Витрифицированные руины Древнего Перу

“И я могу сказать, раз и навсегда, тщательно взвешивая свои слова, что ни в одной части света я не видел камней, ограненных с такой математической точностью и восхитительным мастерством, как в Перу, и ни в одной части Перу нет камней, которые могли бы превзойти те, что разбросаны по равнине Тиауанако”.
(Эфраим Джордж Сквайер, “Случаи путешествия и исследования в стране инков”., 1877).

Витрификация («стеклование», от лат. vitrum «стекло» и лат. facio «делаю, превращаю»)

С тех пор как европейцы обнаружили таинственный мегалитические руины древнего Перу, путешественники и ученые удивлялись замечательному мастерству и точности техники резки и обработки камня, использованной древними перуанцами.

Мегалитическая архитектура андского альтиплано Перу и Боливии действительно поражает воображение. Она имеет те же четкие и аккуратные линии, которые смог выразить только Древний Египет, и то лишь на короткое время, в течение IV династии Древнего царства. Тем не менее, очень часто то, что называют “архитектурой инков”, не имеет практически никакого отношения к инкам – народу, завоеванному испанскими конкистадорами в 1533 году, чья империя, простиравшаяся на большей части территории современных Эквадора, Перу, Боливии, Чили и части Аргентины, просуществовала почти двести лет с конца XIII или начала XIV века нашей эры.

Большинство историков архитектуры и археологов сегодня признают в мегалитической архитектуре перуанского и боливийского нагорья наследие гораздо более древних цивилизаций, включая империи Уари и Тиауанако, чья история уже насчитывала несколько столетий (возможно, даже тысячелетий) к тому времени, когда инки стали владыками этих земель.

перу
Куско, знаменитый камень двенадцати углов, шедевр мегалитической каменной кладки.

За последние несколько десятилетий такие историки архитектуры, как Жан Пьер Протцен и Стелла Наир, решили загадку, как цивилизация, не знавшая колеса и обладавшая лишь рудиментарными медными инструментами, могла добывать, транспортировать, обрабатывать и подгонять огромные блоки твердого гранита, порфира и андезита с почти сверхъестественной точностью, которую можно увидеть на древних памятниках Перу и Боливии.

Несмотря на то, что их эксперименты смогли пролить свет на технику, с помощью которой, даже используя самые примитивные инструменты, можно было бы создавать идеально ровные поверхности, но точные прямые углы, миллиметровые швы и некоторые другие аспекты древней андской резки камней и архитектуры остаются необъясненными.

Одним из самых загадочных и обсуждаемых вопросов, связанных с мегалитической архитектурой Анд, является очевидная стекловидность каменных поверхностей, которую можно заметить на некоторых древних объектах. Если камни действительно были витрифицированы, как утверждают некоторые историки, то их древние строители должны были обладать какими-то пока неизвестными средствами, с помощью которых они могли размягчать, плавить и в некоторых случаях придавать стекловидность огромным массам камня, что позволяло чрезвычайно легко создавать из такого твердого камня (в нормальном состоянии), как гранит и андезит, любые желаемые формы и углы.

Наиболее характерные особенности этих “стеклообразных” пород включают:

  • Блестящий, глянцевый вид, который отражает свет, как зеркало;
  • Наличие “слоя” на поверхности камня, где видна явная стеклообразность;
  • Признаки стеклования в местах, где было бы нелогично или просто невозможно достичь подобного уровня полировки любым другим, более традиционным способом (например, с помощью молотка, зубила или полировки абразивным веществом, таким как песок или кварцевый порошок);
  • Очевидное обесцвечивание или изменение цвета и текстуры камня в местах, где проявляется явление стеклования;
  • Отметины на камне или другие признаки, которые могут свидетельствовать о том, что камень действительно был расплавлен или размягчен в какой-то момент во время строительства;
  • Наличие остаточного магнитного заряда в камне, обнаруживаемого с помощью компаса (хотя неясно, как это может быть связано с наблюдаемой витрификацией, если вообще связано);
  • Гнезда, в которые вставлялись металлические зажимы для соединения соседних блоков камня, часто видны в камнях со следами стеклования (при этом гнезда или Т-образные канавки также имеют признаки стекловидности).

