Общества по всему миру имеют отличительные черты, которые определяют их культуру. От одежды, которую носят, языка, на котором говорят, до традиций, которые передаются из поколения в поколение – все это может дать представление о культурной группе. Однако существует ряд универсальных обычаев, которые практикуются на всех континентах земного шара. К ним относятся обрезание, ритуалы смерти и погребения и деформация черепа. Эти традиции зародились в далеком прошлом. Но их цель и смысл, похоже, утеряны в песках времени.
Когда-то считалось, что модификации головы появились в Египте, а затем распространились по всему миру. Исследователи пришли к выводу, что это явление не было изолировано в одной географической области, а затем распространилось по окрестностям. Напротив, эта странная отличительная черта древних обществ возникла по всему миру в различных культурных группах независимо друг от друга. Многие считают, что это неотъемлемый этап эволюции культуры той или иной группы.
Черепная деформация – это отдельная и болезненная традиция. Целью деформации черепа является удлинение формы головы. Эта процедура, однажды выполненная, не может быть отменена. Что еще более важно, лица, прошедшие эту процедуру, в отличие от обрезания, не могут ее скрыть. Это постоянный видимый знак, который идентифицирует не только культурную группу, но и отдельных людей в этом обществе.
Когда ребенок рождается, его голове придают уникальную длинную и стройную форму. Простейший метод, который применяли те, кто ухаживал за ребенком, заключался в ежедневном надавливании или легком массаже головы ребенка до достижения желаемой формы. При втором методе голова ребенка фиксируется в механическом устройстве, которое со временем создает желаемую вытянутую форму. Изменение формы головы всегда проводится в младенческом возрасте. В это время черепные кости еще нежные и податливые, а швы между черепными костями не закреплены. Это позволяет сформировать или изменить форму головы. Но зачем матери или воспитателю подвергать своего ребенка такому болезненному и длительному процессу?
Черепа, демонстрирующие явные признаки намеренной деформации, появились в археологической летописи эпохи раннего неолита, начиная примерно с 10000 лет до нашей эры. Практика модификации головы в эпоху неолита (до 5000 года до н.э.) представляется эпизодической. Это может быть связано с количеством людей, у которых были изменены головы, или с небольшим количеством останков, которые были обнаружены. Одни из самых ранних примеров удлиненных черепов были обнаружены на юго-востоке Австралии в Кубул Крик и Коу Свомп. Примечательно, что находки, датируемые примерно тем же временем, были также обнаружены в пещере Шанидар в Ираке. В восточном нагорье Бразилии из пещеры Конфинс был извлечен череп, датируемый 7566 годом до нашей эры.
Начиная примерно с 5000 года до н.э., традиция модификации черепов, по-видимому, расширилась. Это предположение основано на увеличении количества найденных останков с удлиненными черепами. Некоторые исследователи считают, что традиция манипуляций с черепом разрослась, когда ранние общества охотников-собирателей начали объединяться в городскую среду. Фигурки с деформированными черепами также начинают появляться в археологических записях, что еще больше подтверждает древность и распространение этого обычая.
В современном мире традиция удлинения черепа часто ассоциируется с древними коренными культурами, а не с развитыми западными цивилизациями. Если бы этот обычай практиковался в западном мире, можно было бы предположить, что он возник когда-то в далеком прошлом и был заброшен цивилизованным обществом. Это далеко не так. В Европе исследователи, такие как невролог и психиатр Ахилл Фовилль, зафиксировали практику деформации черепа во Франции. Исследуя черепные коробки пациентов французского государственного приюта, в 1833 году он проанализировал 431 человека, находившегося в этом учреждении. Его результаты показали, что у 50% человек были явные признаки деформации, причем некоторые из них, по его оценке, считались серьезными.
Независимо от того, где они были найдены, большинство измененных черепов обладают поразительным сходством. На черепах были обнаружены поперечные бороздки или углубления, указывающие на то, что на голову оказывалось давление. Эти ранние находки, как и многие другие, обнаруженные в последнее время, имеют явные признаки преднамеренных манипуляций и не являются результатом генетических или врожденных проблем.
