Традиция Паясы и загадочное наскальное искусство Миссисипи

Вдоль реки Миссисипи, где её берега образуют границу между Иллинойсом и Миссури, существуют тысячи древних пиктограмм, высеченных или нарисованных на скалах, на стенах пещерных убежищ и под нависающими утесами. На протяжении сотен лет эти изображения описывались в дневниках исследователей, передавались шепотом среди местных жителей, фиксировались в старых городских записях и бесчисленных отчетах этнологов и археологов. Трудно найти более загадочное и любопытное изображение, чем Паяса. Его название имеет индейское происхождение и на языке иллини означает “птица, пожирающая людей”.

В городе Олтон, штат Иллинойс, есть узкое ущелье, через которое небольшой ручей впадает в Миссисипи. Недалеко от устья этого ручья, на высоте 30 метров на скале находится современное изображение Паясы. Впервые об этом изображении написал в 1673 году французский миссионер-священник Жак Маркетт, описывая свое путешествие вниз по Миссисипи с Луи Жолье. Маркетт описывает изображение так:

“Размером с телёнка, с рогами как у косули, красными глазами, бородой как у тигра и устрашающей внешностью. Лицо напоминало человеческое, тело было покрыто чешуёй, а хвост был настолько длинным, что полностью обвивал тело, проходя над головой и между ног, заканчиваясь как у рыбы”.

Оригинальное наскальное изображение было видно до 1847 года, пока весь утёс не был разработан карьером, однако легенда живёт по сей день.

Корни легенды о птице Паяса

Легенда о птице Паяса возникла задолго до прихода европейских исследователей в этот регион. Её происхождение связывают с племенем индейцев иллинивек, которые жили вдоль Миссисипи в окрестностях современного Олтона. Это племя, возглавляемое вождём по имени Оватога, охотилось и рыбачило в долине реки, ведя спокойную жизнь, пока не появился “великий зверь”. В 1836 году Джон Рассел, профессор греческого и латинского языков в колледже Шуртлефф в Верхнем Олтоне, опубликовал рассказ о легенде, как ее рассказывали иллини.

За много тысяч лун до прихода бледнолицых, когда мастодонты и великие мегалониксы всё ещё обитали в краю зеленых прерий, существовала птица таких размеров, что могла легко унести в когтях взрослого оленя.

Паяс
Птица Паяса изображена на карте французских исследователей 1678 года.

Познав однажды вкус человеческой плоти, она больше не охотилась ни на кого другого. Она была столь же хитра, сколь и могущественна, и могла внезапно и неожиданно напасть на индейца, унести его в одну из пещер на утесе и пожрать. Сотни воинов годами пытались уничтожить её, но безуспешно. Целые деревни почти обезлюдели, и ужас распространился по всем племенам иллини.

Такое положение дел и на тот момент, когда Уатого, великий вождь иллини, постился в одиночестве в течение целой луны и молился Великому Духу о защите своих детей от Паясы.

В последнюю ночь поста Великий Дух явился Уатого во сне и велел ему выбрать 20 самых храбрых воинов, каждого вооружить луком и отравленными стрелами, и разместить их в засаде в указанном месте. Рядом с местом засады должен был стоять на виду другой воин в качестве приманки для Паясы, в которую они должны были выпустить стрелы, как только она набросится на свою жертву.

На следующее утро воины были быстро выбраны и размещены в засаде согласно указаниям. Уатого предложил себя в качестве жертвы. Встав на открытом месте на утесе, он вскоре увидел Паясу, сидящую на скале и высматривающую добычу. Паяса поднялась в воздух и ринулась вниз на свою жертву. Когда ужасное создание почти достигло своей добычи, каждый лук был натянут и каждая стрела вонзилась в его тело. Паяса издала страшный крик, который разнесся далеко за противоположный берег реки, прежде чем испустить дух.

Уатого не пострадал. Среди иллини царило бурное ликование, и храброго вождя с триумфом отнесли в дом совета, где было торжественно решено, что в память о великом событии в истории их народа изображение Паясы должно быть высечено на утёсе.