Ниже приведен обзор некоторых аномалий и явных следов стеклообразования, которые были зафиксированы на нескольких перуанских объектах.

перу
Ряд идеально выровненных окон внутри Кориканчи, «золотой ограды» древнего Куско.

Куско – Кориканча

Кориканча, что означает “Золотая ограда”, был самым важным государственным храмом империи инков, расположенным в самом центре их столицы Куско. Руины Кориканча сохранились под современной церковью и монастырем Санто-Доминго и общепризнаны как один из лучших примеров каменной кладки инков в так называемом “императорском стиле” с использованием больших квадратных блоков гранита или андезита. Действительно, ряд элементов может указывать на еще более древнее происхождение храма, возможно, относящееся ко временам империй Уари и Тиауанако (к ним относится наличие Т-образных пазов, предназначенных для размещения металлических зажимов, типичных для архитектуры Тиауанако, но отсутствующих в строительных технологиях инков, а также некоторые спорная астрономическая ориентировка, которая может указывать на еще более раннюю дату строительства).

перу
Красивая изогнутая стена за пределами Кориканчи с видом на долину реки Хуатанай. Вероятно, он использовался для астрономических наблюдений, а также в нем находился солнечный гномон, называемый Интиуатана.

Архитектура Кориканча одновременно внушительна и строга. Интерьер разделен на несколько комнат, выходящих в центральный двор, в то время как внешние стены опираются на внушительный ряд террас, обращенных к реке Уатанай (сейчас это не более чем ручеек), которые завершаются впечатляющей изогнутой стеной, построенной, вероятно, для астрономических целей. Камни, из которых сложена эта внешняя стена, отличаются замечательной степенью полировки. Хотя у них нет явных признаков стеклования, их почти металлическая отделка и зеркальная полировка действительно поразительны.

перу
Прекрасная внешняя стена Кориканчи, обращенная к улице Ауакпинта. Можно оценить очень плотные соединения и углубления между камнями.

Внешняя стена, выходящая на улицу Calle Ahuacpinta, пожалуй, самая примечательная, поскольку она демонстрирует ряд особенностей, свидетельствующих о высоком мастерстве древних каменщиков. Стена полностью построена из розовато-серого гранита с использованием аккуратно подогнанных и соединенных прямоугольных блоков. Хотя вертикальные швы редко бывают перпендикулярными, горизонтальные швы почти всегда идеально прямые.

перу
Еще один вид на внешнюю стену Кориканчи, выходящую на улицу Ауакпинта. Горизонтальные швы также остеклованы.

Однако если наблюдать за ними с близкого расстояния, то можно обнаружить нечто поистине удивительное. Прежде всего, каждый камень имеет небольшое, почти незаметное углубление, так что даже горизонтальные швы никогда не являются по-настоящему горизонтальными, а спроектированы таким образом, чтобы каждый камень был “заперт” на месте с помощью крошечных углублений в каждом из соседних камней. Тем не менее, стыки настолько плотные, что едва заметны, и даже пресловутый лист бумаги не может быть вставлен между двумя камнями.

перу
Темный коридор внутри колодца Кориканчи отражает суровость и монументальность этого сооружения.

Объем работы, необходимый для достижения такой идеальной подгонки при сохранении крошечных углублений между блоками, немыслим по любым современным стандартам и может быть оправдан только высокой сейсмичностью региона (идеально горизонтальные и перпендикулярные стыки могли бы привести к скольжению камней во время землетрясения, в то время как крошечные углубления плотно удерживали бы их на месте). В дополнение к этому очень своеобразному прилеганию блоков, стыки (особенно горизонтальные) кажутся витрифицированными. Блестящий, стекловидный слой можно увидеть ночью между швами или направив фонарик параллельно стене. Нет объяснения, как и почему был достигнут такой уровень стеклования. Однако, с точки зрения структуры, стеклование швов придало стене почти неразрушимую прочность, сделав ее чрезвычайно устойчивой даже к самым сильным землетрясениям.

перу
Частично остеклованный каменный блок внутри Кориканчи. Интересно, что витрифицированный слой, по-видимому, был преднамеренно отбит позднее, возможно, в колониальные времена.

