Археологи обнаружили одну из крупнейших в мире коллекций древнего искусства, на которой изображены гиганты и чудовища, населявшие Землю.
В отдаленном районе Южной Америки исследовательская группа под руководством британских ученых обнаружила более тысячи доисторических рисунков, в том числе крупнейшие в мире образцы доисторического наскального искусства. Однако археологи считают, что найденные к настоящему времени образцы — это лишь «верхушка огромного древнего художественного айсберга» и что еще много артефактов ждут своего открытия.
Предполагается, что на площади в две с половиной тысячи квадратных километров может находится около 10 000 древних изображений. Самое большое из найденных на сегодняшний день — это 43-метровый наскальный рисунок гигантского змея. Другие изображают гигантских сороконожек, животных невероятных размеров и огромные 10-метровые человекоподобные фигуры.
Рисунки, обнаруженные на границе Колумбии и Венесуэлы, изображают все — от скатов и стервятников до обезьян и крокодилов, от собак и ягуаров до черепах и лягушек. Есть также большое количество геометрических рисунков (в основном концентрических кругов, сетчатых узоров и треугольников, заполненных точками), представляющих собой пока не идентифицированные объекты. Это одна из самых больших концентраций наскального искусства в мире, конкурирующая по своему объему с такими регионами, как французская Дордонь, альпийская Северная Италия, Западная Австралия и Южная Африка.
Но, безусловно, самый необычный аспект рисунков — это уникальная монументальность некоторых из них. Размеры около 60 из 1000 найденных на сегодняшний день превышают 10 метров. Помимо 43-метрового змея, к ним относятся две 10-метровые человекоподобные фигуры (которые могут быть духами, богами или, возможно, шаманами), 11-метровая сороконожка и то, что, вероятно, является четырехметровым гигантским насекомым (возможно, бабочкой).
«Наши полевые исследования в Колумбии и Венесуэле впервые открывают миру ранее практически неизвестную и не задокументированную древнюю культуру в этой отдаленной части Южной Америки», — сказал один из руководителей проекта, доктор Филип Ририс из отдела археологии и антропологии университета Борнмута (Великобритания). «Мы надеемся, что это позволит современному миру оценить давно утраченные художественные и другие достижения людей, которые жили здесь за много веков до европейской колонизации», — добавил он.
Гигантские змеи (семь штук длиной от 16 до 43 метров) имеют особое значение, поскольку они могут быть частью гораздо более широкой глобальной традиции «мега-змеев». Академические исследования, опубликованные многими учеными за последние годы, показывают, что, в отличие от большинства других религиозных систем верований, связанных с животными, поклонение змеям, известное антропологам как офиолатрия, когда-то было распространенным мировым феноменом.
Оно фигурировало (а в некоторых случаях фигурирует и по сей день) в религиозных системах и мифологиях практически во всех уголках мира — от доисторической Европы и Древнего Египта до аборигенной Австралии и древней Америки. Классическая греческая мифология была богата сверхъестественными змеиными монстрами и другими существами, связанными со змеями, как и древняя ближневосточная, европейская, мексиканская, африканская, китайская, японская и индийская мифология.
Змеи часто ассоциировались с сотворением человечества или отдельных племен, с бессмертием и с излечением от болезней. В зависимости от культуры они могли считаться доброжелательными или злыми (или способными быть и теми, и другими), а иногда их даже рассматривали как символы королевской власти.
Необычайно широкая распространенность змеиной мифологии и религиозной иконографии наводит на мысль о том, что этот феномен является чрезвычайно древним и что люди во всем мире на протяжении, возможно, десятков тысяч лет испытывали необходимость умилостивлять и почитать змей. Это почти наверняка связано с тем, что змеи представляли (и продолжают представлять) для человека большую угрозу, чем любое другое животное (за исключением насекомых-переносчиков болезней).
И сегодня около 20 000 человек ежегодно умирают от укусов ядовитых змей (по сравнению со 100 в год от нападений львов и 500 в год от столкновений с крокодилами). Более того, еще около 400 000 человек ежегодно получают укусы змей и отравляются их ядом, даже если не умирают. В древние времена, когда люди жили гораздо ближе к природе (и постоянно охотились и собирали пищу в этой среде), змеи, несомненно, представляли собой еще большую угрозу для человечества — угрозу, которую нужно было умилостивить и, следовательно, которой нужно было поклоняться, которую нужно было почитать и задабривать.
Как и в случае с недавно обнаруженными колумбийскими и венесуэльскими образцами, другие древние культуры часто изображали змеиных божеств или духов как поистине монументальных гигантских существ. В Калифорнии, Огайо, Перу и других местах есть изображения гигантских змей, извивающихся по местным ландшафтам. Самое большое из них — древнее, возрастом 900 лет, 411-метровое земляное сооружение, изображающее гигантскую змею, — до сих пор можно увидеть на вершине холма на юге Огайо.
Недавно обнаруженные колумбийские наскальные рисунки были сделаны древними индейцами — вероятно, между 700 и 1000 годами нашей эры. Они относятся к числу самых труднодоступных образцов наскального доисторического искусства в мире. Это связано с тем, что доисторические художники, создававшие их, часто делали это высоко на почти вертикальных скалах. Это была сложная, трудная и опасная работа.
Например, 43-метровый гигантский змей расположен на высоте 150 метров на 200-метровой скале. Некоторые данные свидетельствуют о том, что в древние времена он функционировал как оракул, “общаясь” с местным населением через шамана или другого посредника (подобно тому, как оракулы работали в других частях света, включая Древнюю Грецию и Древний Египет).
Тысяча изображений, обнаруженных на сегодняшний день археологической экспедицией, расположены в 157 группах вдоль 177-километрового участка реки Ориноко. Первыми европейцами, проникшими в этот регион, были немецкие и английские искатели сокровищ XVI века, пытавшиеся найти легендарное золото Эльдорадо. В конечном итоге, эти авантюристы (в том числе англичанин сэр Уолтер Рэли) так и не нашли ни легендарного города, ни золота.
Зато теперь современным исследователям удалось обнаружить настоящее археологическое сокровище — гигантские произведения искусства, которые помогут изменить представление научного мира о замечательной, давно утраченной древней культуре.
«Мы надеемся, что наша исследовательская работа поможет сохранить необычайное художественное наследие долины реки Ориноко и что местные общины коренных народов будут вовлечены в этот процесс», — сказал Ририс.
Опубликованная научным британским археологическим журналом Antiquity , статья доступна бесплатно в Интернете.
Читайте также: Культ крови и зеркал в могущественной империи Теотиуакана