Тысячелетия оставили нам следы древних цивилизаций, которые сияли достаточно ярко, чтобы отблески их культуры дошли до наших дней. Человечество само по себе отражено в искусстве, культуре и погребальных обрядах этих цивилизаций. Так, от моллюска мы находим лишь окаменевшую раковину, а от человека – гораздо больше, чем просто останки: пирамиды, курганы, скульптуры, монеты, орудия труда, оружие, письменность, сокровища, дома, дворцы, алтари и многое другое.
Все это, в свете археологии, позволяет нам больше узнать о наших предках. Но для некоторых из них, например, для фракийцев, то, что было обнаружено, едва ли проливает свет на их прошлое. Существует много загадок, окружающих эту древнюю цивилизацию, которая занимала территорию современной Болгарии и некоторых прилегающих районов Румынии, Греции и Турции.
С точки зрения археологии, свидетельства цивилизации на болгарских землях насчитывают тысячи лет. Не случайно именно в Провадии (Болгария) был найден самый древний доисторический город в Европе, датируемый 4700-4200 годами до нашей эры, – укрепленное поселение с 350 жителями. С другой стороны, мы знаем, что на протяжении многих лет самое древнее золотое сокровище мира было найдено не в Шумере, не в Египте, не в доколумбовой Америке, а в Варне (Болгария), и датируется оно 4600 годом до нашей эры.
Ученые и археологи до сих пор не знают наверняка, кто были те люди, которые смешались с фракийцами около 5000 лет назад, в результате чего возникла сама фракийская цивилизация. Но известно, что некоторые из них пришли с севера на Балканы со своим скотом, найдя место рядом с яркой и привлекательной культурой. Именно смешение местного населения и пришлых позволяет нам говорить сегодня о фракийцах.
Фракийцы хорошо известны своим неукротимым боевым духом; но история народа строится не только на войнах и подвигах его воинов и вождей, как это обычно описывается в энциклопедиях и учебниках истории. По всей Юго-Восточной Европе были рассеяны группы мужчин и женщин, которые были высококвалифицированными мастерами по работе с благородными металлами, которые были последователями тонкой мистики, поклонявшимися богине-матери, и которые имели сложные погребальные ритуалы, погруженные в символизм.
Путешествие в прошлое
Фракийский погребальный обряд – одно из самых убедительных свидетельств веры в загробную жизнь и бессмертие души. Долина фракийских царей находится в районе Казанлыка, где можно найти множество курганов, что делает эту местность настоящим маршрутом погребального ритуала (более 500 погребальных холмов). Здесь мы оказываемся во владениях одрисов (V-IV века до н.э.), которыми правил царь Севт III. Их курганы не достигали колоссальных размеров египетских пирамид, но фракийский погребальный процесс имел много общего с египетским, не в последнюю очередь – идею воскрешения и загробной жизни. особенно интересен древний некрополь города Севта III, называвшийся в те времена Севтополисом, где находится гробница-курган самого царя.
Останки Севта III были погребены вместе с его конем и оружием, а также с бронзовой статуей его самого, которая была помещена в специальную камеру гробницы, согласно орфическим погребальным обычаям. Таким образом, нам напоминают о погребальных ритуалах иберийцев, в которых воина хоронили с оружием, но размещали его таким образом, чтобы обезвредить, сделать его совершенно непригодным для использования. Почему? Тексты древнегреческого географа и историка Геродота проливают свет на эту загадку.
Он утверждал, что “всё, что было уничтожено или сделано непригодным для использования во время погребальных обрядов, станет полезным для загробной жизни”. Логика этой философии поразительна и прекрасна. Если человек, чья жизнь окончилась, должен был возродиться в загробной жизни, то и предметы должны были “умереть”, чтобы возродиться снова. Смерть была началом новой жизни. Дух умершего путешествовал, чтобы достичь небесной обители, где он будет пребывать. В этом путешествии ему нужно было нести с собой все, что ему понадобится.
Самым ценным для элиты фракийских воинов был их конь и их жена (хотя мы точно не знаем, в каком порядке) Так что они жертвовали не только своим конем, но и своей любимой женой. Было ли это жестоко? Если, как говорили древние, фракийцы плакали при рождении и радостно пели при смерти, то это считалось честью. Ходили истории, что жены спорили о том, кому достанется честь быть избранной. Как сказал греческий поэт Гесиод: “Когда умирает муж, его жены, которых у каждого много, спорят в состязании, проводимом по решению тех, кто является их близкими друзьями и родственниками, и утверждают, что они являются самыми любимыми женами умершего мужа.
