Духовные переживания можно объяснить с точки зрения высокоразвитого мозга. Но они от этого не станут менее значимыми.
В течение многих лет мы с женой проводили лето на небольшом острове. Там нет мостов или паромов, соединяющих его с материком, поэтому у каждой из семей, живущих там, есть своя лодка.
Содержание
Моя история связана с одной летней ночью, когда я только что обогнул южную оконечность острова и осторожно двигался к своему причалу. Кроме меня, на воде никого не было. Ночь была безлунной и тихой. Единственным звуком, который я мог слышать, было тихое тарахтение мотора моей лодки. Вдали от ярких огней материка небо было усеяно звездами. Рискнув, я выключил ходовые огни, и стало еще темнее. Затем я выключил двигатель. Я лег в лодку и посмотрел вверх.
Очень темное ночное небо, увиденное с океана, – это мистическое зрелище. Через несколько минут мой мир растворился в этом усеянном звездами небе. Лодка исчезла. Мое тело исчезло. И я обнаружил, что падаю в бесконечность. Я чувствовал непреодолимую связь со звездами, как будто я был их частью. А огромное пространство времени, простирающееся от далекого прошлого задолго до моего рождения и до далекого будущего после моей смерти, казалось сжатым до точки. Я чувствовал связь не только со звездами, но и со всей природой, со всем космосом – слияние с чем-то гораздо большим, чем я сам. Через некоторое время я сел и снова запустил двигатель. Я понятия не имел, как долго я лежал и смотрел вверх.
Духовный материализм
Я ученый и всегда придерживался научного взгляда на мир, под которым я подразумеваю, что Вселенная состоит из материального и только материального материала, и этот материал управляется небольшим количеством фундаментальных законов. У каждого явления есть причина, которая берет начало в физической Вселенной. Я материалист, не в том смысле, что ищу счастья в машинах и красивой одежде, а в прямом смысле этого слова: вера в то, что все состоит из атомов и молекул, и ничего больше. Никаких эфирных субстанций, никаких психических энергий, никаких небес и ада.
Тем не менее, у меня были трансцендентные переживания. В ту летнюю ночь я чувствовал себя частью звезд. У меня есть чувство причастности к чему-то большему, чем я сам. У меня есть чувство связи с другими людьми и миром живых существ. Я ценю красоту. Я испытываю удивление и благоговение. Конечно, каждый из нас испытывал подобные чувства и моменты. Хотя эти переживания не совсем одинаковы, они имеют достаточно сходства, чтобы я собрал их вместе под заголовком “духовность”.
Таким образом, я называю себя духовным материалистом. Я материалист, как я уже говорил, в том смысле, что я верю, что мир состоит из материальных атомов и ничего более. (Под материальными атомами здесь я подразумеваю субатомные частицы и поддающиеся количественному измерению энергетические поля, создаваемые этими частицами). В то же время я признаю и принимаю духовный опыт, через который мы все проходим.
Я понимаю, что многие люди ассоциируют духовность со всемогущим и всезнающим Существом, которое целенаправленно создало Вселенную. Я уважаю эти убеждения, хотя и не разделяю их. Я считаю, что духовный опыт, как я его определил, можно объяснить с точки зрения высокоразвитого мозга, который, в свою очередь, основан на материальных нейронах, каждый из которых представляет собой особое расположение атомов и молекул.
Значимая материя
По сути, все неврологи и большинство ученых в целом считают, что мозг и разум – это одно и то же. То есть, не существует отдельной, нематериальной сущности, ответственной за наши мысли и ментальный опыт. Согласно этой научной точке зрения, которой придерживаюсь и я, все мысли, эмоции и другие виды умственной деятельности, включая духовные чувства, вызваны физическими процессами в мозге – хотя мы до сих пор не заполнили все пробелы, чтобы добраться от материального мозга до наших умственных переживаний, самым фундаментальным из которых является сознание.
Приписывая духовные переживания комплексу взаимосвязанных электрических и химических процессов в нейронах нашего мозга, я ни в коей мере не хочу преуменьшить великолепие этих переживаний. Они могут быть одними из самых значимых моментов нашей жизни. Человеческий мозг способен на такие необыкновенные подвиги, как создание поэзии и музыки, открытие законов природы, а также на то, чтобы придумывать города и строить их. Фактически, наш мозг, насчитывающий около 100 миллиардов нейронов, каждый из которых связан с тысячей других нейронов, является самым сложным объектом во Вселенной.
Большинство ученых – материалисты. На самом деле, подавляющее большинство ученых в достаточной степени привержены материалистическому взгляду на мир, и даже если бы они увидели, как садовая тачка внезапно взлетает в воздух, они стали бы в первую очередь искать какое-то физическое объяснение, например, сверхпроводящий магнит под тачкой. Не найдя этого, они предположили бы, что действует какой-то новый закон природы, который еще предстоит открыть, но ничего сверхъестественного.
