Взгляните на представленную ниже фотографию. На ней изображена выставка в лондонском зале Пикадилли, организованная Уильямом Баллоком, под названием “Древняя Мексика”, на которой были представлены артефакты и кодексы ацтеков.
Год 1824-й, на троне по-прежнему Георг IV. Королева Виктория – все еще принцесса Александрина Виктория, пятилетняя девочка, которую воспитывают под строгим надзором домочадцев в надежде, что однажды она заключит выгодный брак с каким-нибудь европейским принцем. Ватерлоо произошло менее десяти лет назад, Наполеон умер совсем недавно.
Это эпоха постоянного увлечения окружающим миром. Британское имперское строительство побудило великую либеральную нацию XIX века обратить свой взор вовне, и лондонская элита увлечена дальними уголками Земли и всем экзотическим.
Как видно из фотографии, Баллок собрал для своей выставки редкую коллекцию самых потрясающих сокровищ ацтеков, в основном гипсовых слепков с оригиналов, собранных им во время путешествий в прошлом, 1823 году. Гравюра, выполненная итальянским художником Агостино Аглио, отличается тонкой детализацией и точным изображением ацтекских артефактов, которые мы бережно храним до сих пор.
Однако, если верить гравюре, выставка Баллока содержит одну странную загадку, которая до сих пор остается неразгаданной.
Неизвестная статуя
Проблема возникает при попытке каталогизации артефактов, представленных на картине. Например, с центральным круглым объектом все просто: это ацтекский Солнечный камень, известный также как Календарный камень. Описанный здесь как “часы Монтесумы”, он является, пожалуй, самым известным в мире предметом ацтекской иконографии.
Здесь же справа находится знаменитая статуя Коатликуэ, ацтекской богини, родившей Луну, звезды, а также бога Солнца и войны. Эта андезитовая монолитная статуя также сохранилась до наших дней, и гравюра точно передает ее практически во всех деталях.
У подножия Коатликуэ лежит камень Тисок, известный также как Жертвенный камень или камень Посвящения – еще один известный нам артефакт ацтеков. Вновь обнаруженный в 1791 г. на площади Зокало в центре Мехико, он был обречен на разрушение, пока его не спас проходящий мимо служитель церкви.
А затем слева от гравюры, которая, пожалуй, выделяется больше, чем что-либо еще, кроме Солнечного Камня, находится огромная статуя поднимающегося змея с лицом, выглядывающим изо рта. И мы совершенно не знаем, что это такое.
Нелегко догадаться и о том, что это может быть. В отличие от других артефактов, она не похожа на сохранившиеся произведения искусства ацтеков, а ее размер должен был гарантировать, что о ней хотя бы упомянут где-нибудь еще. И это не единичный случай: на других гравюрах с выставок Баллока также изображена огромная змея с оскаленной мордой.
Был ли это экспонат, созданный исключительно для музея Баллока, чтобы затем быть демонтированным (что дает возможность предположить, что лицо внутри – это посетитель, поднявшийся на какую-то скрытую внутреннюю платформу)? А может быть, это неизвестная статуя ацтеков, спрятанная и забытая в каком-то хранилище в Лондоне?
Или, что самое интригующее, может быть, это вовсе не ацтекская статуя? Может быть, Баллок включил в свою экспозицию статую неизвестной культуры, ранее атрибутированную как ацтекская, которая ждет своего нового открытия?
Пока никто не знает.
Читайте также: Монолит Тлалока: вызвало ли перемещение этой массивной каменной статуи гнев бога ацтеков?