Викторианская эпоха – время стремительного научного прогресса, расцвета технологий и медицины. Но наряду с этим, в обществе росло увлечение спиритизмом и поисками доказательств жизни после смерти. Как же совместить рациональное мышление ученых с верой в сверхъестественное? Почему викторианские ученые, вместо того чтобы развенчивать мифы о призраках, серьезно относились к спиритизму, считая его новой ветвью науки, способной доказать существование загробной жизни?
Содержание
Научный сеанс: столкновение разума и мистики
23 июля 1924 года в душном помещении на четвертом этаже дома номер 10 по Лайм-стрит в Бостоне собралась необычная компания. Редактор журнала “Scientific American” О.Д. Манн и шестеро членов научного комитета ожидали встречи с Миной Крэндон, более известной как Марджери, или “Блондинка-ведьма с Лайм-стрит”. Эта 36-летняя женщина, самый известный медиум Америки, утверждала, что может общаться с духом своего покойного брата Уолтера и демонстрировать различные паранормальные способности.
Марджери рекомендовал Манну не кто иной, как сам сэр Артур Конан Дойл, автор историй о Шерлоке Холмсе и ярый сторонник спиритизма. Дойл был уверен, что Крэндон сможет доказать существование призраков и получить приз в 5000 долларов, предложенный журналом “Scientific American” за доказательство существования паранормальных явлений.
Однако в составе комитета был и скептик – знаменитый иллюзионист Гарри Гудини. Он присоединился к ученым, чтобы разоблачить трюки Крэндон. То, что последовало за этим, стало одним из самых известных противостояний между скептиком и медиумом. Гудини с легкостью воспроизвел все “чудеса” Марджери, доказав, что они не имеют никакого отношения к сверхъестественному. Карьера Крэндон была разрушена.
Интересно, что до разоблачения Гудини комитет ученых был склонен верить способностям Крэндон. Даже после разоблачения они призывали Гудини не предавать огласке свои выводы, поскольку оставались разделены во мнениях. Этот случай наглядно демонстрирует, насколько серьезно викторианские ученые относились к спиритизму.
Одним из самых известных ученых, увлекавшихся спиритизмом, был Альфред Рассел Уоллес, современник и соавтор Дарвина по теории эволюции путем естественного отбора. Уоллес видел в спиритизме не противоречие эволюционной теории, а ее дополнение. Он считал, что эволюция не может объяснить все аспекты человеческого бытия, такие как сознание и нравственность, и что спиритизм может дать ответы на эти вопросы.
Даже Уильям Джеймс, один из основателей современной психологии, проявлял интерес к спиритизму. Джеймс исследовал психические явления и считал, что их нельзя сбрасывать со счетов без тщательного научного исследования. Он признавал, что многие спиритические сеансы являются мошенничеством, но в то же время полагал, что некоторые явления могут иметь реальное объяснение.
Наука и спиритизм: неожиданный союз
Сегодня мы привыкли противопоставлять науку и спиритизм. Наука основана на рациональном мышлении и доказательствах, а спиритизм воспринимается как сфера заблуждений и мошенничества. Однако в середине и конце 19 века спиритизм воспринимался многими учеными как новая ветвь науки, способная разгадать тайну загробной жизни.
19 век часто называют “веком науки”. В это время были сформулированы фундаментальные законы природы, технологии развивались стремительными темпами, а медицина становилась стандартизированной научной дисциплиной. Однако параллельно с этими процессами происходило нечто любопытное.
В то же самое время, когда Джеймс Прескотт Джоуль сделал значительный вклад в формулировку закона сохранения энергии (1843), а анестезия была впервые успешно применена в хирургии (1846), три сестры из Нью-Йорка утверждали, что общаются с умершими. Хотя впоследствии сестры Фокс признали, что их сеансы были фальсификацией, они уже успели дать толчок новому религиозному движению.
К 1850-м годам, когда Дарвин опубликовал свой труд “Происхождение видов”, спиритизм распространился по Америке, Британии и Европе. В сеансах участвовали не только обычные люди, но и ученые, философы и художники.
Телеграф и “небесная” связь с потусторонним миром
Спиритизм не был реакцией против научного духа эпохи. Наоборот, научные достижения оказывали значительное влияние на воображение людей. В 1837 году, в год восшествия на престол королевы Виктории, Уильям Фотергилл Кук и Чарльз Уитстон запатентовали электрический телеграф. Это изобретение позволило передавать информацию на огромные расстояния практически мгновенно.
Если можно отправить сообщение через океан с помощью невидимой силы, рассуждали спиритуалисты, то почему нельзя также общаться с мертвыми? Эта мысль казалась тем более правдоподобной, что наука открывала все новые невидимые силы, такие как электромагнитные волны и катодные лучи. Оставалось найти инструмент, способный зафиксировать призраков. И таким инструментом, по мнению спиритуалистов, мог стать фотоаппарат.
Фотография: охота за призраками
“Фотографии духов” стали одними из самых знаковых образов спиритизма 19 века. Если фотография может запечатлеть невидимое глазу, рассуждали спиритуалисты, то почему не может запечатлеть и духов?
Однако вскоре выяснилось, что камера также может быть обманута. С развитием фототехники появились фотографы, специализирующиеся на создании “фотографий духов”.
Закат спиритизма и новая наука о паранормальном
К концу 19 века увлечение спиритизмом пошло на спад. Однако идеи о жизни после смерти и паранормальных способностях продолжали волновать умы ученых. Но подход к изучению этих явлений изменился. Вместо сеансов и “фотографий духов” на первый план вышли научные исследования психических явлений.
Спиритизм и поиски доказательств существования загробной жизни постепенно переместились на периферию научного сообщества. Однако важно помнить, что в “век науки” многие выдающиеся ученые верили, что наука способна объяснить и сверхъестественное. И хотя сегодня нам это кажется странным, история спиритизма и его взаимоотношений с наукой – важная часть нашего культурного наследия.
История увлечения спиритизмом в викторианскую эпоху остается важным напоминанием о сложном взаимоотношении науки и веры, разума и мистики. Она показывает, что даже в век научных открытий люди продолжают искать ответы на вечные вопросы о жизни и смерти, и что грань между наукой и псевдонаукой не всегда бывает очевидной.
Отголоски прошлого в настоящем
Сегодня, оглядываясь назад, мы можем видеть викторианское увлечение спиритизмом как своеобразный культурный феномен, отражающий стремление людей понять непознанное и найти утешение в мысли о жизни после смерти. И хотя спиритизм как “научное” направление себя не оправдал, он оставил свой след в культуре, литературе и искусстве, напоминая нам о вечных вопросах, которые продолжают волновать человечество.
Читайте также: Спиритические доски: как и почему они работают?