Древние ацтеки, любившие человеческие жертвоприношения, войны и башни из человеческих черепов, определенно умели веселиться. К тому же доколумбовы строители империй, возможно, проводили некоторые из своих любимых мероприятий под звуки свистков в форме черепов, которые издавали ужасающий «предсмертный крик», от которого у всех, кто его слышал, бежали мурашки по спине.
Представьте себе вопль из самых глубин преисподней – леденящий душу, пронзительный крик, пробуждающий что-то первобытное в человеческом сознании. Свисток смерти ацтеков, небольшой артефакт в форме черепа, издает один из самых ужасающих звуков, когда-либо созданных древним музыкальным инструментом (если, конечно, можно назвать это музыкой).
Новое исследование, проведенное когнитивным нейробиологом Сашей Фрюхольцем из Цюрихского университета, раскрывает, насколько тревожным этот звук является не только для наших ушей, но и для нашего мозга. Используя копии и оригинальные свистки, исследователи провели серию экспериментов, чтобы выяснить, как эти звуки воспринимаются современными слушателями и обрабатываются мозгом. Результаты оказались одновременно пугающими и захватывающими.
Исследование предполагает, что ацтеки могли использовать эти пронзительные свистки во время жертвоприношений, создавая потустороннюю атмосферу, пропитанную страхом и мифологическим символизмом.
Но прежде чем мы поделимся с вами результатами исследования, уверены, вам не терпится услышать, как звучит Свисток Смерти. Послушайте запись ниже, но будьте осторожны: убавьте громкость динамиков. Потом скажете спасибо.
Звук страха
Когда дуют в ацтекский «свисток смерти», звук может вызвать дрожь по всему телу. Этот жуткий инструмент, относящийся к постклассическому периоду Мезоамерики (1250–1521 гг. н.э.), издает звуки, напоминающие человеческие крики или пронзительный ветер. Размером от 3 до 5 сантиметров, свистки имеют воздушные каналы и камеры, которые создают нелинейный, турбулентный поток воздуха при игре. Это создает высокие, пронзительные звуки, похожие на крики. Профиль звука был дополнительно проанализирован путем сравнения его с тысячами других шумов, от криков животных до музыкальных нот.
Исследование показало, что акустические характеристики свистков очень похожи на звуки, которые люди инстинктивно связывают с опасностью или тревогой, такие как крики или сирены.
«Свистки были специально созданы для того, чтобы вызывать эмоциональную реакцию», — отметили исследователи. Эти реакции, как показало исследование, глубоко укоренены в нашей эволюционной биологии, поскольку люди запрограммированы реагировать на определенные тревожные звуки.
В исследовании использовались как оригинальные свистки, хранящиеся в музеях, так и 3D-печатные копии. Это позволило исследователям проанализировать физические и акустические свойства инструментов, не рискуя повредить бесценные артефакты. Современные слушатели, незнакомые со свистками, в подавляющем большинстве описывали звуки как «крики» или «страшные».
По словам Фрюхольца, такое слуховое сходство не случайно. «Это согласуется с традицией многих древних культур запечатлевать природные звуки в музыкальных инструментах и может объяснить ритуальное значение звука свистка смерти для имитации мифологических существ», — сказал он.
Команда углубила свое исследование, изучив мозговую активность слушателей, подвергшихся воздействию звука. Результаты были поразительными. Аффективная нервная система мозга, которая управляет эмоциональными реакциями, такими как страх, сильно активировалась. В то же время активировались области, связанные с символическими ассоциациями, что позволяет предположить, что звук не просто пугает – он несет смысл.
Ритуалы и мифология
Но зачем ацтеки создавали такие пугающие инструменты? Исследователи считают, что ответ кроется в их культурных и религиозных практиках. Свистки часто изображают черепа, возможно, представляющие Миктлантекутли, ацтекского бога подземного мира. Некоторые теории предполагают, что их использовали во время человеческих жертвоприношений или погребальных обрядов, чтобы символизировать ветры подземного мира, известного как Миктлан. Ужасающие звуки могли быть предназначены для того, чтобы направлять души или имитировать хаотические условия загробной жизни.
«Свистки имеют очень уникальную конструкцию, и мы не знаем ни одного сопоставимого музыкального инструмента из других доколумбовых культур или из других исторических и современных контекстов», — объяснил Фрюхольц.
Другие выдвигают гипотезу о более практическом применении. Так называемая «гипотеза войны» предполагает, что эти звуки использовались на полях сражений для устрашения врага, создавая атмосферу страха и замешательства. Но эта точка зрения оспаривается, поскольку подобные артефакты никогда не были найдены рядом с известными местами сражений.
Универсальная связь через звук
Исследование подчеркивает вечную истину: люди всегда сильно реагировали на звук. От ритмичных барабанов племенных церемоний до завораживающих тонов григорианских песнопений, музыка и звук долгое время были инструментами для влияния на эмоции и передачи смысла.
Для ацтеков свисток смерти, вероятно, служил двойной цели. Его ужасающий звук мог вызывать присутствие божеств, таких как Миктлантекутли, подготавливая жертв и свидетелей к мифологическому спуску в загробную жизнь.
«К сожалению, мы не смогли провести наши психологические и нейробиологические эксперименты с людьми из древних ацтекских культур. Но основные механизмы аффективной реакции на страшные звуки общие для людей из всех исторических эпох», — говорит Фрюхольц.
Читайте также: Скелет испанского монаха в мексиканском дворце оказался ацтекской женщиной
Комментировать можно ниже в разделе “Добавить комментарий”.