Жена, которая выходит победительницей и удостоена благосклонного суждения, которое полно хвалы и аплодисментов мужчин и женщин, будет обезглавлена рукой родственника над могилой своего мужа и похоронена рядом с ним, в то время как те, кто проиграл, что для них является величайшим позором, остаются оплакивать свою несчастную судьбу”.
Орфические мистерии
Фракийцы поклонялись Аресу, богу войны, Сабазию, богу-отцу неба, и верили в Солнце, сына богини Бендиды, воплощение совершенства и бессмертия. Наиболее популярными культами были дионисийские мистерии, которые, несомненно, пришли в Грецию из Фракии, наряду с культом Орфея и орфическими мистериями.
Следуя по стопам Орфея, можно подняться на вершину горы к руинам заброшенного места под названием Перперикон на юге Болгарии. Это настоящий город-храм, который до сих пор можно увидеть в каменных алтарях, которые были частью храма, посвященного богу вина и сексуального экстаза, известному грекам как Дионис, а римлянам – как Бахус. Это самое священное и важное место, посвященное дионисийскому культу, который состоял из сексуальных оргий и жертвоприношений. Но Орфей, который, согласно легенде, был учеником Диониса, выступал против этих практик во имя Аполлона, бога разума.
Согласно древней легенде, этот акт неповиновения привел к его осуждению и убийству от рук менад, женщин-последовательниц Диониса.
Некоторые археологи утверждают, что фракийский бог-музыкант мог быть реальным персонажем, который жил в болгарских Родопских горах, и был дионисийским жрецом, имевшим доступ к тайным знаниям египетских и восточных мудрецов. Его культ провозглашал аскетизм, был против жертвоприношений и учил переселению душ и способности человечества испытывать божественное, хотя им приходилось проходить инициацию, чтобы научиться освобождаться и подниматься в состоянии “счастливого бессмертия”. Без инициации нельзя было испытать счастье в загробной жизни.
Греческая поэтесса Сафо с острова Лесбос написала стихотворение, посвященное женщине, которая умерла, не имея доступа к орфическим мистериям:
“После того, как ты умрешь, ты будешь лежать, и никто не будет вспоминать о тебе с печалью или скучать, потому что ты не наслаждалась розами Пиерии. Тебя будут игнорировать и в доме Аида, ты будешь блуждать среди темных умерших”.
Была ли Сафо последовательницей орфических мистерий? Возможно, да.
Кандидаты должны были быть приняты в орфические мистерии, которые были эзотерическими и раскрывались только тем, кому удалось пройти инициацию. Посвященные должны были затем сохранить и защитить знания, которым их учили. В стихах Сафо не раз упоминается почитание орфической религии, например, в одном из них она говорит о преодолении скорби о смерти, считая грехом оплакивать в Доме Муз, потому что, как она сказала: “Я бы предпочла умереть, слушая эту песню (Орфей со своей лирой)…”.
Согласно мифологии, Орфей спустился в подземный мир, чтобы вернуть свою умершую жену Эвридику, и сделал это через Пасть Дьявола, пещеру в Родопских горах на юго-востоке Болгарии.
В древней легенде Пасть Дьявола – это владения Аида, и именно из-за этого путешествия в царство смерти Орфей преобразился. До этого он был всего лишь великим музыкантом, но вернулся как пророк и принес все знания фракийцам за столетия до Христа. Когда христиане пришли на фракийские земли, они захотели установить там свою веру, и, делая это, они переняли некоторые фигуры местной орфической мифологии.
Болгарская православная церковь следует доктринам, изложенным в древних верованиях апостолов, где описывается момент, когда Христос должен был спуститься в ад, чтобы победить дьявола и освободить праведников. Здесь мы видим некоторые параллели в рассказах об Орфее и Иисусе. Обоим пришлось спуститься в глубины ада, “умереть” и вернуться к жизни преображенными.
Оба проповедовали, что у людей есть души, которые будут судимы в момент смерти и будут расплачиваться за свои поступки. Оба практиковали церемонии, которые включали такие ритуалы, как превращение воды в вино. Более того, жестокое убийство Орфея считалось жертвой, чтобы искупить человечество за его грехи. Подобные совпадения, мягко говоря, интересны.
Фракийцы – загадочная древняя цивилизация, оставившая после себя множество тайн. Их погребальные обряды свидетельствуют о вере в загробную жизнь и переселение душ, а орфические мистерии, пришедшие из Фракии, оказали влияние на формирование древнегреческой культуры и даже на христианство. А история Орфея, спустившегося в подземный мир, имеет параллели с историей Иисуса Христа, что прямо говорит о связи орфических верований с более поздними религиозными представлениями.
Читайте также: Древние ритмы, вечные движения: путешествие в историю танца