Когда археолог из Перу протиснулся в туннель в Чавин-де-Уантар в Перу, он обнаружил скрытую камеру возрастом 3000 лет. В центре древнего помещения он нашел необычный артефакт, который назвал “Галерея кондора” (la Galería del Cóndor).
Содержание
Захватывающее открытие в Чавин-де-Уантар
Расположенный в регионе Анкаш в Перу, примерно в 434 км к северу от Лимы, Чавин-де-Уантар является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Если вы никогда не слышали о нем, то этот археологический объект оказался в центре внимания благодаря поразительному религиозному центру, который был заселен еще в 3000 году до нашей эры. Находясь на высоте 3180 метров над уровнем моря, он постоянно использовался примерно до 400-500 годов до нашей эры, когда в регионе господствовала культура доинкской эпохи Чавин.
Группа исследователей из Программы археологических исследований и сохранения Чавин-де-Уантар при Стэнфордском университете объявила об обнаружении церемониальной галереи возрастом 3000 лет, в которой находятся две ритуальные керамические чаши. Считается, что это место представляет собой самую древнюю из известных на сегодняшний день структур в Чавин-де-Уантар.
Использование робототехники для поддержки археологических раскопок
В 2019 году крошечный “робот-археолог”, оснащенный камерой, проник в неисследованное скрытое пространство в одном из главных зданий в Чавине. Устройство с дистанционным управлением передало поразительные снимки затерянной комнаты, названной “галереей”, в центре которой находится таинственный артефакт. Согласно сообщению в газете Antinima, археолог и директор проекта Джон Рик в мае 2022 года прополз через “туннель диаметром 40 сантиметров”, который привел его в самое сердце скрытой галереи.
Смелый исследователь древних миров медленно приблизился к единственному артефакту в центре комнаты. Это была тонко выточенная церемониальная каменная чаша весом 17 килограммов. Сосуд диаметром 30 сантиметров и высотой 25 сантиметров с одной стороны изображал голову андского кондора, а с другой – его хвост. Поэтому священный сосуд получил название “чаша Кондора”. Позже рядом нашли вторую более простую каменную чашу.
Предназначение помещения Чавин-де-Уантар
Археолог Джон Рик предположил, что эти две ритуальные чаши были вотивными (приносимые в дар божеству по обету ради чего-либо) подношениями, сопровождавшими смерть важного человека в общине. Галерея никогда не использовалась для повседневных нужд и носила “чисто церемониальный характер”, – добавил Рик. Исследователь пришел к выводу, что сосуды, скорее всего, были оставлены на хранение, когда каменная галерея, “самая древняя из известных на сегодняшний день”, была запечатана около 3000 лет назад. 1000 год до н.э. представляет собой то, что профессор Рик описывает как “переходный период между поздним докерамическим городищем Караль и средним и поздним формационным периодом, или периодом Чавин”.
Для тех, кто еще не знает, Караль – это город возрастом от 4 000 до 4 600 лет, занимавший площадь 150 гектаров. Эта торговая метрополия процветала в то же время, когда люди в Египте строили пирамиды. Шесть каменных пирамид Караля также были построены из камня сотнями искусных ремесленников. Самая большая, Пирамида Майора, высотой 18,30 м, с основанием размером 137 на 152,5 м. Более поздняя культура Чавин развивалась в северных Андских нагорьях Перу с 900 г. до н.э. по 200 г. до н.э., и они значительно развили Чавин-де-Уантар. Именно перед возникновением Чавина была построена гробница Кондора.
Почему кондор, а не кошка или змея?
Возможно, самый интересный вопрос, на который профессор Рик еще не ответил – это почему из сотен лесных существ мастера выбрали именно кондора? Почему, скажем, не пума или змея? Анимистические культуры были полностью поглощены функциями природы. Их мир в своих микро- и макро операциях полностью зависел от их отношений с окружающими их животными.
Возможно, вопрос “почему кондор” станет ближе к ответу, когда мы подумаем, что эта гигантская птица – царь всех “падальщиков”. На протяжении тысячелетий коренные жители лесов Перу наблюдали, как кондор срывал мясо с костей мертвых животных, а затем уносил останки в небо. Таким образом, привычки питания кондора становятся очень меткой метафорой перехода душ с Земли на небеса и далее.
Читайте также: Тайна перуанского черепа