Витрификация не ограничивается одними лишь стыками. Несколько камней в интерьере Кориканчи также имеют признаки глазури, как будто покрыты стеклообразной пленкой или слоем, отражающим свет. Как ни странно, это покрытие, похоже, в какой-то момент было сбито молотком или зубилом, в результате чего камень приобрел гораздо более грубый вид (почему и когда это было сделано, остается предметом догадок, хотя это может быть следствием того, что стены в колониальные времена были оштукатурены и покрашены).

перу
Замечательная ниша внутри Кориканчи, с просверленными отверстиями и загадочными канавками.

Внутри Кориканчи на нескольких камнях и в нишах сохранились следы идеально просверленных отверстий и канавок, назначение которых неизвестно (одно из предположений – в них были вставлены петли дверей). Отдельные отверстия, диаметром до 4-5 сантиметров, были просверлены в твердом граните на глубину, в некоторых случаях превышающую 50 сантиметров.

Куско – Саксайуаман

перу
Одни из мегалитических ворот, ведущих в великую крепость Саксайуаман над городом Куско.

Гигантская крепость Саксайуаман возвышается с холма над городом Куско. Некоторые камни, использованные для ее строительства, весят более 250-300 тонн и подогнаны друг к другу с удивительной точностью. Многие из них выглядят расплавленными, как будто они были искусственно размягчены и подогнаны по месту, на некоторых из них даже есть частично остеклованные “шрамы”, свидетельствующие о применении очень интенсивного, концентрированного тепла.

перу
Некоторые из странных отметин или шрамов, видимых на некоторых камнях в Саксайуамане, по-видимому, являются результатом сильного нагревания камня и также частично остеклованы.

Однако самые примечательные признаки стеклообразования обнаружены на скалах холма Саксайуаман (названного Родадеро из-за круглой формы огромного каменного амфитеатра, высеченного на его вершине). Особая скальная платформа, называемая “Трон инков”, имеет идеально плоские, частично витрифицированные поверхности, вырезанные ступенями, которые также, по-видимому, сильно магнитятся. Многие из близлежащих камней тоже высечены в виде ступеней, часто образуя длинные лестницы, ниши и алтари.

перу
«Трон инков» напротив крепости Саксайуаман, на холме Родадеро. Ступени имеют признаки, по крайней мере, частичного витрификации и значительные магнитные аномалии.

Несмотря на то, что сильное выветривание поверхности скал должно было удалить или скрыть любые признаки стеклования, камни (некоторые из них весят сотни тонн), по-видимому, треснули под воздействием какого-то сильного жара, который навсегда изменил их цвет и текстуру. Но там, где камень был каким-то образом защищен от этого воздействия, стеклование вполне очевидно.

перу
Высеченная поверхность скалы на холме Родадеро над Саксайуаманом. Эта огромная скала, похоже, треснула под воздействием сильной жары. Он окружен другими фрагментами камня с такими же трещинами и изломами, которые, должно быть, когда-то были частью какого-то колоссального рухнувшего сооружения.
перу
Остеклованный туннель возле Чинкана Чика на холме Родадеро. Не зеркальная полировка на стенах и на потолке.

В районе с многочисленными пещерами и тоннелями под названием Чинкана-Чика есть несколько тоннелей, стены и потолок которых полностью остекловались до почти зеркальной полировки. Назначение этой странной сети туннелей неизвестно, но об их чрезвычайной древности свидетельствует тот факт, что многие из них, включая несколько камер, которые, должно быть, когда-то находились под землей, теперь располагаются на открытом воздухе, поскольку они обнажились в результате эрозии и разработки горных пород.

Куско – К’Энко

перу
Великая пещера К’Энко. Поверхности алтарей и столов имеют явные признаки стеклования.

К’Энко расположен на скалистом выступе на небольшом расстоянии от Саксайуамана и разделен на две области, называемые Учуй К’Энко (что означает “Маленький К’Энко”) и собственно К’Энко. В Учуй-К’Энко много странных вырезанных скал и циклопических стен, напоминающих по стилю сооружения Саксайуамана. В поверхности скал есть множество высечек, которые когда-то могли быть камерами и коридорами, а теперь открыты для доступа воздуха и сильно выветрились. Сильное выветривание камня вызывает еще большее недоумение, если учесть, что это очень твердый андезит, порода, очень похожая на базальт. А одна траншея, вырубленная в скале, очень похожа на систему портовых ворот, соединенных с небольшим каналом, с параллельными желобками, четко видимыми с обеих сторон траншеи.