Паяса, высеченная в камне

Джон Рассел в своём отчёте 1836 года продолжает:

“Моё любопытство было в основном направлено на исследование пещеры, связанной с преданием как одной из тех, куда эта птица приносила свои человеческие жертвы. В сопровождении знающего проводника я отправился на исследование. Доступ к пещере был крайне затруднен, и в одном месте я стоял на высоте 45 метров на отвесной стене утеса, едва находя место для одной ноги. После долгого, опасного подъема мы достигли пещеры. Пол пещеры по всей её протяжённости представлял собой сплошной ковер из человеческих костей. На какую глубину они простирались, я не смог определить, но мы копали на глубину чуть больше метра в каждой части пещеры, и везде находили только кости. Здесь должны были быть захоронены останки тысяч людей.”

Паяс
Современное изображение самки птицы Паяса.

В годы, последовавшие за описанием Маркетта, ряд исследователей говорили о пиктограмме, а также о других копиях, которые, как сообщалось, были видны на утесах на расстоянии до 18 километров от оригинала. Пиаса также упоминается в книге А.Д. Джонса под названием “Иллинойс и Запад”, написанной в 1838 году. Одно из наиболее удовлетворительных изображений Паясы можно найти в немецкой книге “Долина Миссисипи в иллюстрациях”, опубликованной в 1839 году.

Паяса? Громовые птицы? Драконы?!

Как и у племен иллини, подобные предания о больших птицах и драконах можно найти по всему миру. Племя дакота верило, что гром — это на самом деле чудовищная птица, летящая по воздуху. Они утверждали, что эти птицы были достаточно большими, чтобы уносить людей. В древних буддийских пещерах Индии можно найти множество высеченных и нарисованных драконов, которые легко соответствуют описаниям Паясы. В районе долины Миссисипи также были найдены тысячи погребальных сосудов с выраженными драконоподобными головами, выступающими над краем сосуда.

Одна из теорий происхождения Паясы заключается в том, что это могла быть более древняя иконография из крупного города миссисипской культуры Кахокия, который начал развиваться около 900 года н.э. и достиг своего расцвета около 1200 года н.э. То был крупнейший доисторический город к северу от Мексики и важный вождеский центр. Иконы и изображения животных, такие как соколы, громовые птицы, люди-птицы и чудовищные змеи были распространёнными мотивами культуры Кахокии. Существо Паяса могло быть нарисовано как графический символ для предупреждения чужаков, путешествующих вниз по реке Миссисипи, что они входят на территорию Кахокии.

Однако другие задаются вопросом, не могло ли так называемое мифическое существо быть реальным древним видом птиц, который действительно существовал. То, что столько культур и групп людей, разделенных тысячами километров и лет, имеют схожие предания об огромных летающих существах, по меньшей мере любопытно.

Читайте также: Громовая птица из “Забытых материалов о монстрах”: полет мимо здравого смысла

demon 01
berilli 01
yadro 01
evklid 01
eksiton 01
Квантовый демонический двигатель не обязан нарушать законы термодинамики, чтобы работать
Квантовый демонический двигатель не обязан нарушать законы термодинамики, чтобы работать
Всплеск концентрации бериллия в глубоководных отложениях свидетельствует о грандиозном событии, произошедшем 10 миллионов лет назад. Но о каком именно?
Всплеск концентрации бериллия в глубоководных отложениях свидетельствует о грандиозном событии, произошедшем 10 миллионов лет назад. Но о каком именно?
Внутреннее ядро Земли за последние два десятилетия изменило форму 
Внутреннее ядро Земли за последние два десятилетия изменило форму 
Невероятное кольцо Эйнштейна, обнаруженное миссией Евклида в хорошо известной галактике
Невероятное кольцо Эйнштейна, обнаруженное миссией Евклида в хорошо известной галактике
Ученые открыли новый способ отслеживания таинственных “темных экситонов”
Ученые открыли новый способ отслеживания таинственных “темных экситонов”
previous arrow
next arrow

Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.

Поделиться

Добавить комментарий