Профессор истории Дэвид Раут рассматривает реальные исторические события, которые послужили вдохновением для последнего приквела “Игры престолов”.
За три десятилетия преподавания средневековой европейской истории я заметил, что моим студентам особенно интересно узнать, как пересекаются истории, рассказываемые на занятиях, и изображения Средневековья, которые они видят в кино и на телевидении.
Если судить по исторической точности, то кинематографические образы представляют собой мешанину домыслов и фактов.
Однако популярное фэнтези, не обремененное конкурирующими приоритетами “правильности”, может в общих чертах отражать ценности средневекового общества, которое его вдохновляет.
Содержание
“Дом дракона” – один из таких сериалов. Король, не имея наследника престола мужского пола, возводит свою дочь-подростка в преемники, и начинается сложная династическая драма.
Эта сюжетная линия отражает реальные препятствия, с которыми сталкивались женщины, стремившиеся к королевской власти в средневековом обществе.
Королева как проводник к власти
Джордж Р. Р. Мартин, чьи романы легли в основу сериала HBO “Игра престолов”, не скрывал, что вдохновением для создания “Дома Дракона” послужила Анархия – период в два десятилетия, с 1135 по 1154 год, когда мужчина и женщина соперничали друг с другом за английский трон.
История развивалась следующим образом: Генрих I произвел на свет две дюжины или более внебрачных детей. Но со своей королевой, Матильдой, у него была только дочь, будущая “императрица” Матильда, и сын Вильгельм. С рождением Вильгельма была выполнена главная обязанность средневековой королевы: У королевы должен был быть наследник мужского пола.
Затем случилась трагедия. В 1120 году изрядно пьяный 17-летний Вильгельм попытался ночью пересечь канал. Когда его такие же нетрезвые рулевые налетели на камень, принц утонул.
Королева умерла двумя годами ранее, и Генрих I женился снова – на Аделизе Лувенской, но детей у них не было. Колыбель была пуста, а песок в песочных часах Генриха I иссяк, поэтому он решил, что его единственный законный ребенок, Матильда, займет трон в качестве правящей королевы.
Этот шаг был беспрецедентным для средневековой Англии. Королева могла править лишь в физическое отсутствие своего мужа или когда после смерти короля пока их сын был несовершеннолетним. Более того, ее роль близкого доверенного лица и советчика могла иметь большое значение.
Но от королевы не ожидали, что она будет махать мечом, вести войска в бой и формировать личную преданность, на которой зиждилась королевская власть, не говоря уже о женоненавистничестве, присущем средневековому английскому обществу. Королева была проводником, через который власть передавалась посредством брака и рождения детей, а не ее исключительной обладательницей.
Визерис и Генрих I находятся в одинаковом положении
Похожий сценарий лежит в основе сюжета “Дома Дракона”. Абсолютное предпочтение, отдаваемое в вымышленном королевстве Вестерос правителю-мужчине, выражено в начальной сцене сериала.
Старый король, переживший своих сыновей, уполномочивает совет знати выбрать преемника между внучкой Рейенис и внуком Визерисом. Рейнис, женщина, является старшей из двоих.
Однако королем становится Визерис, а Рейенис, “королева, которой никогда не было”, позже с горечью признает, что таков “порядок вещей”.
Впрочем, после того, как новый король Вестероса окажется на престоле, он поймет судьбу Генриха I.
Эмма, королева Визериса, страдает от мертворождений и выкидышей и производит на свет только дочь Рейениру. Угасающая надежда на рождение сына рушится, когда роды с нарушениями и жестокое кесарево сечение, призванное спасти ребенка, приводит к смерти Эммы. Мальчик – отчаянно желанный наследник – не проживает и дня.
Лишенный сына, наследником Визериса становится его младший брат, развратный и зловещий Деймон. Когда поведение Деймона становится невыносимым, Визерис лишает его наследства и изгоняет. Оставшись со своей юной дочерью Рейенирой, он решает сделать ее правящей королевой, и девушка с радостью принимает эту роль, стремясь изменить “порядок вещей”.
