На протяжении всей истории человечества в некоторых обществах существовали разнообразные верования в то, что наши грехи, совершенные при жизни, сохраняются и после смерти. Есть множество религий, связанных с этой концепцией. В частности, христианство, в котором одним из способов освобождения от накопленных грехов является исповедь и просьба о прощении. Но было еще и множество других способов очищения от грехов.
Правда, большинство из этих разнообразных ритуалов и обрядов должны были совершаться при жизни, до смерти грешника, а что же делать тем, кто уже умер, но отягощен грехами? В XVII, XVIII и XIX веках в некоторых районах Соединенного Королевства, в частности в Шотландии, Уэльсе и Ирландии, появилась профессия, которая была призвана решить эту проблему. Так появились пожиратели грехов – грехоеды, синиторы.
Обычно их связывают с христианством, хотя, возможно, есть корни и в различных языческих практиках. Пожиратели грехов были людьми, которые делали то, что и следует из названия: буквально поедали грехи умерших. Порядок проведения такого ритуала варьировался от региона к региону, но были и общие черты: все они подразумевали, что грехи умерших могут быть каким-то образом абсорбированы с пищей и съедены.
Для этого совершалась макабрическая практика, в ходе которой пищу, обычно хлеб, а иногда и напиток, такой как вино или пиво, подносили грехоеду или клали прямо на мертвое тело. После чего пожиратель грехов проводил определенный ритуал или бормотал какие-то заклинания, а затем ел и пил подношения, подразумевая, что он вместе с едой проглатывает и переваривает грехи умершего. Это, согласно верованиями, освобождало умершего не только от грехов, но и от перспективы вечно скитаться по земле неприкаянным. Один из ранних рассказов о таком ритуале принадлежит дневнику Джона Обри, написанному в XVII веке:
“Старый священник в Херефордшире на похоронах нанимал бедняков, которые должны были взять на себя все грехи умершего. Один из них, как я помню, жил в домике на Росс-Хай-роуд. Это был длинный, худой, уродливый, жалкий старик Раскел. Обычай был таков: когда тело выносилось из дома и его ложили на стол, хозяева передавали над телом покойного блюдо с хлебом и кленовую миску (Gossips bowle), полную пива, которое он должен был выпить, и шесть пенсов деньгами. В благодарность за это он брал на себя (ipso facto) все грехи умершего и освобождал его (или ее) от хождения после смерти”.
Следует отметить, что не любой человек мог стать синитором. Это была особая работа, которую могли выполнять лишь определенные люди. Обычно пожиратель грехов был беден и жил вдали от деревень, и когда человек умирал с неотпущенными грехами, грехоеда призывали к работе. Хотя к подобным услугам прибегали в основном для тех, кто умер скоропостижно, но иногда их использовали и для тех, кто скончался естественной смертью. За свои труды пожиратель грехов получал мизерную сумму, обычно “грош”, который представлял собой серебряную монету достоинством в четыре пенса, что в переводе на современные деньги составляет несколько долларов. Еще один рассказ о пожирателе грехов приводит английский антиквар, писатель, библиограф Джон Бэгфорд в своем “Письме о сборнике Лиланда”, в котором он пишет:
“Пожиратель грехов – это человек, который за ничтожную плату или вознаграждение, выдаваемое в виде пищи, брал на себя грехи умершего человека. Обычно почти в каждой деревне был свой профессиональный синитор. Как только кто-то умирал, этого специалиста ставили в известность, и он сразу же направлялся в дом усопшего. Уведомление давалось старцу перед дверью дома, когда родственник выходил и ставил ему крикет (низкий табурет), на который он садился лицом к двери.
Затем ему давали монеты, которые он клал в карман, корку хлеба, которую он съедал, и чашу эля, которую он выпивал за раз. После этого он вставал со стульчика и объявлял, что грехи прощены и покой наступил, за что он готов заложить свою собственную душу”. Более ранняя и примитивная форма обряда немного отличалась. Синитера приводили в комнату умершего, где он принимал, иногда за деньги, пищу над телом покойного. После того как он съедал пищу рядом с умершим, его изгоняли из дома с поношениями и оскорблениями, бросая в него палки, угли и всевозможные предметы”.
Последняя часть примечательна тем, что самих пожирателей грехов обычно считали грязными и убогими, их ненавидели суеверные жители, считая их нечистыми и практикующими черную магию и колдовство. Ходили слухи, что все грехи, которые грехоеды впитали в себя, исковеркали их души и деградировали их, сделав злыми и в некотором смысле вечно проклятыми. Говорили, что они общаются с дьяволом и злыми духами, а если посмотреть им прямо в глаза, то можно навлечь на себя страшное проклятие.
Из-за этого их избегали любой ценой, изгои общества вынуждены были жить как прокаженные, пока не потребуются их услуги, причем даже это делалось тайно. Именно поэтому часто после совершения ритуала пожирателя грехов прогоняли из дома под град непристойностей и швыряния предметов, и он убегал обратно в свою лачугу на окраине города с медяком в кармане.
Грехоедов не только сторонились в обществе, но и не поощряли в Церкви, которая не одобряла такую практику по нескольким причинам. Одна из них заключалась в том, что стать изгоем за чужие грехи и сознательно взять на себя грехи умершего противоречило догматам многих конфессий христианства в XVIII и XIX веках. Это также подразумевало, что человек имеет власть над духовными событиями, наделяя простого смертного силами, которыми обладает только Бог, что считалось ересью. А также это устраняло из процесса местных священников, которые считались ответственными за все погребальные мероприятия. По этим причинам Церковь, хотя активно и не преследовала пожирателей грехов или тех, кто обращался к их услугам, но не одобряла и не разрешала эту практику, делая все возможное, чтобы препятствовать ей.
Хотя практика поедания грехов, похоже, в основном ограничилась XVII, XVIII и XIX веками, она все еще существовала даже в начале XX века. Считается, что последним пожирателем грехов в Европе был человек по имени Ричард Манслоу, который умер в 1906 году в Шропшире, Англия. Говорят, что он был простым фермером, который обратился к темной профессии после того, как трагическая смерть его четырех детей заставила его попытаться помочь им на том свете. Но даже после этого практика поедания грехов не исчезла окончательно, попав в Новый Свет, где она была распространена среди общин в Аппалачах вплоть до 1950-х годов.
И до сих пор ходят слухи, что этот ритуал проводится в некоторых отдаленных районах.
Такой вот странный ритуал прошлого. И хотя эта практика, возможно, не сохранилась до наших дней, все это, безусловно, является мрачной и темной исторической странностью человеческого общества.
Читайте также: Возможно, в нашем мозге найдена “точка Бога”