Утверждается, что во время холодной войны на восточной оконечности Лонг-Айленда проводился проект “Монток” – секретный военный эксперимент по разработке методов ведения психологической войны, к которому привлекались похищенные дети.
Проект “Монток” может быть кладезью малоизвестных теорий заговора. Путешествия во времени, телепортация и контроль над разумом – все это неотъемлемая часть истории, а контакт с инопланетянами и инсценировка высадки “Аполлона” на Луну добавляют красок в и без того дикую теорию. Однако даже после всего перечисленного и того факта, что эта история вдохновила Нетфликс на создание сериала “Очень странные дела”, относительно немногие слышали об истории проекта “Монток”.
Так как же так получилось, что проект, который предполагает, что секретные структуры вооруженных сил США превратили пару военных объектов в дальнем углу Лонг-Айленда в центр незаконных, пугающих исследований паранормальных явлений, остался незамеченным?
Возможно, это потому, что история возникла из источников, сомнительных даже по стандартам теории заговора. Но если сам проект “Монток” является вымыслом – а это, несомненно, так, – то реальная задокументированная история Центрального разведывательного управления о тревожных экспериментах, подобных тем, которые якобы проводились в Монтоке, означает, что эта теория остается интригующей для тех немногих, кто о ней знает.
И, учитывая высокую популярность “Очень странных дел”, возможно, время, когда проект “Монток” окажется в центре внимания, наконец, не за горами.
Содержание
Странное происхождение истории о проекте “Монток”
Повествование о проекте “Монток” началось в 1992 году с самостоятельно изданной книги Престона Б. Николса под названием “Проект Монток: Эксперименты во времени”.
Еще в середине 1980-х годов ходили слухи о том, что американские военные проводили некие эксперименты по психологической войне на восточной оконечности Лонг-Айленда, поэтому книга Николса подлила масла в огонь.
И военный лагерь “Герой”, и база ВВС в Монтоке считались центрами этих паранормальных исследований. В предисловии Николс говорит, что написал книгу после того, как “восстановил” воспоминания о своей работе в качестве исследователя в рамках проекта, а затем подробно описывает внутреннее устройство объектов, процедуры, передовые технологии и многочисленные паранормальные явления, свидетелем которых он якобы стал.
После публикации книги другие люди начали заявлять, что они тоже были причастны к незаконным исследованиям, проводившимся в рамках этого проекта, что положило начало процессу “кругового усиления”, который является основным механизмом теории заговора.
С точки зрения фактических утверждений, книга Николса идет ва-банк: эксперименты по контролю над разумом и телепатии, открытие пространственно-временных порталов в другие измерения, контакт с инопланетной жизнью и похищение сбежавших детей – и все это под руководством военной программы США, финансируемой за счет нацистского золота, найденного во время Второй мировой войны.
При таком нагромождении всего подряд распутать все это – задача грандиозная. Но, к счастью, мы знаем, с чего начать.
Филадельфийский эксперимент
История проекта “Монток” пересекается с давней и довольно известной теорией заговора, касающейся так называемого Филадельфийского эксперимента 1943 года. Согласно легенде, во время Второй мировой войны американские военные пытались найти способ обойти нацистские радары с помощью электромагнитных полей.
В различных версиях этой истории говорится, что военные успешно разработали метод, который сделал корабль ВМС США “Элдридж”, стоявший на военно-морской верфи в Филадельфии, не только невидимым для радаров, но и полностью невидимым для невооруженного глаза. Более того, корабль якобы был перенесен через дыру в пространстве-времени в Норфолк, штат Вирджиния, на расстояние более 300 километров.
Когда через несколько минут “Элдридж” вновь появился на верфи в Филадельфии, некоторые члены экипажа были буквально вплавлены в переборки корабля или материализовались наизнанку. А те, кто выжил, сошли с ума от дезориентации, которую они испытали, пока корабль находился в так называемом “гиперпространственном пузыре”, существовавшем вне пространства-времени.
Почти все ключевые детали этой легенды опровергаются либо очевидными хронологическими несоответствиями, либо нарушениями общепринятых законов физики. Более того, нет двух одинаковых пересказов истории эксперимента в Филадельфии, а люди, которые действительно служили на “Элдридже” в 1943 году, полностью опровергают эту историю. Тем не менее, эта теория заговора витала в воздухе в течение нескольких десятилетий, прежде чем она помогла родить историю о проекте “Монток”.
Сказка о двух порталах: От Филадельфийского эксперимента до проекта Монток
В 1984 году о Филадельфийском эксперименте был снят жуткий, забытый фильм категории “Б” (малобюджетная коммерческая кинокартина, которая при этом не является ни артхаусом, ни порнофильмом) под очень оригинальным названием “Филадельфийский эксперимент”. Когда один 57-летний мужчина по имени Эл Билек посмотрел этот фильм в 1988 году, он заявил, что испытал непреодолимое чувство дежа вю.
Используя терапию и новомодные психологические практики, Билек заявил, что ему удалось “открыть огромный запас подавленных воспоминаний” о своем участии не только в Филадельфийском эксперименте, но и в проекте “Монток”, и что эти два события на самом деле взаимосвязаны.