Приверженность материализму
Несколько лет назад я опросил ряд ученых, чтобы выяснить, сколько из них верят в чудеса, определяемые как события, которые невозможно объяснить научными правилами и законами, ни сейчас, ни в будущем. По существу, все ученые твердо и однозначно отвергли все “сверхъестественное”. Например, лауреат Нобелевской премии биолог Дэвид Балтимор сказал мне:
“Если бы я не мог найти никакого способа доказать, что произошло чудо, стал бы я тогда верить в то, что это чудо? Я думаю, что ответ таков: я бы все равно не считал это чудом, а только результатом, который я не могу понять”.
Как и почему ученые и научно мыслящие люди среди нас так сильно привержены материальному миру, несмотря на то, что все мы имеем “духовный” опыт, упомянутый выше? Я часто связываю зарождение своих материалистических взглядов с детством, когда я переделал большой шкаф в лабораторию и проводил там эксперименты.
Один эксперимент стоит особняком. Я прочитал в научно-популярном журнале, что время, за которое маятник совершает полный взмах, называемое периодом, пропорционально квадратному корню из длины маятника. (Если увеличить длину в четыре раза, период удвоится.) Какое интересное правило! Но я должен был проверить, так ли это. С помощью бечевки и рыболовного грузила на конце бечевки я изготовил маятники разных размеров, измерил их длину линейкой и засек их периоды с помощью секундомера. Правило оказалось верным. И оно срабатывало всегда, без исключения. Используя правило, которое я проверил лично, я мог даже точно предсказывать периоды новых маятников еще до того, как построил их.
Этот закон маятника был удивительным открытием для маленького ребенка. И в этом был важный урок: физический мир, или, по крайней мере, этот маленький его уголок, подчинялся надежным, логичным, количественным законам. Я пришел к выводу, что природа материальна, и что она упорядочена. Для объяснения поведения вещей не требовалось никаких сверхъестественных или божественных элементов.
Сейчас я думаю, что истоки моего материалистического мировоззрения должны быть более сложными, чем эксперименты, которые я проводил в детстве. Строгий материализм является частью неверия в сверхъестественное, которое связано с силами Бога. Великий физик Исаак Ньютон, который провел гораздо больше экспериментов, чем я, был сильно верующим в Бога, как и практически все в его время. В своем шедевре “Начала” Ньютон заявил, что синхронное движение лун и планет невозможно объяснить “простыми механическими причинами”, а требуется “совет и власть разумного и могущественного Существа”.
В частности, как он писал в своей “Оптике”, Ньютон считал, что трение со временем медленно тормозит движение планет без активного вмешательства Бога. “Некоторые незначительные нарушения (в планетарных орбитах)… будут склонны увеличиваться до тех пор, пока система не захочет реформироваться” с помощью Бога. Действие такого Существа, конечно, представляло бы собой чудесное событие. Таким образом, Ньютон не был строгим материалистом. Он ссылался на нечто за пределами физического мира, чтобы объяснить поведение в физическом мире.
Угасание религии
Эпоха и культура Ньютона сильно отличались от моей. Во времена Ньютона о физическом мире было известно очень мало по сравнению с сегодняшним днем. Практически все верили в ту или иную форму сверхъестественного. Практически все верили в Бога. Религия была гораздо более неотъемлемой частью повседневной жизни. Фактически, до 1791 года правительство Британской империи требовало посещения Англиканской церкви. В отличие от этого, согласно исследованию, проведенному в 2009 году, лишь 33% ученых говорят, что верят в Бога.
Только за последнее столетие ученые нашли физические объяснения многим явлениям, которые раньше считались уделом философии или теологии. Мы понимаем природу и причины многих болезней и разработали антибиотики и вакцины, которые защищают нас, значительно увеличивая продолжительность жизни человека. Мы разгадали состав ДНК для создания новой жизни и можем фактически манипулировать этим составом в лаборатории. Мы открыли источник энергии звезд и определили расстояния до них. Мы знаем откуда произошли атомы в наших телах – это ядерные печи звезд. У нас есть убедительные доказательства происхождения всей нашей Вселенной в чрезвычайно горячем и плотном состоянии, называемом Большим взрывом, 13,8 миллиарда лет назад. И вот уже 250 лет мы знаем, что планетам не нужно постоянно вращаться под действием перста Божьего, чтобы поддерживать свои орбиты.
Хотя ученые еще многого не понимают, мы приподняли завесу над большей частью космоса, которая во времена Ньютона была окутана тайной и приписывалась Богу. Наука не может опровергнуть существование сверхъестественного, но она может повлиять на причины веры в сверхъестественное.
Покорение непознанного
Покорение большей части неизвестного стало частью нашего культурного наследия. Этот колоссальный рост знаний, который многие из нас воспринимают как должное, просочился в наше мировоззрение. Это сделало нас более комфортными в этой странной части космоса, в которой мы оказались, и более уверенными в нашей способности понять окружающий мир. И я думаю, как и эксперименты, которые я проводил в детстве, это превратило маленького мальчика в материалиста. А теперь – и в духовного материалиста.
Алан Лайтман, профессор практики гуманитарных наук в Массачусетском технологическом институте.
Читайте также: Квантовая биология может революционизировать наше понимание того, как устроена жизнь