перу
Фрагмент поверхности остеклованного камня сбоку одного из алтарей в пещере К’Энко. Витрификация проявляется в виде тонкого слоя на поверхности камня.

В главной пещере К’Энко, которая, как считается, использовалась для погребальных ритуалов, находится несколько столов и алтарей (за неимением другого подходящего функционального объяснения), поверхность которых полностью остеклованная.

Куско – Храм Луны (и Храм Обезьян)

перу
Ступени, ведущие в пещеру Храма Луны. Обратите внимание на зеркальное отражение лестницы на левой стене.
перу
Еще один вид Храма Луны, изнутри. Все стены и потолки полностью ветрифицированы.
перу
Вид на Храм Луны снаружи, высеченный в скале недалеко от К’Энко. Можно ясно видеть, какими были стены и потолки камер, которые теперь полностью открыты стихии.

Малоизвестный Храм Луны (и расположенный рядом Храм Обезьян) – это два редко посещаемых места, расположенных в окрестностях К’Энко. Так называемый Храм Луны на самом деле представляет собой большое скальное обнажение, содержащее множество пещер, где в живой скале были высечены алтари и другие сооружения. Самая примечательная из этих пещер, содержащая большую церемониальную платформу или алтарь, к которой ведет короткая лестница, полностью остеклованна как на стенах, так и на потолке. Витрификация поверхности камня настолько обширна, что он блестит и отражает свет, как зеркало. Человек может видеть свое собственное отражение на стенах и потолке, как будто они полностью сделаны из полированного стекла. Подобные следы витрификации также обнаружены на большом алтаре внутри Храма обезьян, где эрозия обнажила систему подземных камер и проходов.

Ольянтайтамбо

Великая крепость Ольянтайтамбо стоит на крутом террасированном холме, над которым возвышаются гигантские мегалитические стены храма Солнца, охраняя один из входов в Священную долину недалеко от Куско.

перу
Большая мегалитическая стена Храма Солнца Ольянтайтамбо. Каждый из шести порфировых монолитов, составляющих структуру, весит более 70 тонн и добыт из карьеров, расположенных на расстоянии более 5 км, на противоположной стороне глубокого оврага.

Ольянтайтамбо наиболее известен шестью гигантскими порфировыми мегалитами, каждый из которых весит более 70 тонн, которые образуют фасад Храма Солнца (первоначальный вид этого массивного мегалитического сооружения до сих пор является предметом споров). Как и Кориканча, Ольянтайтамбо демонстрирует признаки различных эпох строительства, причем мегалитическая фаза является самой ранней и наиболее совершенной. На вершине и у основания холма разбросаны огромные каменные глыбы, многие из которых позже были использованы для более примитивного строительства позднего периода инков. Интересно, что некоторые камни, видимо, уже были сильно выветрены и повреждены, когда их использовали повторно. Некоторые камни также имеют Т-образные пазы для крепления металлических зажимов, которые очень напоминают архитектуру Тиауанако.

перу
Меньшие камни были вставлены между большими мегалитами, возможно, по эстетическим или символическим причинам. Стыки между более мелкими камнями и более крупными монолитами также остеклованы.

Циклопическая кладка, ведущая к вершине холма, является лучшей в Перу, демонстрируя уровень полировки и точности, почти не имеющий аналогов в древнем мире, и придает ей вид полированного металла, а не камня. Выступы, которые можно увидеть на поверхности многих камней (и которые также являются отличительной чертов мегалитических зданий в Куско и других местах), несомненно, использовались для подъема и транспортировки колоссальных каменных блоков, хотя возникает вопрос, почему древние зодчие оставили их даже после того, как камни были обтесаны и установлены на место. Возможно, строительство по каким-то причинам было прекращено, и здание осталось незавершенным на какой-то ранней стадии, но тогда это трудно согласуется со степенью полировки и идеальной отделкой других частей стены.

