Странная тайна украденных проклятых африканских статуй

Культура Миджикенда африканской нации Кения охватывает девять родственных племен, населяющих прибрежные и внутренние районы Кении и Северной Танзании, и, как и многие племена этого региона, у них есть свои собственные тайные знания, мифы и верования о мире духов среди проклятых африканских статуй. Одно из основных верований, священных для этих племен – это идея о том, что среди них живут духи предков, играющие неотъемлемую роль в обществе своих потомков.

Эти духи дают советы живущим, но могут и рассердиться или начать мстить, если их не уважают или пренебрегают. А так, как такие проступки среди людей периодически случаются, то это приводит к частым ритуалам и даже жертвоприношениям животных, чтобы духи оставались счастливыми и умиротворенными. Одна интригующая грань древнего поклонения духам – это то, что называют статуями виганго. Также их называют киганго, если говорят о них в единственном числе. Они наделены духовными силами и эти силы не любят, когда с ними шутят.

Сами статуи изготавливаются из устойчивой к термитам твердой древесины, полученной из священных лесов, обычно высотой до полутора метров в виде грубого изображения человека, который когда-то жил в племени. Все это украшается символическими символами и ручной резьбой. Статуи служат в качестве сосудов для воплощения духов предков, в частности, старейшин племен. Сделать их могут только члены тайного общества Гоху или “Общества Благословенных”, которым семья поручает начать работу над статуей, после чего она устанавливается с соответствующим ритуалом, подношениями, жертвоприношением животных и публичным пиршеством.

Считается, что после того, как статуи установлены в необходимое место и наделены силой, то они позволяют общаться с умершим, поддерживать связь с миром духов. Статуи традиционно оставляют там, где они были первоначально установлены, пока они не сгниют. Перемещать их нельзя, чтобы не оказаться жертвой проклятых африканских статуй. Даже если деревня переезжает, что часто случается, то в новом месте ставят новую статую, чтобы переместить дух в фигуру второго поколения, называемую как кибао.

Иногда за заброшенной статуей по мере возможности ухаживают и делают подношения, чтобы убедиться, что мир духов умиротворен. Считается, что пытаться потревожить или разрушить статуи в любой момент их жизни – значит вызвать на себя гнев духов. Поэтому зачастую оставленные статуи становятся добычей мародеров.

проклятых африканских статуй

С 1980-х годов сотни статуй виганго были украдены для перепродажи арт-дилерам и частным коллекционерам по всему миру. Воры – это обычно обнищавшая молодежь из деревень Миджикенда, у которой не особо много возможностей для заработка, а за статую можно получить довольно привлекательную сумму. Некоторые можно продать за тысячи долларов на международном рынке искусства. Из-за такой прибыльности кража проклятых африканских статуй виганго была широко распространена, вызывая большие раздоры в местном обществе, где они являются глубоко священными предметами, а их кража – пощечиной и осквернением традиций и духов предков.

Считается, что кража виганго может привести к большим несчастьям из-за гнева злых духов. Люди могут обезуметь, или духи навлекут на них стихийные бедствия, неурожаи и падеж скот, среди многих других. Один из старейшин племени сказал об этом так:

Виганго может показаться простой деревяшкой, но я могу сказать вам, что гнев этих духов может иметь смертельные последствия для всего общества. Они не проявляют милосердия к тем, кто их не уважает. Некоторые молодые люди сошли с ума, а другие с, казалось бы, с перспективным будущим неожиданно отказались от своей выдающейся карьеры без уважительной причины, но, поверьте мне, если копнуть глубже, основная причина их затруднений кроется в неуважении к виганго. Дух предка, находящийся в потревоженном киканго, может вызвать на вас болезни, безумие.

У вас может пропасть кто-нибудь из членов семьи или в семье начнутся разлады, вы можете потерять урожай, а ребенок может родиться глухим или немым. В отместку за кражу идола, дух украдет у вашей семьи благополучие. Мне очень горько. Воры виганго лишили нас наших благословений, нашего здоровья и осквернили наши обычаи. Такие ситуации могут быть исправлены только старейшинами, выполняющими особые ритуалы, чтобы успокоить наших предков и освободить пострадавших юношей, иначе проклятие унаследует вся их родословная.

проклятых африканских статуй

Даже воры верят в это, и очень многие из них пытаются провести защитные ритуалы, прежде чем украсть их, чтобы попытаться противодействовать проклятию. Считается, что после кражи, время имеет решающее значение и статую необходимо вернуть как можно скорее. И хотя их во множестве находят в различных музеях, коллекциях произведений искусства и сувенирных лавках, но лишь немногие возвращаются обратно домой.

В большинстве случаев их находят совершенно случайно. Иногда их продажа перехватывается теми, кто их ищет. Но в некоторых случаях киганго возвращается тем, кто сам испытал его проклятие. Череда несчастных случаев, неудач и встреч с чем-то пугающим и сверхъестественным, заставляла некоторых владельцев проклятых африканских статуй вернуть деревянных идолов обратно в Кению. Один сельский житель по имени Мваранду сказал о вернувшихся виганго из своей деревни:

“Они вызвали много проблем в США, куда были проданы. Люди слышали голоса духов, требующих, чтобы их забрали домой в их деревню, где жители тоже страдали. И в Европе и в США происходили очень странные несчастные случаи, и именно поэтому их пришлось вернуть обратно”.

К сожалению, незаконная торговля виганго продолжается. Но в последние годы репатриация этих произведений искусств и осведомленность Интерпола о них активизировалась, что заставило многих дилеров удариться в бега. Тем временем создание новых виганго замедлилось из-за страха, что они тоже будут украдены, а те немногие, что были сделаны, местные жители укрепляют с помощью тяжелых бетонных оснований, пытаясь предотвратить воровство.

Правительство Кении тоже принимает усилия, чтобы сделать продажу таких реликвий незаконной, повысить осведомленность об их тяжелом положении и остановить поток этого осквернения своего культурного наследия. Внимание средств массовой информации, привлеченное к проблеме, также заставило многих людей, владеющих такими артефактами, добровольно вернуть их, однако сотни статуй остаются в музеях и частных коллекциях, в основном в Соединенных Штатах. Существует ли на самом деле коварное проклятие или нет – неизвестно. Но, наверное, лучше не пытаться узнать это на практике.

Читайте также: Классификатор привидений. Часть 1

Поделиться

Добавить комментарий