Ваджра – важнейший ритуальный инструмент буддизма Ваджраяны. На санскрите слово ваджра определяется как нечто твердое или могучее, как, например, алмаз. Оно символизирует непроницаемое, неподвижное и несокрушимое состояние знания и просветления.
Наши знания о ваджре уходят корнями в глубокую древность. Тексты свидетельствуют, что ваджра не всегда была символом мира и спокойствия. Впервые она появляется в Древней Индии, где была основным оружием ведического бога неба Индры, царя дэвов. Согласно индуистским пуранам, злые Асуры, Намучи и Вритры лишили землю всего света и влаги и сделали ее непригодной для жизни. Индра безуспешно сражался с богами-демонами и в качестве последнего средства призвал на помощь их верховного бога Вишну.
Содержание
Оружие богов
Вишну сообщил ему, что убить Намучи и Вритру может только оружие, которое не является ни твердым, ни жидким. Вишну велел божественному плотнику Тваште изготовить для Индры чудесное оружие, с помощью которого он мог бы победить страшных асуров. Это новое оружие, ваджра, испускало молнии. С его помощью Индра уничтожил Намучи и Вритру и вернул на землю столь необходимые свет и влагу. В “Ригведе” этот конфликт описывается следующим образом:
“Теперь я описываю славные деяния Индры, владеющего Ваджрой. Он убил змею и заставил воды течь. Он разбил сердца гор.
Ригведа 1.32
Он убил змею, укрывшуюся в горе. Твашта сделал для него ваджру. Подобно коровам, издающим звуки, текущие воды достигли моря.
Могучий Индра выбрал Сому и выпил из трех сосудов. Щедрый Индра взял в руку Ваджру и убил первенца среди змей”.
Ваджру, когда она использовалась, бросали в противника. В статье “Ритуальные орудия в тибетском буддизме” от 2001 года описывается так: “В качестве метательного оружия несокрушимая молния, подобно метеоритному шару, пронеслась по небесам в водовороте грома, огня и молний”.
От разрушительного оружия к мирному скипетру
Традиционные изображения ваджры (рис. 1.) представляют ее в виде скорее всего металлического стержня с тремя, пятью или девятью зубцами, исходящими из цветков лотоса на обоих концах. Первоначально, согласно древнеиндийскому тексту “Ригведа”, когда Индра использовал свою ваджру, у нее были открытые зубцы (рис. 2.). Согласно буддийской легенде, сам Будда Шакьямуни взял ваджру у Индры и заставил ее зубцы закрыться, превратив ее из разрушительного оружия в мирный скипетр.
Молниеносное оружие в разных культурах
Ученые утверждают, что между индийской, греческой, австралийской и норвежской мифологией, а также космологией Северной и Южной Америки нет никакой связи. Они считают, что каждая цивилизация придумала своих богов самостоятельно и что более древней, всемирной культуры никогда не существовало. Если бы это было так, то основа этих обществ, их мифы, традиции, верования и иконография должны быть уникальными для каждой из них, их места и их истории.
Сказки о войнах, интригах и завоеваниях, которые появляются в американской истории, значительно отличаются от историй Англии, Франции, Индии и Китая. Также как и обычаи, традиции и символы, которые представляют нацию. Тем не менее, когда мы смотрим на широкий спектр древних и коренных групп, мы явно видим общие черты. Мифы и символы, найденные в Индии, отчетливо проявляются в устных и письменных сказаниях и художественных образах других культур. Эти представления, кажется, выходят за рамки времени и места.
Например, символ грома или молнии как орудия разрушения встречается во многих древних цивилизациях. В мифологии молния неизменно ассоциируется с богом неба, богом грома, который использует ее в качестве оружия.
В западном мире молния чаще всего ассоциируется с греческим богом неба Зевсом. С ее помощью он победил титанов и взял под контроль греческий пантеон. Миф рассказывает, что Зевс освободил циклопов, мастеров-строителей, которые были заточены в глубинах подземного мира – Тартаре. В благодарность за освобождение они подарили ему чудесное оружие – молнию. В другой истории Зевс использовал свое грозное оружие для борьбы с самым большим и страшным существом во всей греческой мифологии – стоглавым змеем Тифоном. На ранних изображениях Зевса он держит в руках жезл, похожий на молнию, а на других – это смертоносное оружие с концами, разделенными на три зубца (рис. 3.).