Предположив, что его память была стерта с помощью программы ЦРУ, называемой MK-Ультра (кодовое название секретной программы американского ЦРУ, имевшей целью поиск и изучение средств манипулирования сознанием, например, для вербовки агентов или для извлечения сведений на допросах, в частности с помощью использования психотропных химических веществ) для сохранения секретности программы, Билек заявил, что его настоящее имя Эдвард Камерон и что он и его брат Дункан Камерон были членами экипажа корабля “Элдридж” в 1943 году, когда им было по 20 лет.
Билек рассказал свою историю аудитории на конференции “Взаимная сеть НЛО” в 1990 году, заявив не только, что эксперимент в Филадельфии был реальным, но и что он и его брат были на борту корабля, когда это произошло. Он заявил, что никто иной, как сам Никола Тесла, разработал “оборудование”, которое заставило “Элдридж” выйти из пространства-времени, и что оно даже открыло червоточину в будущее, которая 12 августа 1983 года выбросила двух братьев в самый центр военного лагеря “Герой” в Монтоке.
На этом этапе история Билека становится запутанной, но суть ее сводится к тому, что он и его брат присоединились к проекту “Монток”, который вырос из электромагнитных исследований Филадельфийского эксперимента. Билек утверждает, что подружился с Николсом в 1970-х годах, и что вместе они разработали “кресло Монтока”, устройство для чтения мыслей, которое было центральным компонентом всего проекта и помогает понять специфику предполагаемых исследований.
Кресло Монток, экстрасенсорный шпионаж и порталы сквозь время и пространство
Престон Николс подробно описывает в своей книге предполагаемую работу над креслом, утверждая, что оно использовало электромагнетизм для развития экстрасенсорных способностей того, кто в нем сидел. Дункан Камерон – по удивительному совпадению – обладал сильными экстрасенсорными способностями, включая способность воплощать предметы с помощью своего разума, используя это устройство.
Поклонникам сериала “Очень странные дела” это, конечно же, покажется знакомым. Аналогичное устройство используется героиней Одиннадцать, которую играет Милли Бобби Браун, для открытия портала в параллельное, альтернативное измерение под названием “Вверх дном”. В истории проекта “Монток” Кэмерон и другие исследователи проекта использовали кресло Монтока для открытия порталов в пространстве-времени.
Николс описал в своей книге еще один эксперимент, который удивительным образом похож на дистанционное видение – паранормальную концепцию, которая действительно исследовалась ЦРУ (а тоже была включена в сериал “Очень странные дела”). Николс пишет:
“Первый эксперимент назывался “Видящий глаз”. Держа в руке прядь волос человека или другой подходящий предмет, Дункан мог сосредоточиться на человеке и видеть так, как будто он видит его глазами, слышит его ушами и чувствует его телом. Он действительно мог видеть через других людей в любой точке планеты”.
Но больше, чем дистанционное видение или любое другое утверждение Николса, наиболее шокирующим является заявление о похищении маленьких детей – некоторым было не больше четырех лет – для использования в качестве подопытных в различных экспериментах проекта “Монток”. Николс называл этих несовершеннолетних “мальчиками из Монтока” и говорил, что их похищали на улице или даже забирали из дома.
По словам Николса, эти дети были настолько психологически сломлены проектом “Монток”, что большинство из них на всю оставшуюся жизнь забыли о пребывании в лагере “Герой”.
Истории “мальчиков из Монтока” стали еще более интригующими, когда кто-то начал приходить и подтверждать их.
По крайней мере, один человек заявил, что смог “вспомнить” свои травматические воспоминания о проекте, как это сделали Билек и Николс. Стюарт Свердлоу, 52-летний мужчина, живущий в Мичигане, в 2017 году рассказал изданию The Sun, что он был одним из тех “мальчиков Монтока”, которых описывает Николс, и что он и такие же, как он, подвергались ужасному насилию:
“Когда эксперименты только начинались, они выбирали “расходных” мальчиков из сирот, беглецов или детей наркоманов. Таких никто не искал. Целью было сломать твой разум, чтобы они могли запрограммировать тебя… Они меняли температуру от очень высокой до очень низкой, морили голодом, затем перекармливали. Я помню, как меня били деревянным шестом. И они любили держать твою голову под водой, пока ты почти не захлебывался. Это было эффективно – это заставляет человека слушать и слушаться своего “спасителя”. Они также использовали ЛСД, чтобы ввести наш мозг в измененное состояние”.
Свердлоу добавил, что он наблюдал, как сотрудники проекта совершали сексуальное насилие над детьми, чтобы сломить их. Свердлоу даже утверждал, что его и других мальчиков из Монтока отправляли на Марс и в библейские времена через открытые пространственно-временные порталы.
“В первые дни, когда они совершенствовали точность координат, многие мальчики просто бесследно пропадали, – сказал он. – Мне и сегодня снятся кошмары об этом. Меня не было там, когда отключили кресло Монтока, но я почувствовал это, как будто меня самого внезапно отключили от электричества”.
