До того, как Константин увидел свое судьбоносное пророчество, языческий бог Солнца проложил путь к триумфальному вступлению Иисуса Христа в Вечный город.
Согласно ускоренному курсу древней истории, Римская империя отказалась от своих старых богов после того, как Константину Великому явилось видение во время важной военной кампании. В ночь перед решающей битвой со своим соперником, Максенцием, Константину во сне было велено “начертать небесный знак Бога” на щитах своих солдат, чтобы обеспечить своим войскам победу. Он послушался и победил Максенция. В благодарность за то, что высшая сила пришла ему на помощь, Константин превратил христианство из гонимой секты в официальную религию империи.
Возможно, в этом предании и есть доля правды, но в действительности переход Рима от политеизма к монотеизму был более сложным. Опираясь на данные новых археологических раскопок, современные историки приписывают другим, менее известным религиозным культам заслугу в том, что они проложили путь христианству. Развитие было настолько быстрым, что логичнее было бы предположить, что христианство уже имело какую-то предшествующую основу, на которую оно опиралось. В центре этой структуры, как утверждают историки, находится Sol Invictus (Непобедимое / Непокоренное Солнце), сабинско-арабский бог Солнца, чье место в римском обществе в конечном итоге было занято Иисусом Христом.
Содержание
Происхождение Сола Инвиктуса
Римская история знает двух Солов. Поклонение первому из них, Sol Indiges (Родное Солнце), ограничивалось границами Вечного города. Первый храм, расположенный на Квиринальском холме, был построен сабинским царем Тацием, легендарным соперником и союзником столь же легендарного основателя Рима Ромула. Культ Sol Indiges сохранился в республиканский и раннеимперский периоды. Август построил для него храмы. Веспасиан превратил гигантскую статую Нерона в бога, добавив ему корону. Коммод, сын Марка Аврелия, добавил имя Сола к своему собственному.
По мере расширения границ империи Рим превратился в плавильный котел различных культур. Итальянские традиции смешались с традициями Африки и Малой Азии, а Sol Indiges объединился с восточным божеством Солнца и стал Sol Invictus, “Непобедимым Солнцем”. В третьем веке нашей эры этот второй Сол постепенно превратился в бога Рима. Император Элагабал, выросший в Сирии, поместил всех богов, которым поклонялись в Риме, включая Юпитера, под покровительство бога Солнца – одна из многих провокаций, которая разозлила римскую элиту и в конечном итоге привела к его убийству от рук преторианской гвардии.
Хотя наследие Элагабала было уничтожено его непосредственными преемниками, культ Sol Invictus возродился при Аврелиане, который объединил империю после ее раскола на три субимперии. Как и успешные императоры до него, Аврелиан считал себя инструментом, а иногда и воплощением высшей силы. В его случае: силы Sol Invictus. Хотя связь Аврелиана с Солом неясна – говорят, что его мать была жрицей, – последствия его связи очевидны. Как утверждают Гастон Хайльсберг и другие, возвышение культа Аврелиана помогло восстановить раздробленную империю.
Свет и огонь
Переход от Sol Invictus к Иисусу Христу лучше всего подтверждается археологическими находками. В 1953 году исследователи начали копать под базиликой Святого Петра, построенной при Константине, в надежде найти гробницу его тезки. Хотя святого Петра они не нашли, зато наткнулись на тела различных язычников и христиан. В частности, одна христианская гробница была украшена мозаикой, на которой Христос был изображен как Sol Invictus, окруженный лучистым нимбом и едущим на колеснице. Отождествление с Непобедимым Солнцем можно найти и в библейских отрывках, описывающих Христа и Бога в связи со светом и огнем.
Даже Рождество можно проследить до культа Солнца. В отличие от праздничных римлян, христиане, ориентированные на смерть, не праздновали дни рождения, особенно богов. “Мы, люди, собираем виноград, а язычники думают и верят, что боги собирают и приносят им виноград”, – писал Арнобий, христианский апологет третьего века. “У нас есть дни рождения, а они утверждают, что дни рождения есть у небесных сил”. Большинство ранних христиан не обсуждали рождение Христа, а те, кто обсуждал, не упоминали дату или называли противоречивые даты.
Историки связывают возникновение христианства с Sol Invictus отчасти потому, что 25 декабря отмечался так называемый Праздник непокоренного солнца, прежде чем он был официально признан днем рождения Христа. Культ Сола первоначально начал проводить праздник 25 декабря, потому что он совпадал с зимним солнцестоянием, временем года, когда дневной свет снова начинает удлиняться. Богословы же остановились на этой дате не только из-за солнцестояния. 25 декабря также было ровно девять месяцев от того дня, который они считали годовщиной творения, что придавало жизни Мессии регулярность, подобающую его божественной природе.
Возрождение Рима
Переход Рима от политеизма к монотеизму связан не столько с тем, что христианство заменило культ Sol Invictus, сколько с тем, что нехристианские римляне приняли Христа как замену бога Солнца. Историки до сих пор пытаются понять, как и почему империя присвоила себе религию, которую так долго жестоко преследовала. Сходство между характером Христа и Sol Invictus – например, их взаимная связь со светом и небесами – является одной из частей этой нерешенной загадки, как и совпадения между практиками и ритуалами их последователей.
Некоторые историки делают акцент на роли, которую сыграл Константин. После его победы, вдохновленной вещим сном, жизнь для тех, кто не последовал за ним в обращении к христианству, становилась все труднее. Например, доверие Константина к христианам сделало приобщение к христианской религии необходимым условием для карьеры в правительстве или армии. По мере того как самые влиятельные граждане империи обращались в христианство, обращались и те, кто находился под их началом. Вскоре христианство распространилось от Малой Азии до берегов Испании.
Что свидетельствует о плюрализме Рима, так это то, что Константин продолжал поклоняться Sol Invictus даже после того, как принял христианство. Только в 323 году нашей эры, более чем через десять лет после того, как он получил весть от Бога и выиграл битву, он публично отказался от Непобедимого Солнца в пользу распятого Сына Божьего. В тот же год, когда Сол исчез из жизни императора, солнечные символы исчезли и с римских монет. С этого момента Константин начал жертвовать церкви значительные суммы, а также проявлять активный интерес к религиозным делам. Христианство стало так же тесно переплелось с его режимом, как культ Солнца с режимом Аврелиана.
Читайте также: Боги Библии: новая интерпретация раскрывает древнейшую тайну в истории