В эпоху Средневековья и Возрождения события на небе были не просто астрономическим зрелищем. Они служили пророческими указаниями, предсказаниями того, что еще предстоит, и пониманием механики космоса. Историк Лаура Акерман Смоллер из Рочестерского университета вместе с Анной Зибах-Ларсен, заведующей библиотекой Россела Хоупа Роббинса, описывают, как люди периода, ошибочно названного “темными веками”, на самом деле постигали, расшифровывали и воспринимали такие явления, как затмения и выравнивания планет, а также другие космические явления.
Содержание
В средневековой Европе затмения были хорошо изучены, по крайней мере, математически
“Не заблуждайтесь, что средневековое общество представляло из себя людей, веривших в плоскую Землю, и не считайте их наивными, неосведомленными и суеверными”, – утверждает Смоллер, профессор истории из Рочестера и член Средневековой академии Америки. Классические и средневековые астрономы обладали обширными знаниями и умели предвидеть, когда произойдут соединения и затмения, объясняет она.
Они знали, что затмение может произойти, когда Луна находится в новой или полной фазе и когда ее траектория пересекается с эклиптикой – траекторией, по которой движется Солнце. Это может привести либо к солнечному затмению в новолуние, либо к лунному затмению в полнолуние. Во время затмения Солнце и Луна находятся либо в оппозиции (на расстоянии 180 градусов друг от друга), либо в соединении (под одним и тем же градусом), поскольку их пути должны лежать в одной плоскости и пересекаться, уточняет Смоллер. “Для того чтобы понять это, необходим высокий уровень математической сложности”, – утверждает она.
Тем не менее средневековая Европа придерживалась геоцентрической точки зрения, в которой Солнце и Луна считались небесными объектами, вращающимися вокруг Земли, а также пятью известными в тот период планетами: Венерой, Меркурием, Марсом, Юпитером и Сатурном. Эта космологическая система, ориентированная на Землю, не была уникальной для Средневековья – она также была преобладающей моделью в некоторых классических обществах, таких как Древняя Греция и Рим.
Научная работа астронома и математика эпохи Возрождения Николая Коперника “De revolutionibus orbium coelestium” (“О вращении небесных сфер”), опубликованная в 1543 году, положила начало Коперниканской революции. В конечном итоге его вклад привел к смене укоренившейся геоцентрической модели на гелиоцентрическую, в которой Солнце является центром нашей Солнечной системы.
Небесные явления, такие как затмения, использовались для предсказания будущего, в том числе погоды
Средневековые европейцы воспринимали небесные выравнивания, такие как соединения Юпитера и Сатурна, как предвестия будущих событий. К ним относились возможные бедствия – голод, землетрясения и наводнения; знаменательные события, например рождение Христа, и даже гибель империй. Они верили, что затмения, особенно солнечные, обладают способностью усиливать и обострять влияние этих планетарных соединений.
В отделе редких книг, специальных коллекций и сохранности (RBSCP) университета хранится ранняя печатная книга, выпущенная в 1485 году Фирмином де Бовалем под названием Opusculum repertorii prognosticon in mutationes aeris (“О предсказании изменений в погоде”). Книга была издана Эрхардом Ратдольтом, известным своими работами по печати геометрических, астрологических и астрономических текстов.
В книге собраны древние средневековые источники, посвященные влиянию планет на метеорологические явления и предсказание погоды. Однако в ней также рассматриваются солнцестояния и равноденствия, соединения планет и затмения, подчеркивается их известную способность предсказывать будущее.
Изучая оригинальный текст (также известный как incunable) на латыни, Смоллер утверждает, что считалось, что затмения усиливают эффект планетарных соединений. В тексте говорится, что когда солнечное затмение совпадает с соединением Сатурна и Юпитера в начале Овна, “воздействие будет продолжаться в течение 12 000 лет”. И эта невероятная цифра не является типографской ошибкой. Смоллер ссылается на выцветшие примечания на правых полях, предположительно сделанные ранним читателем, который был так же ошеломлен описанным усиленным эффектом, упомянутым в разделе.
Смоллер оспаривает общепринятое мнение, согласно которому Средние века ассоциируются с суевериями. “В том, что небесные явления оказывают влияние на Землю, нет ничего суеверного”, – утверждает она, приводя в пример связь приливов и отливов с лунным циклом. “Это присуще принципам натурфилософии средневекового, античного и значительной части раннего современного периода, включая убеждения, поддерживаемые такими деятелями, как Галилей и Кеплер”.