Ваджра у шумеров
В шумерской космологии тоже фигурирует оружие, похожее на ваджру. Его использование зафиксировано в вавилонском “Эпосе творения”, “Энума Элиш”. На четвертой скрижали этого древнего документа подробно описана битва между богом неба Мардуком (Бэлом) и змеей Тиамат. Злая и могущественная Тиамат, согласно “Энума Элиш”, вынашивала коварные планы против Эа и других царствующих богов. Боги боялись вызвать ее гнев и искали решение. Эа попытался противостоять Тиамат, но вместо того, чтобы сражаться, отступил. Мардук, его сын, вышел вперед и вызвался сразиться с разъяренной змеей при одном условии… если он добьется успеха, то получит власть над всей Вселенной.
Боги согласились и снабдили Мардука могучим оружием, включая лук, булаву и сеть, чтобы он мог использовать их в битве с Тиамат. На изображениях этой эпической сцены Мардук держит в руке скипетр с тремя наконечниками (рис. 4.). На последующих изображениях четко изображено это же смертоносное трехконечное оружие (рис. 5.).
“Они дали ему непревзойденное оружие, разрушителя врагов, сказав:
Энума Элиш
“Иди, оборви жизнь Тиамат.
Пусть ветер унесет ее кровь в глубину под землю.”
Боги, его отцы, издали указ для бога Бэла.
Они поставили его на путь, который ведет к миру и поклонению”.
Ваджра в норвежской мифологии
Ригведа также предлагает альтернативное описание ваджры. Некоторые тексты представляют ее как металлическую дубину с насечками и тысячами зубцов. Мы находим эту форму ваджры во многих других культурах. Самые известные истории, в которых ваджра изображается в форме булавы, происходят из нордической космологии. Они связаны с богом неба Тором. Его могучий молот Мьёльнир был самым страшным оружием в норвежской мифологии. Изображения бога грома Тора традиционно показывают его с могучим молотом. В одних текстах Мьёльнир описывается как молот, в других – как топор или дубина.
Мьёльнир создали мастера-строители, гномы, в недрах земли. В норвежской “Скальдскапармале”, которую можно найти в “Эдде” Снорри, Мьёльнир описывается как молот, который не подведет. Как оружие, он может сравнять горы. Далее говорится, что если направить его на что-либо, то он никогда не промахнется мимо цели. Помимо того, что он никогда не промахивается мимо цели, он всегда возвращается в руки своего владельца.
Тор использовал свой могучий молот, чтобы сразиться со своим самым смертельным врагом – гигантским змеем Ёрмунгандом. В этих сказаниях Мидгардский змей Ёрмунганд не убит. Только в конце света, во время апокалиптической битвы Рагнарёк, Тор в последний раз сразится с Ёрмунгандом.
Славянская ваджра
В славянской мифологии мы узнаем о злом змее Велесе, который поднялся из подземного мира и украл что-то ценное у бога неба Перуна. Перун, используя молнии, ежегодно побеждал Велеса, изгоняя его подземное царство. Его смертоносный топор, подобно могучему молоту Тора, использовался для усмирения зла и победы над змеем Велесом. После броска он также возвращался в его руку.
В ирландской мифологии тоже есть ваджра
В ирландской мифологии магическим оружием героя Ольстера Кухулина является Gae Bolga или молниеносное копье. Кухулин сражался и убил своего друга детства и приемного брата Фердиада этим магическим оружием. Gae Bolga описывается как дротик или копье, которое при попадании в тело разделяется на множество колючек, нанося смертельные раны. После того как копье вонзалось в тело, его было практически невозможно вытащить. Ирландская книга Лейнстера так описывает разрушительное действие Gae Bolga:
“Она входила в тело человека с одной раной, как копье, а затем раскрывалась на тридцать колючек. Только отрезав плоть, ее можно было извлечь из тела этого человека”. – Книга Лейнстера
Китайская ваджра
В Китае в легенде “Хуа-ху Тяо пожирает Ян Чиена” описывается магический шип, который носил Хуан Тьен Хуа и который по описанию удивительно похож на ваджру Индры.
