Легенда гласит, что этот камень, покрытый рунами викингов, был найден на поле в штате Миннесоте в 1898 году. Однако его истинная история гораздо интереснее. Сегодня мы поговорим о контексте. Ни одно историческое событие не происходит в вакууме, и для полного его понимания необходимо учитывать контекст. Что ещё происходило в мире в то время? Что происходило в 10 метрах от этого места и за 10 минут до этого?
Это история Кенсингтонского рунного камня, якобы артефакта викингов, обнаруженного в Миннесоте в 1898 году. Проблема в том, что он был найден в 3000 километрах от места, где, как известно, когда-либо ступала нога викинга. Изучение рун на камне приводит нас к одному выводу о его подлинности; остальное мы узнаем из контекста: археологического контекста самой находки и культурного контекста времени, в которое она была создана. Давайте же посмотрим, к какому выводу приведут нас эти знания.
Для начала, краткая история викингов в Новом Свете. В 1960 году археологические данные подтвердили существование поселения викингов на оконечности Большого Северного полуострова острова Ньюфаундленд в Канаде, датируемого XI веком. Это место, известное сегодня как Л’Анс-о-Медоуз, было обитаемо в течение короткого времени, вероятно, менее 10 лет, и, скорее всего, служило базовым лагерем для дальнейшего исследования побережья Северной Америки, а не постоянным поселением. Вероятными причинами его раннего запустения были конфликты с коренными народами Северной Америки, а также логистические проблемы, связанные с климатом и удаленностью от основных поселений в Гренландии и Исландии.
Перенесемся на 850 лет вперед, на поле возле городка Кенсингтон, штат Миннесота. В 1898 году фермер Олаф Оман, шведский иммигрант, выкорчевывал пни на поле, которое он приобрел для вспашки. В корнях одного из пней он обнаружил то, что показалось ему большой каменной плитой, покрытой незнакомыми резными символами. Он показал находку жителям общины, шведам и норвежцам, а также журналистам и университетским профессорам.
Одним из них был Олаус Бреда, профессор скандинавских языков, который и сделал первый перевод надписи на камне. Она гласила:
«8 шведов и 22 норвежца в исследовательском плавании из Винланда на запад. Мы бросили якорь у 2 скалистых островков в дне пути к северу от этого камня. Мы ловили рыбу целый день, а когда вернулись домой, нашли 10 человек, красных от крови и мертвых. Аве Мария, избавь нас от зла. У нас осталось 10 человек в море, которые присматривают за нашим кораблем, в 14 днях пути от этого острова. Год 1362».
Бреда счел надпись подделкой, основываясь исключительно на ее языке, полном несоответствий. За прошедшие годы надпись была тщательно изучена многими экспертами, в том числе непосредственно в Скандинавии, и все они обнаружили в ней одни и те же лингвистические и орфографические ошибки. Некоторые слова были неверны, они современные и не встречаются в древнескандинавском языке. Например, слова «исследование» вообще не существовало в древнескандинавском языке, оно появилось, когда было заимствовано из французского в 1500-х годах. Над некоторыми рунами стояли умлауты, которые не использовались до XVII века. Грамматика и окончания слов не соответствовали той исторической эпохе и так далее.
Интересно, что некоторые сторонники подлинности камня считали эти ошибки доказательством в пользу своей версии, исходя из того, что обычный норвежский исследователь делал бы орфографические ошибки, как и любой среднестатистический человек сегодня. Но обладал ли он даром предвидения, чтобы знать слова, которые появятся только через два столетия?
Другие находили проблемы и в самой резьбе. Края были острыми и не несли на себе следов эрозии, которых можно было бы ожидать от камня такого возраста. Сами руны были более чистыми, более светлого цвета, чем остальная часть камня, и без патины, что указывало на то, что они не подвергались воздействию стихии и не были погребены в течение длительного времени.
