Реставраторы восстановили злобного демона, вызвавшего споры среди зрителей XVIII века.
В доме Петворт в Западном Суссексе (Англия) таится демон. Специалисты обнаружили злобного демона в тенях картины Джошуа Рейнольдса XVIII века в ходе подготовки к выставке, посвященной 300-летию со дня рождения художника.
На картине изображен момент из второй части шекспировского романа “Генрих VI”, когда король видит, как его двоюродный дед, кардинал Бофор, умирает от болезни. Генрих провозглашает:
“O, beat away the busy meddling fiend
That lays strong siege unto this wretch’s soul,
And from his bosom purge this black despair!”
“О, отгони от души этого несчастного изверга,
Который крепко осаждает ее,
И из груди его очисти это черное отчаянье!”.
Специалисты обнаружили, что Рейнольдс решил изобразить этого “изверга” в буквальном смысле – в виде уродливого лица над подушкой умирающего. Такой художественный выбор вызвал всеобщее неодобрение. Один из критиков назвал его “слишком нелепым и ребяческим, чтобы избежать порицания”, а другой заявил, что он “не делает чести суждению художника”.
![Скрытый демон проявляется в тенях картины Джошуа Рейнольдса 2 демон](https://i0.wp.com/etm-club.site/wp-content/uploads/2023/11/demon-02.jpg?resize=837%2C837&ssl=1)
По словам Джона Чу, старшего национального куратора по картинам и скульптуре Национального треста, когда картина впервые была выставлена в 1789 г. в Шекспировской галерее, она вызвала больше споров, чем любая другая работа на выставке. Рейнольдс пошел против художественных традиций того времени, придав физическую, чудовищную форму шекспировской фигуре речи.
“Если в литературе считалось приемлемым представить идею демона как нечто, находящееся в сознании человека, то визуальное воплощение ее на картине придавало ему слишком физическую форму”, – добавляет Чу. “Были даже люди, которые утверждали, что его следовало бы закрасить, хотя записи бесед с художником показывают, что он сопротивлялся подобным попыткам изменить произведение”.
Несмотря на то, что демон присутствовал на ранних оттисках картины, во втором тираже, вышедшем уже после смерти художника, была сделана попытка удалить его с печатной формы, сообщает Национальный фонд.
![Скрытый демон проявляется в тенях картины Джошуа Рейнольдса 3 демон](https://i0.wp.com/etm-club.site/wp-content/uploads/2023/11/demon-03.jpg?resize=837%2C340&ssl=1)
Со временем демон исчез и с оригинала. “Фигура буквально растворилась в тенях, а более ранние попытки реставрации, похоже, полностью игнорировали ее существование”, – пишет Элейн Вели из Hyperallergic. Темные краски, которые Рейнольдс использовал для создания фигуры, высыхали медленнее, чем другие, особенно в сочетании со смолистыми и восковыми пигментами художника, что приводило к усадке. Реставраторы также обнаружили, что уже многие руки перекрашивали работу, и было нанесено шесть слоев лака.
Реставрация такой картины требует тщательного подхода, как отмечает в своем заявлении Бекка Хеллен, старший национальный консерватор Национального треста по живописи.
“Это большая картина, и мы хотели убедиться, что она по-прежнему представляет то, что первоначально написал Рейнольдс, а это включает в себя возможность раскрыть демона путем удаления всех неоригинальных потемневших лаков и обеспечить правильную форму и перспективу картины с помощью проделанной нами работы”, – говорит Хеллен.
“Обычный посетитель, пришедший посмотреть на картину, никогда бы не догадался, что здесь что-то есть”, – говорит Эмили Найт, хранитель имущества в Петворте. “Картина полностью преобразилась, причем не только демон, но и тональный баланс картины в целом”.
Читайте также: Обитель демонов и теория струн