В Стоунхендже ярко проявляется столкновение академической науки и того, что можно назвать народной археологией.
Английские антиквары XVII века считали, что Стоунхендж был построен кельтскими друидами. Они опирались на самую раннюю письменную историю, которой располагали: рассказ Юлия Цезаря о его двух неудачных вторжениях в Британию в 54 и 55 гг. до н.э. По словам Цезаря, местные жрецы назывались друидами. Джон Обри (1626-1697) и Уильям Стакли (1687-1765) закрепили связь между Стоунхенджем и друидами, а самозваный бард Эдвард Уильямс (1747-1826), сменивший имя на Иоло Морганг, придумал “аутентичные” друидские ритуалы.
С тех пор друидизм прошел долгий путь развития. В 2010 г. организация The Druid Network была внесена в список благотворительных организаций Англии и Уэльса, что, по сути, ознаменовало официальное признание друидизма в качестве религии. (Кстати, в ходе последней переписи населения друидами себя назвали 74 тыс. британцев). Историк Кэрол М. Кьюсак рассматривает друидизм как одну из ветвей древа язычества и/или нью-эйдж-изма (течения), получивших в ХХ веке широкое развитие. Современный друидизм вписывается в “шведский стол” того, что Кьюсак называет “дерегулированным духовным рынком” нашего времени.
Но здесь есть некая неувязка. В массовом воображении Стоунхендж и друидизм сегодня сочетаются, как чай с печеньем. Исторически Стоунхендж – продукт неолитической Британии – предшествовал Цезарю на тысячи лет. Он не имеет никакого отношения к друидам и уж тем более не имеет отношения к современному друидизму.
“Ложная ассоциация Стоунхенджа с друидами сохранилась до наших дней, – пишет Кьюсак, – и стала формой фольклора или народной памяти, которая позволила современным друидам получить доступ и определенное уважение при взаимодействии со Стоунхенджем и другими мегалитическими объектами”.
Тем временем археологи продолжают исследовать многовековую историю строительства Стоунхенджа и связанных с ним объектов, таких как Даррингтон-Уоллс и дорогу, соединяющую Стоунхендж с рекой Эйвон. Неолитические бритты, по-видимому, собрались вместе, чтобы превратить Стоунхендж в кольцо гигантских камней – некоторые из которых были доставлены на расстояние 290 км.
Вопросы о строительстве и хронологии продолжаются, но в настоящее время в археологии доминируют находки и анализы, сделанные в рамках проекта Stonehenge Riverside Project в 2004-2009 гг. Исследования и раскопки в рамках этого проекта стали первыми крупными археологическими исследованиями Стоунхенджа и его окрестностей с 1980-х годов. По предположению археологов проекта, Стоунхендж представлял собой многолетнее кладбище кремированных останков, а Даррингтон-Уоллс служил местом жительства и питания его строителей.
Движение хиппи и нью-эйдж, зародившееся в 1960-1970-х годах, привело к всплеску интереса к Стоунхенджу. Начиная с 1974 г. десятки тысяч людей, не все из которых были друидами, принимали участие в Фестивале свободных людей в Стоунхендже. В 1985 г. фестиваль был остановлен организацией English Heritage, которая сегодня занимается обслуживанием Стоунхенджа, из-за большого количества людей, беспорядков и случаев вандализма. Друидам также было запрещено проводить ритуалы на этом месте. Однако English Heritage и друиды пришли к взаимопониманию: друиды могли пользоваться этим местом при условии, что они не начнут опять устраивать фестивали.
Таким образом, в Стоунхендже наглядно проявилось столкновение академической науки и того, что можно назвать народной археологией.
Современное язычество, конечно, не лишено привлекательности, но гораздо интереснее продолжающиеся открытия в области доисторического периода – как в неолитической Британии, так и в других местах. Как и методы, используемые для извлечения данных из прошлого: например, в рамках проекта Stonehenge Riverside Project был проведен анализ остатков липидов на керамике. Мы можем определить, содержались ли в горшке молочные продукты или жир жвачных животных или свиней, что дает представление о рационе питания четыре тысячи лет назад. Другой пример: изотоп стронция в бычьих молярах показывает, что говядина, потреблявшаяся в Дарингтон-Уоллс, была выращена не менее чем в пятидесяти километрах от него.
Конечно, все это не столь фотогенично и таинственно, как друиды в длинных одеждах на фоне заката в середине зимы. Академической археологии, страдающей от обвинений в “элитарности” в рамках политики антиинтеллектуализма и антинаучности, трудно конкурировать с популярной иррациональностью мистицизма.
Возможно, настоящему Стоунхенджу нужно больше публицистов.
Читайте также: “Календарь Стоунхенджа” оказался современной конструкцией