Также возникали вопросы и к самой истории, рассказанной на камне. Предполагаемый автор надписи не мог совершать путешествие из Винланда, поскольку у нас есть современные археологические данные о том, что этот регион вокруг Ньюфаундленда находился в руках викингов в XI веке, а не в 1362 году. Кенсингтон находился гораздо дальше, чем в 14 днях пути от любого места, где мог бы находиться их корабль. Во времена Омана канал Эри позволял судам добраться из Атлантики до Великих озер, но в 1362 году его не существовало. Предполагаемые путешественники находились как минимум в 1500 километрах к западу от самой западной точки, куда они могли добраться на ладье.
Есть проблемы и в рассказе самого Омана. Он утверждает, что изучал странные письмена на камне, но не признал в них руны, решив, что это может быть «индейский календарь». Это не вяжется с тем фактом, что у Омана была книга на шведском языке под названием «Хорошо информированный школьный учитель», в которой содержался урок по рунам. Он подписал свое имя и поставил дату на обложке этой книги за восемь лет до появления рунного камня.
Кроме того, текст, упоминающий Деву Марию, написан как AVM – те же латинские буквы, которые используются в английском языке. Надпись AVM хорошо заметна. (Если вам показалось подозрительным, что на рунном камне викингов вообще упоминается Дева Мария, то в этом пункте резчик не ошибся. Сокращение AVM использовалось в Швеции уже в 1300-х годах).
Перейдем к контексту. Археологические находки, как и все остальное, не существуют в вакууме. У них всегда есть контекст. После того, как камень был найден, вокруг места находки были проведены раскопки. Тщательные современные работы проводились в 1964 году, а еще более тщательное исследование и более обширной территории – в 1981. Все они были посвящены поиску археологического контекста рунного камня. В своей книге «Энциклопедия сомнительной археологии» археолог Кен Федер пишет:
«Ни в одном из этих исследований не было найдено ничего, что могло бы быть связано с 30 отважными норвежцами, которые, если бы они действительно путешествовали по этой местности, то разбивали бы лагерь, ели, выбрасывали мусор, ломали орудия труда или теряли предметы до, во время или после того, как вырезали свое послание рунами на куске местного песчаника. Не были найдены ни скелетные останки, ни захоронения кого-либо из 10 убитых, предположительно местными индейцами, как указано в рунической надписи. Фактически, не было обнаружено никаких норвежских артефактов XIV века, которые могли бы подтвердить утверждение о том, что группа норвежцев находилась здесь более шести веков назад».
В то же время в Л’Анс-о-Медоуз мы находим всё это и многое другое. Контекст отличает подлинный артефакт от подделки. С археологической точки зрения, просто неправдоподобно, чтобы не осталось никаких других следов такой многочисленной исследовательской экспедиции, которая провела в Кенсингтоне достаточно времени, чтобы вырезать надпись на камне, а также сражаться и погибнуть.
Неизбежно вывод о том, что рунный камень является современной подделкой, поднимает вопрос об Олафе Омане, который почти наверняка был главным действующим лицом в создании этой мистификации, если не самим мистификатором. Какие мотивы у него были? Он не пытался разбогатеть на этом камне. Он не искал славы и богатства. У него не было причин это делать, не так ли?
И вот здесь вступает в игру наш второй пункт контекста. Не археологический контекст камня в поле, а культурный контекст человека, создавшего доказательство раннего посещения этих мест норвежцами. Что происходило в местной культуре скандинавской общины? В 1890-х годах викинги и их путешествия в Америку были очень популярны.
Этот период, известный как Возрождение викингов, был отмечен всплеском интереса к викингам в Европе, а к концу XIX века он распространился и среди американцев, особенно среди американцев скандинавского происхождения. Во многом это было связано с публикацией в 1874 году книги норвежско-американского писателя Расмуса Б. Андерсона «Америка, не открытая Колумбом». К 1880-м годам американцы скандинавского происхождения все громче заявляли о наследии викингов Северной Америки.
