Парфенон воплощает идеалы совершенства, которые классические греки искали в архитектуре. Соседний Эрехтейон предлагает нечто иное.
Возвышающийся над Афинами Акрополь – это храмовый комплекс древнегреческого мира. Строительная деятельность Перикла, результатом которой стал культовый Парфенон и другие сооружения Акрополя, определила “золотой век” классических Афин. Сегодня это одно из самых важных туристических мест в городе. И хотя вы можете найти множество снимков, на которых посетители позируют перед Парфеноном, есть еще один храм Акрополя, чьи “неправильности” до сих пор вызывают множество споров.
Если Парфенон воплощает в себе идеалы совершенства, к которым греки стремились в архитектуре классического периода, то Эрехтейон более своеобразен. Разделенный на две части, Эрехтейон – это, по сути, два храма, слитых в один. Его восточный портик, расположенный на возвышенности, обозначает вход в часть храма, посвященную Афине Полиас. В его целле (внутреннем помещении храма) находилась почитаемая статуя богини из оливкового дерева. Северный портик примерно на три метра ниже восточного и служит входом в западную часть храма. Здесь находятся святилища Посейдона-Эрехтея, Гефеста и Бута. Такая неожиданная планировка бросает вызов греческому канону идеально выстроенного, симметричного храма.
Почему же Эрехтейон выглядит именно так? Это сложный вопрос. И ученые до сих пор спорят об этом.
Одна из ведущих теорий, как пишет историк Хенрик Гердинг, “заключается в том, что архитектор Эрехтейона хотел объединить храм Афины Полиас с другими святынями и религиозными символами, связанными с рождением города”. Хотя Эрехтейон заменил старый храм Афины Полиас, разрушенный персами при разграблении Афин в 480 году до н. э., он не был его точной копией. Но, как и оригинал, он должен был служить домом для культовой статуи Афины Полиас и быть главным святилищем для нее.
В нем также было отражено соревнование между Афиной и Посейдоном за звание бога-покровителя Афин (подсказка, Афина победила). Западное святилище, состоящее из трех частей, почитает Посейдона-Эрехтея (Эрехтей был мифическим царем-основателем Афин), Бута (брата Эрехтея) и Гефеста, бога огня и кузнечного дела. Таким образом, дизайн Эрехтейона воздает должное старому храму Афины Полиас и в то же время включает в себя мифологию о рождении Афин.
Еще больше усложняет проект храма его расположение в Акрополе. На южной стороне Эрехтейона находится Крыльцо дев, с которого шесть кариатид (женских статуй, служащих колоннами) смотрят на Парфенон. Между Девичьим крыльцом и Парфеноном находится пространство, на котором когда-то располагался старый храм Афины Полиас. Почему бы просто не заменить старый храм Афины, вместо того чтобы строить такой необычный Эрехтейон?
Классический археолог и историк искусства Глория Феррари Пинни обратилась к “Клятве Платеи”, чтобы найти объяснение этому неоднозначному месту. В этой клятве греки “обязались никогда не восстанавливать святилища богов, разрушенные варварами”. Руины старого храма оставались вечным напоминанием о разрушениях, произведенных персами в этом месте. Феррари пишет, что “помимо неприглядных обломков, руины в самом центре Акрополя служили точкой отсчета, на которую ориентировались остальные здания”.
Знание этого контекста помогает нам понять необычное расположение и планировку Эрехтейона, особенно если учесть бурную строительную деятельность, наблюдавшуюся на вершине Акрополя в то время, когда он строился.
Однако Гердинг предполагает, что расположение Эрехтейона связано скорее с общим использованием пространства на Акрополе, чем с желанием увековечить память о персидском вторжении. Он утверждает, что, принимая решение о размещении Эрехтейона к северу от места первоначального храма Афины Полиас, “основной целью должно было быть создание более просторного и расположенного в центре открытого пространства на Акрополе для сбора людей”. По мере того как росла толпа на ежегодной Панафинейской процессии, требовалось больше места, чтобы верующие могли собираться перед Большим алтарем. Перемещение Эрехтейона на север и неожиданная планировка позволили бы достичь этой цели.
Пока ученые продолжают спорить о мотивах, побудивших к созданию Эрехтейона, необычный греческий храм, продолжает контрастировать с идеально пропорциональным, совершенно культовым Парфеноном.
Читайте также: Насколько древней является классическая Греция?