Существует две основные формы искусственной деформации черепа – табличная и циркумференциальные. Табличная деформация черепа подразумевает сдавливание передней или передней и задней частей черепа ребенка колыбельными дощечками или другими цефалическими аппаратами. Это самый распространенный тип деформации, встречающийся во всем мире, и включает в себя непреднамеренные, но неестественные изменения черепа. После рождения на голову ребенка кладут доску и привязывают ее. Это уплощает лоб ребенка. Если голову ребенка помещают между двумя досками, как спереди, так и сзади, и связывают, то в результате сжатия получается более преувеличенная и характерная форма головы. Этот тип модификации приводит к расширению черепа в боковом и верхнем направлениях. Гарсиласо де ла Вега в 1609 году описал методы, используемые жителями некоторых регионов Перу. Он заявляет:
“С самого рождения они зажимали череп своих детей между двумя досками, связанными вместе на концах, которые каждый день немного подтягивали… Через три года череп ребенка деформировался на всю жизнь, поэтому они удаляли конструкцию”.
Модификация головы с помощью табличного метода может происходить непреднамеренно, как побочный эффект практики ухода за детьми. С другой стороны, циркумференциальные модификации, несомненно, производятся намеренно. Стягивающие бинты обматываются вокруг черепа как плотное кольцо, заставляя его расти вертикально. Этот метод уменьшает диаметр черепа, одновременно подталкивая его вверх и назад. Для получения конической формы головы использовалось до трех бинтов. Данные, основанные на обнаруженных черепах, свидетельствуют о том, что количество лент, применяемых к отдельным людям в сообществе, варьировалось. Чем больше лент использовалось, тем более преувеличенную форму имел череп. Для придания голове удлиненного вида также использовались плотно прилегающие шапочки или чепчики.
Исследования деформации черепов по всему миру позволили обнаружить еще одну замечательную находку. Если бы традиция деформации черепа зародилась в одном месте, а затем распространилась по всему земному шару, то можно было бы ожидать, что будут обнаружены большие географические области, в которых применялись только табличные методы формирования головы, а затем и другие, в которых использовался круговой метод.
Примером этого может служить обнаружение только табличных модификаций в Южной и Мезоамерике и круговых модификаций в Египте и Леванте. Но мы находим много случаев, когда оба типа используются в относительно близком соседстве друг с другом. Например, в культуре аймара из высокогорной местности вблизи Тиуанако, Бразилия, преобладала практика кругового сжатия. В то же время в прибрежных районах Перу преобладали табличные деформации.
Даже в островных странах Океании круговые модификации были обнаружены в таких странах, как Малакула и Новые Гебриды, а табличные модификации практиковались на соседних Соломоновых островах и на Новой Каледонии. Ученые также обнаружили, что используемые методы, обычаи и традиции проявляются наиболее интенсивно в определенных географических районах и ослабевают по мере удаления от этого очага, пока, наконец, не исчезает совсем. Такое рассеивание позволяет предположить, что этот обряд был установлен в главных культурных центрах, а затем распространился на окружающие территории.
Помимо физических манипуляций с черепом, во многих культурах применялись и другие меры, чтобы подчеркнуть эту измененную форму. В некоторых культурах волосы отводили назад и заплетали в косы, укладывали в пучок или узел, чтобы еще больше подчеркнуть вытянутую форму головы. Считается, что остроконечные шляпы носили, чтобы преувеличить форму головы. Остроконечная шляпа, украшавшая голову многих египетских фараонов, является примером этой традиции. В Египте только знати разрешалось носить высокие остроконечные шапки, символизирующие их возвышенный статус.
Однако, ношение остроконечных шляп не ограничивалось египетской королевской властью. В Центральной Европе было обнаружено несколько конических золотых шляп без ободка, самая ранняя из которых датируется 1400 годом до нашей эры. Очевидно, что их не носили простые люди. В Древней Греции рабам, освобожденным из рабства, разрешалось носить остроконечную шляпу, называемую пилеус. Означало ли это повышение их социального статуса? Раннее искусство также богато на изображения людей в остроконечных шляпах. Подражали ли они в своей одежде этой древней традиции?
