Римские катакомбы, несмотря на свою внушительность, на протяжении веков оставались забытыми под вечным городом. Думая о Римской империи, мы обычно вспоминаем завоевания, великих императоров, монументальную архитектуру и богато украшенные гробницы. Поэтому может показаться удивительным тот факт, что прямо за пределами городских стен Рима существует обширная система подземных гробниц, протянувшаяся на расстояние около тысячи километров. Эти катакомбы знаменуют собой определяющий период в древнеримской истории: постепенное принятие Римской империей христианства.
Содержание
Где и как были построены катакомбы Рима?
В соответствии с римским правом катакомбы располагались за пределами городских стен. Таблица X из «Законов XII таблиц» (ок. 450 г. до н.э.) гласит: «Мертвеца не хоронить и не сжигать в городе». Это означало, что дороги, ведущие в Рим и из него, стали популярными местами захоронений, поскольку обеспечивали доступность. Особое значение имела Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н.э. Это была первая из великих римских дорог, на которой располагались несколько самых больших и старых катакомб.
Катакомбы Святого Каллиста, крупнейшая из подземных сетей, были официальным кладбищем Римской церкви в III веке н.э. и вмещали более полумиллиона христианских захоронений. Поражают воображение масштабы и сложность этих ландшафтов. Погребальные пространства выкапывались в уже существующих каменоломнях для размещения частных семейных гипогеев. Римские катакомбы использовались с I по V век н.э. Первые захоронения, как правило, представляли собой кремации, но к началу II века эта практика сменилась на погребения.
Это привело к появлению более пышных гробниц — аркосолиев, в которых была украшенная арка и они отличались от обычных гробниц локули. Эти арки содержат одни из самых ранних и хорошо сохранившихся образцов христианского искусства Римской империи. Когда катакомбы превратились в места поклонения, над ними с IV по VII век были построены большие базилики для размещения растущего числа паломников и путешественников. К VIII веку важные реликвии были перенесены в церкви для сохранности, и катакомбы утратили свое значение. В конце концов они пришли в упадок и были полностью забыты к XII веку.
Кого хоронили в катакомбах?
Римские катакомбы в основном обозначаются как «христианские». Однако только к концу III века н.э. христианские захоронения стали преобладать в подземной сети. Обычай хоронить умерших в подземных гипогеях был распространен также среди еврейских и языческих общин. И только в IV веке н.э., когда Римская империя официально приняла христианство, катакомбы стали почти исключительно христианскими.
В катакомбах находится значительное число языческих захоронений, часто расположенных рядом с христианскими. Это говорит о том, что разделение язычников и христиан как в жизни, так и после смерти — на самом деле современный миф. Именно с IV века и далее появляется представление об этих подземных погребальных комплексах как о «христианских» сооружениях. В Риме сохранилось более шестидесяти катакомб, шесть из которых исключительно еврейские. Эти катакомбы значимы сами по себе, поскольку являются крупнейшими еврейскими археологическими памятниками за пределами Израиля с древних времен.
Христианизация Римской империи
Изображения, найденные в глубинах катакомб, иллюстрируют подъем христианства. До III века н.э. христиане составляли небольшую часть римского населения и часто подвергались гонениям. В результате христианское погребальное искусство в катакомбах было похоже на традиционное греко-римское искусство.
Во времена Великих гонений христиане использовали религиозно «нейтральные» образы. Это делает христианство как с искусствоведческой, так и с археологической точки зрения невидимым в течение первых двух веков своего существования. Христианский философ Климент Александрийский, писавший около 150-215 гг. н.э., выступал за ношение колец с непритязательными символами:
«Пусть наши печати будут либо голубем, либо рыбой, либо кораблем, идущим при попутном ветре, либо музыкальной лирой, которую использовал Поликрат, либо корабельным якорем, который выгравировал Селевк; и если печать — рыбак, она напомнит об апостоле и детях, извлеченных из воды. Ибо мы не должны изображать лица идолов, мы, кому запрещено привязываться к ним, ни меча, ни лука, поскольку мы следуем миру, ни чаш для питья, поскольку мы воздержаны. Paedagogus 3.59-60.1».
Только после новых законов Константина христианство стало не только легальным, но и престижным. Этот религиозный сдвиг вызвал огромные изменения в катакомбах и в производстве христианского погребального искусства. Именно в IV веке н.э. сложилась четкая христианская художественная форма, и впервые стали преобладать изображения Христа. Новые христианские темы расцвели в конце тетрархии и в начале правления Константина. Библейские образы стали яркими и многочисленными, утратив свою прежнюю неоднозначность.