Конец проекта “Монток” и “правдивая” история, стоящая за “Очень странными делами”
По словам Николса, все эксперименты в рамках проекта закончились в начале 1980-х годов, когда все зашло слишком далеко даже для самих исследователей.
Николс утверждал, что все, что представлял себе человек, сидящий в кресле Монтока, сначала появлялось на экране передатчика, а затем проявлялось в реальном мире в твердой или прозрачной форме. Проект “Монток” был закрыт после того, как Николс и Дункан Камерон, а также другие участники восстали против проекта, когда проявилось нечто особенно зловещее:
“В конце концов мы решили, что с нас хватит всего этого. Программа на случай непредвиденных обстоятельств была активирована тем, что кто-то подошел к Дункану, когда он сидел в кресле, и просто прошептал: “Время пришло”. В этот момент он выпустил на свободу монстра из своего подсознания. И передатчик действительно изобразил мохнатого монстра. Чудовище было большим, волосатым, голодным и мерзким. Но оно не появилось в лаборатории под землей в нулевой точке. Оно появилось где-то на базе. Оно жрало все, что попадалось под руку. И разбивало все на своем пути. Несколько разных людей видели его, но почти каждый описывал другого зверя”.
Николс сказал, что им пришлось уничтожить все оборудование, чтобы убрать это существо из нашей реальности и отправить его обратно в исходное измерение, или что-то в этом роде. Это явно послужило источником вдохновения для аналогичного сюжета в “Очень странных делах”, где Одиннадцать вызывает монстра, который также начинает сеять хаос.
Согласно изданию Variety, создатели сериала Мэтт и Расс Даффер были настолько вдохновлены проектом “Монток”, что первоначальное название их хита на Нетфликс было просто “Монток”.
После того, как режиссер Чарли Кесслер подал иск против братьев за якобы плагиат его короткометражного фильма “Проект Монток”, место действия было изменено с Лонг-Айленда на пригород Индианы. Независимо от творческих разногласий с Кесслером, сериал явно черпал вдохновение из книги Николса.
Есть ли доля правды в истории о проекте “Монток”?
По словам Николса, подвальные помещения лагеря “Герой” были залиты цементом после того, как все оборудование уничтожили и проект был закрыт, а у всех, кто участвовал в проекте, воспоминания о нем были подавлены с помощью методов MK-Ультра.
Однако выведенные из эксплуатации объекты в лагере “Герой” до сих пор стоят, привлекая любопытных прохожих и местных жителей, независимо от того, что на самом деле произошло внутри. Радарный комплекс SAGE стал заметным ориентиром для лодок, проплывающих вокруг развилки Лонг-Айленда, поэтому он остался стоять, когда ВВС закрыли последние операции по управлению воздушным движением на объекте в 1984 году, что придало этому месту жуткий и тревожный вид.
Военные, со своей стороны, отрицают, что на Лонг-Айленде осуществлялось что-либо подобное проекту “Монток”. Но такие опровержения мало помогают разубедить верующих, поскольку правительство США не раз отрицало свои исследования в области контроля сознания и дистанционного видения с той же уверенностью, как и заявления Николса – вплоть до того момента, когда были рассекречены настоящие документы по исследованию MK-Ультра и других подобных проектов, доказывающие их реальность.
Хотя большинство местных жителей также считают историю о проекте “Монток” выдумкой, они не вполне убеждены в том, что в лагере “Герой” и на базе ВВС не было никаких секретов.
“Несомненно, истории обо всем этом слишком приукрашены, – сказал Пол Монте, президент местной Торговой палаты, – но я не сомневаюсь, что в годы холодной войны там происходили разные странные вещи. Даже сегодня база патрулируется и охраняется… Очевидно, что и сейчас они не хотят, чтобы туда проникали люди”.
Режиссер Кристофер Гаритано, чей документальный фильм “Хроники Монтока” исследует историю этого вопроса, считает, что важно рассмотреть несколько прецедентов, прежде чем полностью списывать эту историю со счетов.
“Чем больше я исследовал, тем больше начинал верить, что всё это не так уж нелепо, – сказал он. – Мы прекрасно знаем, что военные интересовались паранормальными явлениями. Проект “Звездные врата”, который начался в 1978 году и был позже рассекречен, изучал, могут ли экстрасенсы осуществлять “дистанционное видение” и “наблюдать” события на больших расстояниях. МК-Ультра использовала бесправных людей, например, заключенных. И это уже не является секретом. Так почему же кажется невероятным, что сироты или убежавшие из дома мальчики не могут стать мишенью? Они как раз те субъекты, которых легко взять. И Монток был бы идеальным местом. Зимой, кстати, он похож на город-призрак”.
В общем, какими бы пугающими ни были эти идеи, проект Монток и связанные с ним необычные истории относятся, скорее всего, к области фантастики.
Но кто знает, вдруг в ближайшие годы или десятилетия из глубин правительственных архивов неожиданно всплывут какие-нибудь новые доказательства?
Читайте также: DARPA: Ваши мысли под нашим контролем