Возраст Вселенной составляет всего 6 000 лет?

Несмотря на то что большинство ученых и большая часть развитых стран мира в настоящее время принимают теорию эволюции и научно установленный возраст Земли и Вселенной, все еще существует группа людей, которая сопротивляется существующему положению вещей и настаивает, основываясь на особом буквальном толковании Бытия 1-11 в Библии, что возраст Вселенной составляет всего 6 000 лет и она действительно была создана за шесть дней. 

Разумеется, эта точка зрения была распространена в христианских кругах на протяжении почти всей истории веры, однако современное движение креационистов “Молодая Земля” возникло сравнительно недавно – в движении адвентистов седьмого дня. 

вселенной
Микеланджело “Сотворение Адама” (ок. 1511 г.).

Угадывание и датирование возраста Вселенной

В течение первых 1700 лет христианской истории в христианстве была широко распространена вера в буквальное шестидневное творение и в то, что возраст мира составляет несколько тысяч лет. Это объясняется тем, что до начала Нового времени не было причин думать иначе. Первые отцы Церкви и средневековые богословы не знали о радиометрическом датировании и о том, как формируются слои горных пород, поэтому возраст Вселенной в несколько тысяч лет был вполне обоснованным.

В 1650 году англиканский архиепископ Джеймс Ашшер рассчитал на основе генеалогий, записанных в книге Бытия, что мир был сотворен около 4004 года до н.э. С точки зрения того, что было известно об истории человечества и истории Вселенной в те времена, это была вполне обоснованная дата. Она полностью согласовывалась с данными науки той эпохи.

вселенной
Портрет Джеймса Ашшера работы Питера Лели.

Проблемы с такой интерпретацией возникли в XVIII веке, когда ученые начали изучать геологические формации и обнаружили, что они образовывались медленно в течение длительного времени, а не быстро в результате великого потопа, как это описано в книге Бытия. Сегодня это называется концепцией глубокого времени. Глубокое время было популяризировано Чарльзом Лайеллом. К началу XIX века почти все геологи приняли концепцию, включая геологов, исповедующих христианство. Эти геологи-христиане изначально не считали, что вера в длительные эпохи противоречит Библии.

вселенной
Геологическая спираль времени.

Возникновение отрицания глубокого времени

В 1910-1915 гг. группа консервативных евангельских христиан опубликовала книгу “Основы”, в которой изложила то, что они считали основами протестантской христианской веры. Это положило начало движению фундаменталистов. Многих может удивить тот факт, что лидеры фундаменталистского движения, учитывая современные коннотации термина “фундаменталист”, не имели проблем с эволюцией или глубоким временем. Один из первых фундаменталистов, Бенджамин Б. Уорфилд, выдающийся консервативный теолог, даже говорил о том, что эволюция могла быть процессом, использованным Богом для создания жизни.

вселенной
Когда в 1870-х годах эволюция получила широкое признание, карикатуры на Чарльза Дарвина с телом обезьяны или обезьяны символизировали эволюцию.

Только в 1960-е годы отрицание глубокого времени и эволюции стало преобладать в евангелических кругах. Если это так, то откуда взялось движение креационистов “Молодой Земли”? Почему позиция многих евангелистов так резко изменилась?

Современные младоземельные креационисты

Хотя большинство консервативных христиан в начале XX в. не отвергали эволюцию и глубокое время, но была одна группа, которая отвергала – адвентисты седьмого дня (АСД). Адвентисты седьмого дня – это теологически ортодоксальная секта христианства, основанная пророчицей Эллен Уайт в 1863 году. Одним из наиболее заметных их убеждений является то, что церковные службы должны проводиться в субботу, а не в воскресенье. У Эллен Уайт был ряд видений, которые ее последователи считали боговдохновенными. Из своих видений она сделала вывод, что Вселенная была создана всего 6 000 лет назад буквально за шесть дней и что все слои горных пород и находящиеся в них окаменелости были отложены в результате всемирного потопа на основании истории о потопе, описанной в Бытии 6-9.

вселенной
Эллен Г. Уайт в 1899 году.

Ученые адвентисты седьмого дня, такие как геолог Джордж Маккриди Прайс, защищали эту точку зрения, приводя научные аргументы в пользу молодой Земли и всемирного потопа. Его аргументы оказали значительное влияние на авторов книги “Потоп Бытия”.  Книга была написана в 1961 году Генри Моррисом и Джоном К. Уиткомбом, которые читали труды креационистов молодой земли АСД.

Именно с этой книгой чаще всего связывают начало современного движения креационистов “Молодой Земли”. После выхода этой книги креационизм молодой Земли стал популярен в основных евангелических кругах. К 1970-м годам среди консервативных христиан в США и некоторых других странах, таких как Австралия и Новая Зеландия, было принято отвергать основную научную версию происхождения космоса в пользу буквального толкования Бытия 1-11, в котором описывается период от сотворения мира до сразу после Ноева потопа.

