнем площади было обнаружено несколько этажей. С каждым новым этажом и каждым новым добавлением к комплексу Большая терраса расширялась, в конечном итоге достигнув дороги, ведущей к Священному сеноту, примерно в 300 метрах к северу от главной площади или Большой террасы.
Среди всех сооружений Эль-Кастильо является самым узнаваемым, первым, что видят посетители, прибывающие по главной дороге. Сооружение известно своей своеобразной “тенью змеи”, отбрасываемой во время весеннего и осеннего равноденствия девятью ступенчатыми платформами, которые играют на промежуточных каменных балюстрадах на каждой из четырех сторон пирамиды. На каждой стороне также есть лестница с 91 ступенькой, что в сумме составляет 364, а последняя платформа равна 365. Место для самого храма было выбрано как “центр мира”, каждая грань которого ориентирована примерно на одну из сторон света, и построена на вершине сенота, или карстовой воронки, для совершения церемоний, о чем говорит и само название Ица – “водные колдуны”.
Рядом с храмом Кукулькана находится Большой стадион для игры в мяч, самый большой в своем роде в Мезоамерике и один из 13 других в самой Чичен-Ице. Площадка имеет размеры примерно 70 метров в ширину и 166 метров в длину и высоту 8 метров. Если сравнивать с футбольным полем, то кольца, через которые должен был проходить мяч, имеют диаметр около 88 см и расположены на высоте 6 метров, а сам мяч (диаметром 15 см) должен был отскакивать от каменного ярма, привязанного к бедрам игрока, маловероятно, что кому-то удавалось набрать очки.
Что это значило для победителей и проигравших, неясно, но, учитывая эти обстоятельства, более вероятно, что Большой стадион для игры в мяч был зарезервирован для других, более церемониальных целей, в то время как меньшие по размеру корты, составляющие пятую или шестую часть размера Большого, были гораздо более удобны для игры.
Как уже отмечалось, ица были “водными колдунами”, поэтому одним из самых важных для них мест был Священный сенот, возможно, именно поэтому было выбрано место для Чичен-Ицы. Священный сенот, похожий на гигантский колодец, имеет диаметр 60 метров и глубину 27 метров от поверхности земли. На Юкатане нет рек, поэтому эти сеноты обеспечивают большую часть воды, используемой жителями, остальная часть поступает от дождя. На Юкатане нет недостатка в сенотах, по некоторым оценкам, их насчитывается от 8 000 до 10 000 в окрестностях города. Хотя он мог использоваться для питья и купания, основным назначением Священного сенота были ритуалы. В результате раскопок на дне сенота были обнаружены артефакты из нефрита, обсидиана, дерева и небольшое количество золота, а также человеческие скелеты.
Будущее Чичен-Ицы как чуда света
Важно помнить, что во время “повторного открытия” этих мест в конце 1800-х годов они были частью окружающих джунглей; виднелись только верхушки некоторых сооружений. В отличие от Теночтитлана на севере, Чичен-Ица во время европейской колонизации уже не была тем центром цивилизации, каким была в классический период. Несмотря на то, что в окрестностях города проживало многочисленное население, он уже начал приходить в упадок.
Большая часть того, что можно увидеть сегодня в Чичен-Ице и других городах майя, является реконструкциями; большинство крупных городов недоступны для туристов и полностью поглощены окружающим лесом. Единственная причина, по которой Чичен-Ица находится в таком хорошем состоянии, – это его популярность, благодаря которой растительность в этом районе находится под контролем.
Большой город, частью которого являются великие храмы, занимает площадь 10 квадратных километров, большая часть которой может никогда не быть изучена. Только на главной площади раскопки лишь затронули поверхность – буквально, обнаруживая этаж за этажом прошлых поселений. Объем неизвестной информации о майя и тольтеках-майя намного превышает то, что известно.
В результате получилось поистине Новое Чудо Света. Но даже несмотря на огромное количество туристов, ежедневно посещающих город, он все еще сохраняет свою таинственную притягательность, неземное ощущение былого величия, которое существует сейчас так же, как и тогда.
Читайте также: Феникс: вечная птица, восстающая из пепла