Несмотря на огромное количество планет во Вселенной, специфическая эволюционная история Земли гарантирует, что формы жизни на ней, включая человека, совершенно уникальны.
В видимой Вселенной существует десять миллиардов триллионов планет, на которых может возникнуть жизнь. Учитывая это впечатляющее количество, большинство людей вправе утверждать, что мы не можем быть единственными разумными самосознающими существами в космосе. И из этого вывода иногда вытекает глубокое ощущение нашей незначительности. Как мы, люди, можем иметь хоть какое-то значение перед лицом такой огромной Вселенной, изобилующей планетами и, возможно, жизнью?
Однако этот вывод столь же глубоко ошибочен. Такова основная идея новой книги Марсело Глейзера “Рассвет разумной Вселенной: Манифест будущего человечества”. Глейзер предложил широкую и масштабную аргументацию в пользу фундаментальных изменений в нашем понимании самих себя и нашего космического окружения с не менее фундаментальными последствиями для будущего (если оно у нас будет). Здесь мы остановимся на одном конкретном моменте, который лежит в основе его аргументации.
Содержание
Земля может быть только одна
Глейзер, обладая привычным для него сочетанием слуха поэта и проницательности ученого, проводит большой экскурс в астрономию, физику и астробиологию, чтобы создать предпосылки для постановки вопроса: Какое мы можем иметь значение в такой огромной Вселенной? Подробные описания эволюции планет и жизни приводят его к поразительному выводу: Земля может быть только одна. Именно с этой точки зрения открывается новый взгляд на нас самих и наше будущее.
Число десять миллиардов триллионов, конечно, говорит нам о том, что в космосе много планет, на которых эволюции можно было проводить эксперименты с жизнью и цивилизацией. Но оно не говорит о том, насколько конкретными получаются результаты этих экспериментов. Детали эволюции каждого мира чрезвычайно сильно зависят от множества случайностей, так что ни один из миров не будет иметь одинаковой истории. Это может показаться незначительным моментом, но когда мы добавляем сюда эволюцию жизни, эти случайности начинают иметь значение.
Возьмем, к примеру, баланс суши и воды. Земля примерно на две трети покрыта океанами. Почему только две трети, а не больше или меньше? Оказывается, вода была доставлена на планету в результате ее ранней бомбардировки кометами и астероидами. Точное количество этих планетарных интервентов было совершенно случайным. На самом деле следует ожидать, что большинство планет будут находиться на крайних точках доставки воды. Либо они получили столько воды в результате столкновения с кометами, что все бассейны полностью заполнены, и вода поднимается выше всех существующих континентов, либо они вообще почти не получили воды.
Это означает, что большинство планет будут либо водными, либо пустынными. Такое сочетание, как на нашей планете, может быть очень маловероятным. Это имеет огромное значение для особенностей эволюционной траектории жизни в каждом из миров. На Земле приливные зоны на стыке океана и суши сыграли важную роль в формировании биологической линии нашего мира.
Все это означает, что мы не найдем другой Земли. История нашей планеты уникальна, и, как следствие, уникальна и жизнь на ней. Возможно, есть и другие планеты с жизнью, но у них будут свои траектории, в том числе и возможное развитие разума. Зарождение самосознания на Земле, скорее всего, имеет признаки, отражающие специфику истории нашей планеты. Это означает, что мы совершенно и особенно уникальны во всей Вселенной.
За пределами принципа Коперника
Именно с этой точки зрения Глейзер делает свое радикальное предложение. Пришло время выйти за рамки “принципа Коперника”, который иногда называют “принципом космической посредственности”, когда речь идет о человечестве. По его мнению, мы должны рассказать о себе новую историю, которая признает, как и почему мы уникальны, даже если существуют другие обитаемые планеты. Такой “биоцентризм”, за который ратует Глейзер, возвращает человечество в центр истории единственной планеты и ее единственной истории. Только тогда, по его словам, мы сможем увидеть, насколько ценным и даже священным является мир, в котором мы оказались.
Перед человеческой цивилизацией стоят серьезные вызовы – от ядерной войны до изменения климата и вышедшего из-под контроля искусственного интеллекта. Вполне возможно, Глейзер прав в том, что мировоззрение, с которым мы живем, не способно справиться с этими вызовами. Нам нужна история другого рода, и та, которую он предлагает, основана на науке и мудрости.
Читайте также: Вселенная как мозг: космос развивается и учится