Есть такое популярное в некоторых кругах предположение о том, что христианство возникло под влиянием или даже на основе древнеримских мистерий – религий, в которых часто встречаются оргиастические ритуалы и персональная связь с богом. Одной из языческих фигур, популярных среди сторонников этой идеи, является Аттис, фригийский бог, связанный с растительностью и возлюбленный богини Кибелы. Считается, что Аттис родился от девственницы, был распят на дереве и воскрес из мертвых подобно Иисусу. Эти детали могут показаться схожими, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобные утверждения не имеют достаточных оснований и что первоначальный миф мало похож на евангельское жизнеописание.
Содержание
Мистерии и христианство
Мистериальные религии возникли в эллинистический период и продолжали существовать в римский период примерно до V века, когда большинство языческих традиций в Римской империи было заменено христианством. Для них были характерны сложные оргиастические ритуалы, тайные знания и акцент на прямых личных отношениях с конкретным богом.
Древние греческие и римские боги были далеки и безразличны к человеческим проблемам. Боги же мистериальных религий искренне заботились о человечестве, и к ним можно было сравнительно легко обратиться персонально. Исида, египетская богиня, ставшая предметом особенно популярной мистерии, питала Нил своими слезами, а в прошлом воспитала фараона и наделила его божественной силой для эффективного управления Египтом.
Поскольку у христианства есть что-то общее с этими религиями, некоторые ученые сравнивают мистерии с христианством. Некоторые утверждают, что в них, в частности в культе бога Аттиса, можно найти много параллелей с христианством. Аттис был связан с богиней Кибелой. Культ Аттиса представлял собой религию, включавшую оргиастические обряды и ритуалы. Жрецы этой религии, галлаи, были евнухами. Это требование было частью воссоздания одного из основных мифов об Аттисе и Кибеле. Некоторые утверждают, что Аттис умер распятым на дереве и восстал из мертвых. Также утверждается, что он родился 25 декабря и рожден был рожден от девственницы Наны.
Мифы и правда об Аттисе
Насколько правдивы эти утверждения? Подробных сведений об Аттисе не так много, но большинство источников не упоминают ни одного из этих сходств, а те, в которых они упоминаются, датируются несколькими веками позже времени жизни Иисуса и написаны христианскими авторами. Это означает, что любое сходство могло быть вызвано интерпретацией этой мистерии через призму уже вовсю распространявшегося в тех краях христианства. Кроме того, если рассмотреть внимательнее сам миф, то в нем мало что есть общего с евангелием.
Согласно одной из версий мифа, Аттис был назначен Кибелой верховным жрецом, и одним из требований к занимаемой должности было целомудрие Аттиса. Когда же он нарушил обет верности Кибеле с какой-то нимфой, богиня довела его до безумия, и он в конце концов сам себя кастрировал. Придя в себя и поняв, что наделал, он покончил с собой, а Кибела превратила его тело в дерево, которое стало для нее священным.
По другой версии мифа, Аттис, безбрачный верховный жрец, бежал от царя, который проявлял к нему сексуальный интерес. Когда его поймали, Аттис кастрировал царя, и тот, умирая от потери крови, успел из мести сделать то же самое с Аттисом. По этой версии Аттис был найден мертвым Кибелой уже под деревом.
Хотя существует еще множество версий этого мифа, большинство из них заканчивается тремя вариантами: Аттис либо самокастрируется, либо умирает под деревом, либо превращается в дерево.
Различия между историей Аттиса и евангельским повествованием
Есть изложения мифа об Аттисе, более похожие на евангельские истории, но все они написаны на несколько веков позже появления христианства и, скорее всего, возникли под влиянием христианства, а не наоборот. Следует также отметить, что в этой истории нет предложения о спасении. Смерть Аттиса трагична, но это только трагическая смерть. Она не освобождает никого от грехов. В одном из мифов после его смерти на месте, где текла его кровь, выросли цветы, но, по-видимому, его кровь не влияет на тех, кто не интересуется ботаникой.
Аттис был богом растительности, и связь между его смертью и деревом, как полагали, символизировала цикл, в котором растительность процветает летом, угасает осенью и возвращается весной. Но никакой цикличности в Евангелиях нет. Там Иисус умирает только один раз и воскресает только один раз.
В целом, кажется, что сходство между Аттисом и Иисусом слишком преувеличено. Нет никаких оснований полагать, что Аттис был убит подобно Иисусу или выступал в качестве божества, способного дать спасение всему человечеству.
Ну, и факт того, что более модернизированные варианта мифа, схожие с биографией Иисуса, появились на несколько столетий позже рождения Христа, наводит на мысль, что скорее всего делались попытки мистерий конкурировать с растущей религией христианства.
Калеб Стром, аспирант Калифорнийского университета в Сан-Диего.
Читайте также: Костница Иакова Праведного: первое археологическое свидетельство существования Иисуса из Назарета?