Но вскоре им бросили вызов. В 1893 году в Чикаго проходила Всемирная выставка. Она проходила под названием «Всемирная Колумбова выставка» в честь 400-летия прибытия Христофора Колумба в Новый Свет. Это празднование в честь Колумба было воспринято как своего рода вызов скандинавской общине в Соединенных Штатах, которая всегда верила, что викинги побывали здесь раньше Колумба.
И хотя сейчас у нас есть археологические доказательства этого, в 1890-х годах об этом не знали, и вера основывалась в основном на историях из саг, в которых (как считают многие) Северная Америка фигурировала под названием Винланд.
Так вот, идея Всемирной выставки, посвященной прославлению Колумба как первого мореплавателя, достигшего Нового Света, стала последней каплей, и некоторые американцы скандинавского происхождения решили что-то с этим сделать. Два знаменитых норвежских кораблестроителя, Кристен Кристенсен и Оле Веггер, решили доказать, что такое путешествие было вполне по силам викингам еще в IX веке. Они построили точную копию корабля Гокстад – настоящего корабля викингов, обнаруженного в норвежском кургане в 1880 году. Это тот самый знаменитый корабль, который так эффектно выставлен в Музее кораблей викингов в Осло.
Свою копию они назвали «Викинг». «Викинг» был открытым кораблем длиной 24 метра и шириной 5 метров. В апреле 1893 года капитан Магнус Андерсен с командой из 11 человек отправился в плавание из Кристиании, как тогда назывался Осло. Они прошли на настоящем корабле викингов через Северное море, пересекли Северную Атлантику до Ньюфаундленда, затем до Нью-Йорка, поднялись по реке Гудзон и по каналу Эри прошли через Великие озера, и, наконец, добрались до Чикаго, где «Викинг» был выставлен на всеобщее обозрение, став своеобразной пощечиной Всемирной Колумбовой выставке.
Сказать, что местное скандинавское население было довольно, значит не сказать ничего. Всего несколькими годами ранее, в 1887 году, американский энтузиаст культуры викингов, магнат по производству пекарского порошка Эбен Нортон Хорсфорд заказал установку статуи Лейфа Эрикссона в Бостоне в память о предполагаемых поселениях викингов в Северной Америке. Копия этой статуи была установлена в том же году в Милуоки, штат Висконсин. Два года спустя Хорсфорд воздвиг каменную башню в Вестоне, штат Массачусетс, на том месте, где, по его мнению, находилось поселение викингов под названием Норумбега. Все эти памятники сохранились до сих пор.
В 1923 году, спустя 25 лет после появления Кенсингтонского рунного камня, но в тот же период Возрождения викингов, еще один рунный камень был «обнаружен» недалеко от Хевенера, штат Оклахома. Он сразу был признан всеми современной подделкой. В 1960-х годах в Оклахоме «нашли» еще два камня, происхождение которых столь же сомнительно. С тех пор несколько других камней время от времени появлялись в различных частях страны, и все они также являлись довольно очевидными подделками.
Таким образом, именно в этот период «викиногОмании», если можно так выразиться, и повсеместных попыток прославить и доказать высадки викингов в Северной Америке до Колумба, фермер Олаф Оман, который, по случайному стечению обстоятельств, был скандинавского происхождения, вдруг наткнулся на эту каменную плиту на своем поле, которая, по совершенно случайному стечению обстоятельств, оказалась покрыта викингскими рунами.
Создавая мистификацию с Кенсингтонским рунным камнем, Оман делал не больше и не меньше, чем многие другие, кто разделял его происхождение и восхищение своими предками и просто хотел, чтобы их признали.
На этом мы заканчиваем нашу маленькую историю о контексте. Ни злоба, ни жадность не были нужны, чтобы создать рунный камень и сделать его частью поп-культуры. Вы можете увидеть этот камень своими глазами, он выставлен в Музее рунного камня в Александрии, штат Миннесота. Если вы это сделаете, не считайте его мистификацией, а воспринимайте как символ гордости – гордости за одну из величайших и оставивших свой след в истории культур – викингов.
Читайте также: Монета викингов: доказывает ли пенни из штата Мэн, что викинги жили в Америке?