Создание поддержки для правящей королевы
Задача средневекового короля, будь то Генрих I или вымышленный Визерис, состояла в том, чтобы убедить дворян преодолеть свои предрассудки и не просто принять, а активно поддержать восхождение женщины к власти.
Генрих I предпринял меры, чтобы сделать свою дочь приемлемой для них. Матильда, которая в 1114 году вышла замуж за императора Священной Римской империи Генриха V, вернулась в Англию вдовой в 1125 году. Генрих I, решив установить священные узы между своей дочерью и магнатами Англии, заставил своих баронов в 1127 году поклясться, что они поддержат ее в качестве его преемницы. Затем Генрих I занялся организацией брака Матильды, чтобы она могла родить внука и укрепить свое положение.
После свадьбы Матильды с Джеффри, графом Анжуйским, в 1131 году бароны были созваны для повторной клятвы ей. Через два года родился сын Генрих, а затем последовало третье обещание. Генрих I умер через два года от пищевого отравления после употребления угря, его любимого блюда.
Прочность его договоренностей о приходе Матильды к власти была немедленно проверена.
Визерис в “Доме Дракона” действует по схожей схеме. Достойные люди Вестероса клянутся в верности Рейенире как королевской наследнице. Как только Рейенира становится способной выйти замуж, Визерис собирает множество претендентов на ее руку. Неохотно согласившись на брак, Рейенира в конце концов соглашается на союз, в котором она “по долгу службы” произведет на свет наследника мужского пола, но затем позволит своему сердцу получить то, чего оно хочет.
К сожалению, в результате она не может зачать ребенка от мужа, хотя имеет трех сыновей от любовника. Ее положение еще более осложняется повторной женитьбой Визериса на леди Алисенте, которая рожает ему сыновей. Опасности преследуют Рейениру на пути к власти. В Вестеросе, как и в Англии, от принцессы ожидается, что она будет тщательно хранить целомудрие до замужества, а после свадьбы будет моногамна и не станет “порочить” себя, чтобы обеспечить законность своих детей – вопиющий двойной стандарт, когда дворяне часто зачинали внебрачных детей.
Однако даже слухи о женской неверности могли угрожать престолонаследию. Родословная имеет значение. Кровь связывает, о чем свидетельствуют потоки крови, бегущие от фамильного герба к фамильному гербу в начальных титрах сериала.
Война начинается
Сработали ли эти стратегии?
Не для Матильды. Стефан Блуаский, сын от брака сестры Генриха I Аделы с французским графом, агрессивно засвидетельствовал свои претензии на корону после смерти Генриха I. Многие английские магнаты благополучно забыли о своих клятвах Матильде, и Стефан стал королем.
У Матильды не было сторонников – ее сводный брат Роберт, граф Глостер, ее муж, граф Анжуйский, дворяне, недовольные правлением Стефана, и оппортунисты, искавшие личной выгоды от конфликта. Матильда оказала сопротивление, и наступила Анархия.
Силы, поддерживающие Матильду, вторглись в Англию в 1139 году, но, за исключением момента в 1141 году, она никогда не правила. Вместо этого она сосредоточилась на возведении своего сына на престол.
Ведение войны в конечном итоге перешло к молодому Генриху. Его растущие военные успехи заставили баронов вспомнить о своих прошлых обязательствах, и враждующие стороны пришли к соглашению. Генрих стал преемником Стефана. После смерти Стефана Генрих стал Генрихом II. Другой правящей королевы у Англии не было до восшествия на престол королевы Марии I в 1553 году, почти четыре столетия спустя.
А что же Рейенира?
Вестерос – это не Англия XII века. Для Мартина, автора, Анархия не служит установлению исторических фактов, но является источником его творческого видения. Огнедышащий дракон – этот обитатель средневекового воображения – существует в Вестеросе. Стремление Рейениры к трону может быть сопряжено с трудностями, но она – наездница дракона, а драконы были самым страшным военным достоянием в королевстве.
Это делает ее такой опасной для своих врагов, какой вряд ли могла представить себе Матильда Английская.
Как бы то ни было, “Дом дракона” через призму фэнтези отражает кусочек английской средневековой жизни.
Читайте также: Древнеримские хроники подтверждают реальность драконов