Существует множество теорий, связанных с “Властелином колец” Дж. Р. Р. Толкина и, в более широком смысле, с вымышленным миром Средиземья, в котором происходит действие книг. Одна из этих теорий заключается в том, что Средиземье на самом деле вовсе не вымышленный мир, а наша Земля в доисторические времена, до того, как “началась так называемая эпоха Человека”.
Содержание
Эта теория существует уже давно, но непонятно, откуда она взялась. Возможно, она восходит к самому Толкиену, который однажды сказал, что создал Средиземье, чтобы дать Англии мифологию, которая могла бы сравниться с мифологией греков или исландцев. Теория пережила второе рождение после публичной лекции в Оксфордском университете в 2022 году под названием “О хоббитах и гомининах”. Во время лекции профессор викторианской литературы Джон Холмс вместе с археологами Ребеккой Рагг Сайкс и Томом Хайгамом обсуждали, как различные расы Средиземья – люди, эльфы, гномы, орки и хоббиты – могут быть использованы в качестве аналогов различных видов гоминин, которые когда-то сосуществовали на Земле.
Даже если Толкин помогает нам концептуализировать глубокое время, это не значит, что его мир должен стать нашим собственным. Поклонники автора знают, что события, описанные во “Властелине колец” и “Хоббите”, охватывают лишь малую часть известной истории Средиземья. Само Средиземье, как объясняется в “Сильмариллионе” Толкина, является лишь небольшой частью планеты под названием Арда, созданной и управляемой сонмом богов, которых, конечно же, уже не было, когда древние люди начали общаться с неандертальцами.
Хотя Средиземье, безусловно, является вымышленным местом, это не означает, что оно совершенно не связано с реальностью. Как сказал Толкин в своем предисловии к “Властелину колец”, “конечно, автор не может оставаться полностью равнодушным к своему опыту”. При ближайшем рассмотрении теория о том, что Арда является отображением доисторической Земли, рассыпается. Однако другая трактовка произведений Толкина выдерживает даже тщательный анализ. Эта интерпретация утверждает, что различные регионы Средиземья, описанные во “Властелине колец”, были вдохновлены конкретными моментами английской истории и должны были их символизировать.
Шир и англосаксонская миграция
Несмотря на свою значимость и успех, Толкин в значительной степени игнорируется литературными критиками. Возможно, потому, что он писал фэнтези – жанр, который и по сей день часто воспринимается как развлечение, а не как Литература с большой буквы Л. В случае с Толкином это несправедливо, поскольку он не только преподавал английский язык в Оксфордском университете, но и включил в свою художественную литературу многочисленные аспекты английского языка и английской истории.
Нигде в Средиземье английское влияние не проявляется так явно, как в Шире, где живут хоббиты. Слово “шир”, происходящее из древнеанглийского языка, и сегодня используется для обозначения административных единиц в Великобритании, таких как Оксфордшир, например. Пышный, зеленый ландшафт Шира напоминает самые красивые участки английской сельской местности, а хоббиты – Бэнксы, Боффины, Болгеры, Брейсгирлды и Брендибаки – носят типичные английские имена и фамилии.
История Шира отражает историю заселения Британии германцами. Три клана хоббитов, которые, как говорят, пришли в Шир с востока после пересечения реки Брендивайн – стуры, харфуты (мохноноги) и фалохидесы – соответствуют германским племенам, которые пересекли Ла-Манш из северной Германии и Дании в V веке нашей эры: англам, саксам и ютам. Как в мире Толкиена, так и в нашем, люди, возглавлявшие эти миграции, были братьями, названными в честь лошадей. В Средиземье это были хоббиты по имени Марчо и Бланко, в честь кельтского слова marka и его древнеанглийского аналога blanca. На Земле это были Хенгист и Хорса, первый из которых стал первым ютским королем Кента.
Но сравнение идет еще дальше. Как Англия до прихода германских племен уже была занята кельтами, так и Толкин намекает, что Шир – земля, которую все ассоциируют с хоббитами, – когда-то была населена другим народом. “Земля, – писал он, – была богата и благодатна, и хотя она давно опустела… раньше ее хорошо возделывали, и здесь у короля когда-то было много ферм, пшеничных полей, виноградников и лесов”.
Королевство Рохан как героический век Англии
В “Двух башнях” члены содружества Арагорн, Леголас и Гимли проходят через королевство Рохан, которое они помогают защищать от сил Сарумана. Если Шир представляет собой Британию вскоре после переселения англосаксов, то Рохан – страна лошадей и всадников – представляет период английской истории, когда германские народы объединились в единую культуру, а их племенные сообщества были заменены более обширным и единым политическим устройством.