перу
Т-образную канавку можно увидеть на большом порфировом камне, лежащем перед мегалитической стеной Храма Солнца. Также обратите внимание на тонкий остеклованный слой, покрывающий левую сторону камня.

Среди камней, найденных в Ольянтайтамбо – розово-красный порфир, серый андезит, черный базальт и диорит. Несомненно, хроматический эффект от такого количества разноцветных камней был бы прекрасен. Стыки между камнями, включая самые большие монолиты, похоже, были остеклованными, поскольку они покрыты тонким отражающим слоем. Это хорошо видно в тех местах, где некоторые камни удалены из конструкции. Не только края швов были остеклованными, но и вся поверхность камня подверглась аналогичному процессу. Что интересно, так это то, что витрификация, по-видимому, ограничивалась стыками или поверхностью контакта с прилегающими камнями, потому что ее не наблюдается на внешней поверхности камня (которая отполирована, но не витрифицирована). 

перу
Идеально просверленное отверстие в упавшем блоке порфира в Ольянтайтамбо. Обратите внимание на тонкие канавки и следы инструмента, оставленные внутри отверстия.

Это позволяет сделать два вполне очевидных вывода:

  • Стеклование служило какой-то функциональной или структурной цели, а не было сделано из эстетических соображений (иначе внешняя поверхность камня, единственная, которая остается видимой, тоже подверглась бы стеклованию).
  • Витрификация, будучи только поверхностной и только в тех частях камня, которые были бы скрыты от глаз и, следовательно, не были бы открыты, должна быть преднамеренной, а не следствием пожара или другого катастрофического события.

Последний спорный момент – является ли стекловидный слой действительно частью камня или это отдельное стекловидное вещество, нанесенное на камень (возможно, в виде цемента или бетона).

перу
Ольянтайтамбо, многоугольная стена на одной стороне террасы Храма Солнца. Камни имеют почти металлический блеск. Большая дверь с косяком, видимая на картинке выше, когда-то вела на верхнюю террасу. Также можно заметить каменные выступы.

На этот последний вопрос нелегко ответить. Даже если стеклообразная поверхность выглядит почти как слой на камне, она, тем не менее, кажется результатом физического или химического преобразования самого камня, а не просто нанесена на него. Кроме того, стеклование встречается не только в каменной кладке, но и в природной коренной породе, в пещерах и туннелях.

К сожалению, было проведено очень мало анализов для определения состава витрифицированного слоя и того, отличается ли он химически или физически от самого камня. Некоторые образцы, собранные из комплекса остеклованных пещер и туннелей в месте под названием Титикака, расположенном над городом Куско, были якобы проанализированы Утрехтским университетом (Голландия). Фотографии, сделанные с помощью микроскопа, выявили две четко различимые области – витрифицированный слой и камень под ним. Наличие переходного слоя, который также хорошо виден на фотографиях, позволяет предположить, что остеклованная поверхность и сам камень не разделены, а являются одним целым, хотя поверхность камня, безусловно, претерпела физическую трансформацию.

перу
Большая скала была остеклована и вырезана в виде ступеней и ниш у подножия холма, ведущего к храму Солнца. Каменная поверхность отполирована до зеркального блеска. Текстура и окраска камня в той части, которая подвергалась резке и остекловыванию, также различаются.

Интересно, однако, что химический состав поверхностного слоя, по крайней мере, частично отличается от состава камня, поскольку содержит элементы, отсутствующие в образцах натуральной породы. Это означает, что вполне возможно на камень в условиях сильного нагрева и давления была нанесена глазурь, состоящая в основном из кремнезема.

Даже если эти результаты будут подтверждены другими свидетельствами из других мест, остается объяснить, как подобная глазурь могла быть нанесена на камень и как необходимые температуры (а это намного выше 1000 градусов Цельсия) и давление могли быть достигнуты и поддерживаться на открытом воздухе вне огромной печи.

Кстати, остеклованные камни еще встречаются в самом городе Куско и в близлежащих местах Тамбомачай и Чинчеро. Витрифицированная кладка также обнаружена в Мачу-Пикчу, но только на стыках между камнями Храма Трех Окон и площади Главного храма.

Читайте также: Тайна перуанского черепа

Поделиться

Добавить комментарий