вселенной
“Ноев ковчег на горе Арарат” (1570 г.) Симона де Майла.

Пик движения пришелся на 1982 г., когда “креационисты молодой Земли” выступили за создание креационистской программы преподавания естественных наук в школах. Эта программа объясняла бы естественную историю с точки зрения 6 000-летней Земли, всемирного потопа и идеи о том, что все живое было создано сразу в своей нынешней форме. Но попытка была признана неконституционной в ходе знаменитого дела “Маклин против Арканзаса”. С тех пор младоземельный креационизм стал менее заметным явлением в американской культурной жизни, однако чуть менее половины американцев по-прежнему верят в то, что Земля молода.

Младоземельный креационист подал в суд на Гранд-Каньон и победил

В 2017 году младоземельный креационист выиграл судебную тяжбу со Службой национальных парков по поводу доступа к образцам горных пород из Большого каньона. Геолог д-р Эндрю Снеллинг хотел исследовать образцы, чтобы найти доказательства своей веры в то, что каньон образовался за несколько дней в результате Всемирного потопа, но получил отказ. Снеллинг подал в суд, утверждая, что его просьба была отклонена по причине религиозной дискриминации. Борьба, длившаяся несколько лет, закончилась тем, что доктор Снеллинг получил разрешение на исследование Большого каньона. 

Убеждения д-ра Снеллинга могут показаться странными, однако опрос, проведенный в 2017 г. в США, показал, что 38% американцев по-прежнему верят в то, что Земля была создана Богом менее 10 000 лет назад.

Почему креационизм молодой Земли так прочно укоренился?

Можно задать вопрос, как и почему креационизм молодой Земли так прочно укоренился именно в США. Креационисты есть в Великобритании, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии и других странах, но христианский креационизм остается преимущественно американским явлением. Что же такого в американском культурном и религиозном ландшафте, что делает креационизм особенно привлекательным для американцев? Одно из возможных объяснений заключается в том, как религия вписывается в американскую политическую философию.

После революционной войны церкви стали рассматриваться многими людьми, особенно консервативными христианами-протестантами, как центральное звено в развитии здорового государства. Отчасти это объясняется тем, что отцы-основатели считали, что для процветания республики ее граждане должны быть добродетельными. Они считали, что наилучшим способом воспитания добродетели в гражданах является нравственное учение таких религий, как христианство, хотя многие из отцов-основателей сами приняли бы любую религию с удовлетворительными нравственными учениями. Поскольку в тринадцати колониях христианство было распространено в подавляющем большинстве, они посчитали, что для воспитания добродетели у граждан лучше всего поощрять христианскую мораль.

вселенной
Сцена подписания Конституции Соединенных Штатов (1940) Говарда Чендлера Кристи.

Кроме того, как побочный продукт становления республиканизма, все источники власти, исходящие от государства или государственной церкви, стали восприниматься с подозрением. Одним из источников авторитета, который не вызывал подозрений, оставалась Библия, поскольку ее мог читать каждый, а значит, считалось, что она принадлежит простым людям и, следовательно, является демократической.

Вследствие этого, а также в силу осознания важности религии для поддержания здоровой республики, Библия стала рассматриваться как центральный источник процветания и успеха нации. В результате все, что угрожало библейскому авторитету, рассматривалось консервативными христианами как угроза социальной и нравственной структуре общества.

Как поддерживается креационизм молодой Земли

В конце XIX – начале XX в. свободолюбивые богословы и другие ученые стали подвергать сомнению библейский авторитет и ее буквальное толкование. Они выступали за небуквальные толкования, но это, по мнению многих консервативных христиан, лишали Библию авторитета и актуальности. Это считалось угрозой традиционному христианству, а также добродетели – ведь добродетель, по мнению американских христиан, проистекает из Библии.

вселенной
Выставка в Музее творения в Петербурге, Кентукки, США.

В ответ на это консервативные христианские богословы стали наоборот делать упор на буквальное толкование Библии. Предпочтение дословного толкования Библии постепенно привело к принятию буквальных толкований Бытия, даже тех, которые противоречили тому, что было известно о человеческой или естественной истории. Что и привело нас к сегодняшнему дню.

Таким образом, можно сказать, что креационизм молодой Земли продолжает жить в Америке, поскольку он переплетается с историей американской религии и политической философии, а также с тем, что не обязательно имеет отношение к ортодоксальному христианству как таковому.

Читайте также: Нарушения симметрии в ранней Вселенной могут объяснить, почему сегодня материя превосходит антиматерию

Поделиться

Добавить комментарий