В Рохане имена людей и названия мест заимствованы исключительно из древнеанглийского языка, на котором до 11 века говорили англосаксы. Имя Теоден (Théoden), данное королю Рохана, означает именно это: король. Эоред (Éored), рота всадников, переводится как “отряд кавалерии”, а Медусельд (Meduseld), тронный зал Рохана, означает “медовуха”.
Как пишет в своей статье Оливия Мазерс из Элизабеттаунского колледжа, “англосаксонские ценности, выраженные в военной поэзии, проявляются во “Властелине колец” через язык и поведение рохирримов”. Культура Рохана, как и культура англосаксов, вращается вокруг семьи, верности и храбрости. При жизни они сражаются за честь и славу. После смерти их тела предают земле, а не кремируют, а могилы усыпают цветами. Описание Арагорном рохирримов как “гордых и своевольных, но… “правдивых сердцем, щедрых в мыслях и делах; смелых, но не жестоких; мудрых, но необученных” соответствует распространенному представлению об англосаксах.
В “Двух башнях” отдается дань уважения Беовульфу, древнеанглийской поэме, которую Толкин – в отличие от многих других ученых – считал созданной около 700 года н.э., когда Англия приняла христианство. Сцена, в которой Арагорн, Леголас, Гимли и Гэндальф входят в Медусельд, чтобы освободить короля Теодена от развращающего влияния Грима Гнилоуста, слуги Сарумана, очень напоминает сцену, в которой Беовульф должен пройти мимо стражников, чтобы войти в Хеорот, дом датского короля Хротгара. Гнилоуста сравнивают с Унфертом, бесчувственным слугой Хротгара, которого в конце концов унижает Беовульф.
Мордор и Изенгард: постиндустриальная Англия?
Если культурный подтекст Рохана и Шира может оказаться непонятным для читателей, не знакомых с историей Англии, то реальные аспекты Изенгарда и Мордора, штаб-квартиры Сарумана и Саурона, упустить практически невозможно. Мордор, пустошь, покрытая огнем, пеплом и военными машинами, резко контрастирует с природной красотой всего Средиземья. Изенгард, когда-то бывший частью этой красоты, быстро превращается во второй Мордор в результате призыва Сарумана к индустриализации. “Они приходят с огнем, – говорит Древобород, энт и живое дерево, хоббитам Мерри и Пиппину об орках волшебника, – они приходят с топорами. Грызут, кусают, ломают, рубят, жгут! Разрушители и узурпаторы, прокляните их!”.
Преобразование Изенгарда может быть прочитано как метафора модернизации идиллической Англии, в которой вырос Толкин. “Там, где он вырос, – сказала Кэрол Томпсон, куратор выставки “Создание Мордора” в художественной галерее Вулверхэмптона в интервью газете “Гардиан”, – была очень сельская местность, которую он обожал. Впоследствии он говорил, что это время было для него самым счастливым. Но еще в детстве он видел, как индустриальный пейзаж вторгается в его образ жизни. Он очень открыто говорил о своей ненависти к индустриализации”.
Толкин сопоставляет орков Мордора и Изенгарда, которые используют природу для своих предприятий, с такими персонажами, как люди, эльфы и особенно хоббиты, которые уважают окружающую среду и гармонично сосуществуют с ней. Шир возвращается на протяжении всего “Властелина колец” как идеальный мир, который находится на грани исчезновения и должен быть защищен любой ценой. Сцена “О хоббитах”, удаленная из расширенного издания кинотрилогии Питера Джексона, отражает универсальные, но, по мнению Толкина, типично английские ценности, которые создают и поддерживают такой идеальный мир.
Не столько страсть хоббитов к еде, напиткам или трубочным травам делает их достойными восхищения писателя, сколько отсутствие личных амбиций, неприятие перемен и настойчивое стремление жить простой жизнью в мире и покое. Именно эти же качества делают хоббитов и только хоббитов способными нести Кольцо, не поддаваясь его соблазнам. В то время как Гэндальф, Боромир и Галадриэль были бы вынуждены использовать силу кольца, чтобы изменить мир по своему образу и подобию, у Фродо нет никаких стремлений, кроме как вернуться домой и продолжать жить так, как он всегда жил. Если бы англичане вернулись к своим хоббитским традициям, считал Толкин, современная Англия была бы больше похожа на Шир и меньше на Мордор.
Читайте также: Теория “трех человеческих видов”: гиганты, люди и хоббиты