Происхождение христианского искусства
Еще один важный момент, который делает катакомбы значимыми, — это то, что они документируют развитие раннехристианского искусства. До IV века популярные греко-римские образы, такие как пастух, феникс, якорь, голубь, рыба и молящийся, использовались в качестве декоративных мотивов в захоронениях христианских римлян. Эти образы были адаптированы таким образом, чтобы содержать христианское учение, сохраняя при этом определенную степень анонимности.
Это затрудняло различение раннехристианских и нехристианских захоронений. Мотив Доброго пастуха (пастыря) является одним из самых популярных изображений и встречается в катакомбах более ста раз. Считается, что Пастырь — это раннее изображение Христа, но он имеет сильные художественные параллели с древнегреческим криофором (Несущим барана). Два самых старых известных изображения Доброго пастыря найдены в катакомбах Домитиллы.
Использование христианами символов из греко-римской традиции отражает неспокойную религиозную обстановку позднеимперского периода. Искусство катакомб обычно делится на две большие категории: доконстантиновское (I век – 325 г. н.э.) и постконстантиновское (325-525 гг. н.э.).
Миланский эдикт Константина 313 г. н.э. и объявление Феодосием христианства официальной религией империи в 381 г. н.э. предоставили римским христианам новые свободы. В результате искусство в катакомбах стало изображать сцены из Ветхого и Нового Заветов. Важные камеры, такие как Capella Greca в катакомбах Присциллы и Cubicula of Sacraments в катакомбах Каллиста, свидетельствуют об этом иконографическом сдвиге. В этих камерах часто встречаются сюжеты из Завета. К ним относятся истории Ноя, Авраама, Моисея, Ионы, Даниила, Сусанны и трех юношей.
Как катакомбы были вновь открыты в XVI веке?
Катакомбы лежали нетронутыми под улицами пригорода Рима до 1578 года, когда рабочие на винограднике Дель Санчес случайно наткнулись на подземную полость вдоль Новой Салариевой дороги. Это оказалась одна из забытых катакомб. Примечательно, что повторное открытие катакомб в XVI веке произошло в первые годы Контрреформации и сразу же стало предметом ожесточенных религиозных и идеологических споров между католическими и протестантскими учеными.
Католические ученые пытались использовать катакомбы для продвижения своих идей в борьбе против протестантов. Католический священник Ричард Ласселс опубликовал в 1670 году книгу «Путешествие по Италии», в которой закрепил католическое восприятие:
«… ни один человек не входит в катакомбы, не выйдя оттуда лучше, чем он вошел. Католики выходят гораздо более готовыми умереть за ту веру, за которую до них умерло так много их предков. Противники Римской церкви выходят более поколебленными в своей вере и более мягкими по отношению к католической религии, видя, какая набожность царит даже в недрах Рима; атеисты выходят с верой в то, что Бог непременно существует, видя, как тысячи мучеников засвидетельствовали это своей кровью».
Археолог XVI века Антонио Бозио, католик, живший во времена Реформации, оказал огромное влияние на литературу, посвященную римским захоронениям. Его знаменитая книга Roma Sotterranea (1632) свидетельствует о глубоко укоренившейся католической традиции в изучении катакомб, традиции, направленной на подтверждение древних корней Римской церкви.
Существуют ли римские катакомбы сегодня?
Многие катакомбы существуют и сегодня, но только некоторые из них остаются доступными для посещения. Крупнейшие из подземных сетей, катакомбы Святого Каллиста, расположены на Аппиевой дороге, как и катакомбы Святого Себастьяна. Рядом находятся катакомбы Домитиллы, старейшие из всех объектов. Также по Аппиевой дороге можно добраться до еврейских катакомб Винья Ронданини.
На другой стороне города для посетителей открыты еще две катакомбы: катакомбы Присциллы на Салариевой дороге и катакомбы Святой Агнессы на Номентанской дороге. Катакомбы обычно делятся на две категории: христианские и еврейские. Большинство христианских катакомб в настоящее время принадлежат и управляются Римско-католической церковью через Папскую комиссию по священной археологии. Эти катакомбы важны по нескольким причинам.
Они раскрывают истоки раннехристианского искусства и документируют христианизацию Римской империи — процесс, который в конечном итоге сформировал христианство таким, каким мы его знаем сегодня. В следующий раз, когда вы будете в Риме, подумайте о том, чтобы спуститься в глубины катакомб и понять, почему он называется «вечным городом».
Читайте также: Подземный мир Теотиуакана: лабиринты тоннелей и реки ртути