История древнего мира пестрит именами великих правителей, полководцев и завоевателей. Однако, в тени этих титанов скрываются фигуры не менее интересные, чьи судьбы полны загадок и противоречий. Одним из таких правителей был Набонид – последний царь Нововавилонского царства, чье правление (556-539 гг. до н.э.) ознаменовало собой закат славной эпохи Вавилона и начало новой эры – господства Персидской империи.
Происхождение Набонида окутано тайной. В отличие от своих предшественников, он не принадлежал к царскому роду халдеев, из которого происходил знаменитый Навуходоносор II. Сам Набонид в своих немногочисленных записях не претендует на царственное происхождение, упоминая лишь отца, Набу-балатсу-икби, называя его “мудрым князем”.
Известно, что мать Набонида была жрицей бога луны Сина в Харране, но её происхождение также остаётся неизвестным. Некоторые историки предполагают, что Набонид мог иметь ассирийские корни, основываясь на его упоминаниях об Ашшурбанипале, последнем великом царе Ассирии.
Так или иначе, Набонид взошел на престол в 556 г. до н.э. после убийства юного царя Лабаши-Мардука, сына Нериглиссара. Девятимесячное правление мальчика, ставшего царем в совсем юном возрасте, было прервано заговором, в котором, возможно, участвовал и сам Набонид.
С первых дней своего правления Набонид столкнулся с недовольством жрецов главного вавилонского божества – Мардука. Причиной тому послужила его открытая преданность культу бога луны Сина, которому он поклонялся с особым рвением, пренебрегая традиционными культами Вавилона.
Одним из самых спорных решений Набонида стал его уход из Вавилона в богатый оазис Тейма, расположенный в Аравийской пустыне. Почти десять лет (приблизительно 553-543 гг. до н.э.) он провел вдали от столицы, поручив управление государством своему сыну Валтасару (Бел-шар-уцуру).
Причины столь длительного отсутствия Набонида в Вавилоне до сих пор вызывают споры среди историков. Одни исследователи предполагают, что царю претило постоянное давление со стороны жрецов Мардука, требовавших от него неукоснительного соблюдения всех религиозных обрядов, в том числе участия в ежегодном праздновании Нового года. Во время этого праздника царь должен был публично демонстрировать свою покорность Мардуку, на время передавая верховную власть жрецу, облачавшему его в простые одежды и подвергавшему символическому унижению.
Другая версия гласит, что Набонид мог уйти в Тейму из-за тяжелой болезни. В пользу этой версии говорит текст, найденный среди Кумранских рукописей и известный как «Молитва Набонида». В нем говорится, что царь страдал от язвы и был вынужден покинуть Вавилон, чтобы найти исцеление. В Тейме он якобы обрел здоровье благодаря молитвам еврейского экзорциста, обратившего его к вере в единого Бога.
Существует и третья версия, согласно которой Набонида привлекала Тейма как место археологических раскопок. Возможно, царь надеялся найти там древние записи или пророчества, которые могли бы пролить свет на его собственные духовные искания.
Как бы то ни было, Набонид вернулся в Вавилон незадолго до вторжения персидского царя Кира Великого, которому суждено было положить конец Нововавилонскому царству.
В преддверии решающего сражения с персами Набонид собрал в Вавилоне статуи богов из храмов южной Месопотамии. Этот поступок вызвал негодование жрецов и стал ещё одним доказательством неблагочестия царя в глазах его противников.
Причины, побудившие Набонида перевезти статуи богов в Вавилон, до конца не ясны. Возможно, он хотел таким образом защитить святыни от осквернения или уничтожения персами. Однако, более вероятно, что Набонид стремился продемонстрировать свою власть над богами и заручиться их поддержкой в борьбе с врагом.
Как бы то ни было, план Набонида провалился. В 539 г. до н.э. персидская армия во главе с Киром Великим разбила вавилонян и без боя заняла Вавилон. Сам Набонид был схвачен и отправлен в ссылку, где и окончил свои дни.
Фигура Набонида и по сей день вызывает споры среди историков. Одни видят в нем религиозного фанатика, погубившего свою страну из-за приверженности чуждым культам. Другие считают его трагической фигурой реформатора, опередившего свое время и ставшего жертвой интриг и непонимания.
Как бы то ни было, правление Набонида стало концом целой эпохи. С падением Вавилона на политическую арену Ближнего Востока вышла новая могущественная сила – Персидская империя, а сам Набонид вошел в историю как последний царь Вавилона.
Читайте также: Монументальное падение Вавилона: что на самом деле разрушило империю?