Почему люди во всем мире начали удлинять черепа? Ученые сделали вывод, особенно в случае окружного сжатия, что шапочки, ленты или другие приспособления применялись намеренно и не были случайным результатом практики воспитания детей. К сожалению, первоначальный смысл или ритуальное значение, по сути, утрачены и во многих случаях заменены просто слепым следованием древней традиции. В тех немногих следах верований, которые сохранились, мы находим последовательность и общую тему, которая может хотя бы частично раскрыть некоторые глубинные мотивы наших предков. Во многих культурах считается, что удлиненная голова свидетельствует о высоком интеллекте. Также считалось, что она подчеркивает красоту человека или является чертой, вызывающей восхищение. В некоторых культурах даже считалось, что это придает им свирепый вид на поле битвы.
Появилась также корреляция между деформацией и внешним видом социальных классов. Во многих культурах деформированная голова была показателем более высокого социального положения. По всей Европе в древних захоронениях обнаружено большое количество удлиненных черепов. Эти находки сами по себе свидетельствуют о том, что погребенные люди занимали какое-то высокое социальное положение, которое подчеркивало более тщательное погребение.
Похожие находки обнаружены в Перу. В одних из самых больших и красивых гробниц были найдены головы самой удлиненной формы рядом с черепами нормального размера и пропорций. Например, вождь или члены королевской семьи могут демонстрировать усиленную деформацию, в то время как жрец, шаман или лица, занимающие высокое положение на местном уровне, могут иметь менее интенсивные деформации. Таким образом, тот, у кого самая длинная голова, был самым знатным.
Исследования коренных культур, таких как коренные американцы чинуки Тихоокеанского Северо-Запада, показывают, что рабам никогда не разрешалось практиковать этот ритуал. Древний африканский народ макроцефалы, от которого происходит слово макроцефалия, считал, что мужчины низкого происхождения не имели права соблюдать этот обычай. Это может отчасти объяснить, почему эта модификация не использовалась одинаково всеми членами общины.
В некоторых культурах живут легенды в которых говорится, что практика деформации черепа была передана как указ богов. Древняя полинезийская традиция сообщает нам, что это право было принесено им группой светлокожих людей, чей дом находился на небе. В Центральной Америке утверждают, что этот обычай был принят потому, что боги велели это делать их предкам. Также они уверены, что этот обычай облегчает перенос тяжестей. В Перу бог Манко Капак приказал людям выполнять этот странный ритуал, чтобы их дети были слабыми, покорными и послушными.
Однако, с научной точки зрения до сих пор неясно, почему народы разных континентов намеренно манипулировали с формой черепа. Эта практика занимает годы, прежде чем ребенок вырастет и займет свое место во власти. Совершенно очевидно, что эта болезненная процедура не была ответом на какой-то врожденный первобытный импульс. Трудно представить, что родители или те, кто воспитывает ребенка, захотят причинить младенцу годы непрекращающейся боли и дискомфорта, основываясь лишь на древней модной тенденции. Для процветания элонгации требуется долгосрочное планирование и полная приверженность традиции со стороны ухаживающего лица. Если бы это было чем-то, что человечество было вынуждено делать как часть своей социальной эволюции, тогда было бы понятно почему это распространено. Но эта практика была ограничена определенными сословиями и конкретными географическими областями.
Несомненно, этот ритуал был настолько важен для наших предков, что прошел сквозь эпохи до сегодняшних дней. Но вот смысл и его реальное значение – утрачено.
Решение начать удлинять черепа во всем мире в одночасье кажется маловероятным. Возможно, это не бессистемное изобретение наших предков, как считается сегодня. А что, если эта практика была навязана человечеству извне? Специальные знания, которые требовались людям для осуществления этой деликатной процедуры, по-видимому, появились у всех сообществ за очень короткое время. Согласитесь, если принять во внимание единообразие методологии, инструментов и приемов, используемых культурами по всей планете, трудно согласиться с тем, что эта практика возникла независимо на разных континентах. Французский натуралист Жан Луи Арман де Кватрефаж де Брео, писавший в 1889 году, не верил, что необычайное сходство между черепами могло возникнуть автономно или как естественный импульс человеческой расы. Он утверждал, что доказательства указывают на существование какой-то древней единой всемирной культуры в архаические времена.
Кто же были эти люди, которые привили нашим предкам традицию деформации черепа? Выжившие после великого потопа, о котором говорится в Библии? Остатки наследия атлантов? Или представители внеземной расы? Сейчас у нас нет ответа на этот вопрос, но по мере накопления доказательств истинное происхождение будет раскрыто.
Читайте также: Тайна перуанского черепа