“Чин-кан, лишившись своего магического оружия, начали падать духом. Чтобы довершить их смятение, Хуан Тьен Хуа привел в атаку несравненное магическое оружие. Это был шип длиной 19 сантиметров, заключенный в шелковые ножны и названный “Пронзателем сердца”. От него исходил такой сильный луч света, что глаза слепило. Хуан Тьен Хуа, на которого наседал Мо Ли Чин, выхватил из ножен таинственный шип и метнул его в своего противника. Он вошел ему в шею, и с глубоким стоном великан упал замертво”.
– Мифы и легенды Китая – Э. Т. К. Вернер
Обнаружение мифов с похожими сюжетными линиями и соответствующих им образов в относительно близких географических районах, хотя и интересно, но не полностью подтверждает всемирность богов. Но когда мы находим подобные повествования и соответствующие образы в отдаленных регионах мира, эта концепция приобретает более убедительное звучание.
Мифы о ваджроподобном оружии встречаются по всему миру. В Австралии боги неба, братья Вати Кутхара, владеют волшебным бумерангом, Во-мур-рангом или дубинкой. Бумеранги известны своей способностью после броска возвращаться к своему владельцу. Легенда гласит, что их отец Кидили пытался изнасиловать некоторых из первых женщин. Бросив свой во-мур-ранг, они кастрировали своего отца, и он исчез в водной яме.
Ваджра в культурах Южной Америки
В Новом свете мы встречаем похожее смертоносное оружие в виде молнии, которое использовали боги неба. В культуре ацтеков есть бог Уицилопочтли. Уицилопочтли с помощью своего оружия Ксиухкоатль, “огненный змей”, убил свою сестру Койольксаухки вскоре после своего рождения. Майянское божество дождя Чаак и более поздний ацтекский Тлалок изображаются с топором-молнией (рис. 6.). Иногда они изображаются со змеями, представляющими собой молнии, которые они метали с вершин гор. В Перу мы находим бога Иллапу, который описывается как человек, держащий в левой руке дубину, а в правой – пращу.
Громовой камень
Разновидностью мотива молнии является концепция громового камня. Считается, что громовые камни падают с неба, когда боги сражаются друг с другом. Эта идея широко распространена по всей Африке. Йоруба из юго-западного Нигера, например, верят, что их бог грозы Шанге, носящий топор, создает гром и молнию и бросает “громовые камни” на землю. Старейшины этой культуры искали магические камни везде, куда ударяла молния.
Оружие, производящее гром, – ваджра – лишь один из примеров огромного количества общих черт, встречающихся в мифах, легендах, культуре и иконографии по всему миру. Аналогии существуют во всей греческой, шумерской, норвежской, ацтекской, австралийской и американской космологии. Эти параллели включают в себя богов, их жизнь и их удивительное оружие. Они также включают законы и обычаи, которые управляют нашей жизнью – саму ткань общества.
Универсальность символизма
Универсальность символизма, встречающегося во всем мире наталкивает на определенный вывод. Оружие, как ваджра, не было рождено воображением человека. Оно не появилось как часть эволюции культур. Оно было реальным. Она было осязаемым. Кто-то где-то в нашем далеком прошлом увидел его и задокументировал. Только в результате реальной встречи с чудесным оружием, которое издавало гром, можно было составить ясное и конкретное представление о нем.
Точно так же, если такие инструменты, как ваджра, являются подлинными, то мы вынуждены признать, что боги, владевшие этим оружием, тоже были реальными персонажами. Это вновь обретенное знание открыло бы дверь к революционно новому пониманию того, кто мы есть. Оно поставит под сомнение основы нашего общества и может вынудить нас пересмотреть не только наше место во Вселенной, но и все, что мы считаем истиной.
Читайте также: Единая древняя цивилизация породила все другие культуры по всему миру