Средневековые богословы размышляли о значении “чудесного затмения”, которое, по-видимому, произошло во время распятия Иисуса
Изучение затмений, как и следовало ожидать, было важнейшей областью деятельности профессиональных астрономов. Однако в Средние века оно также было неотъемлемой частью всестороннего университетского образования, в том числе и для тех, кто изучал теологию.
Рассмотрим пример Вильгельма Овернского, епископа в Париже с 1228 по 1249 год, который также был известным профессором теологии в Парижском университете. Вильгельм – один из многих ученых, исследовавших так называемое “чудесное затмение”, которое, как считается, произошло во время распятия Иисуса.
В своем обширном труде “De universo” или “О Вселенной”, состоящем из 600 фолиантов, Вильгельм предлагает “замечательный взгляд на умонастроения и распространение научной мысли того времени”, – отметила Зибах-Ларсен, после того как университет приобрел редкую копию манускрипта. Рукописный документ имеет характерную иллюминацию (иллюстрацию), представляющую землю, воду, воздух и огонь. Каждый элемент изображен уникальным образом: горы и деревья – земля, рыбы – вода, мухи – воздух, а символ пламени – огонь.
Будучи одним из ранних сторонников концепции “естественной магии” среди средневековых интеллектуалов, Вильгельм посвящает целый раздел “De universo” теме затмений. Он входит в число многих христианских авторов, начиная с ранних отцов Церкви, которые утверждают, что затмение во время Распятия было чудесным. Это потому, что, естественно, оно не могло произойти, утверждает Смоллер. Причина кроется во времени: известно, что распятие произошло во время Песаха, который начинается в первое или второе полнолуние после весеннего равноденствия. Однако для того, чтобы произошло солнечное затмение, в идеале должно быть новолуние, а не полнолуние.
Врачам в Средние века тоже нужно было знать о затмениях
Почетное место в коллекции библиотеки Роббинса принадлежит изысканному альманаху, который называют “книгой летучих мышей”. По сути, это смоделированная версия “Календариума”, созданного Джоном Сомером в 1390-х годах. Тонкий и изящный альманах из пергамента был создан для того, чтобы быть компактным и портативным. Будучи инструментами, охватывающими астрономию, молитвы и астрологию, такие альманахи играли важную роль в прогнозировании, диагностике и лечении пациентов – что-то вроде средневекового варианта мобильного приложения.
“В то время как обычно мы находим подобную информацию в виде книг, наличие такого рода рукописей, предназначенных для закрепления на поясе человека, является довольно редким вариантом. Это позволяло легко обращаться к ней во время консультаций, просто развернув ее”, – поясняет Зибах-Ларсен. Действительно, известен всего 31 альманах такого стиля, родом из Англии. Из них только четыре, один из которых принадлежит университету, можно отнести к XIV веку. По мнению Зибах-Ларсен, Рочестерский манускрипт может быть одним из самых ранних английских манускриптов, содержащих письменные сочинения этого конкретного типа.
В дополнение к этому Смоллер указывает, что альманах был составлен для того, чтобы помочь врачам определить наиболее благоприятное время для смешивания лекарств и проведения медицинских процедур. Хотя в рукописи содержатся данные о солнечных затмениях, сопровождаемые захватывающими изображениями, неясно, рассматривалось ли это конкретное небесное событие как благоприятный или зловещий знак в сфере средневековых врачебных искусств и наук.
Лунные и солнечные затмения были известны в Средние века. Но некоторые планетарные выравнивания были по-настоящему важным событием
Когда речь заходит об астрономических событиях, что имеет большее значение – лунные затмения, солнечные затмения или планетарные выравнивания или соединения?
Несмотря на то что затмения были более заметными, для людей средневековой эпохи другие виды планетарных соединений имели более глубокое значение. Средневековые астрологи и астрономы относили Солнце и Луну к числу семи планет. Однако, как предполагает Смоллер, именно “медленные, внешние” планеты – Сатурн, Юпитер и Марс – считались более важными.
“По-настоящему важными являются те уникальные соединения Сатурна и Юпитера, которые повторяются примерно каждые 240 и 960 лет, а не те, что происходят раз в 20 лет”, – говорит она.
Хотя предстоящее соединение Сатурна и Юпитера намечено на 2040 год, для астрономов Средневековья оно не имело бы большого значения. Следующее важнейшее соединение планет, которое имело бы существенное значение с точки зрения средневековья, произойдет только в 22 веке.
Однако если прошлое служит показателем, можно с уверенностью предсказать, что будущие жители нашей планеты сохранят древнюю привязанность человечества к небесным явлениям.
Читайте также: Темные века никогда не были темными