Русалки – это мультикультурные мифические фигуры, отражающие увлечение человека морем в историях, уходящих корнями в прошлое на тысячи лет. Русалки встречаются в культурах по всему миру.
В Австралии особые водные духи изображены на наскальных рисунках коренных народов в Арнем-Ленде.
На всем африканском континенте водные божества, похожие на русалок, такие как Йемайя и Мами Вата, отражают мощную связь между человеческими сообществами и окружающей средой.
Среди наиболее известных рассказов о русалках – сказка Ганса Христиана Андерсена “Русалочка”, по которой был снят фильм Disney.
К моменту публикации в 1837 году “Русалочка” уже была относительно поздним явлением в жанре. Дело в том, что сам Ганс Христиан Андерсен вырос на гораздо более ранних сказках с участием русалок.
В своем детстве на ночь он читал произведения Шекспира и “Сказки арабских ночей” (Сказки тысячи и одной ночи).
Шекспировские русалки из “Сна в летнюю ночь” примечательны своими песнями. Оберон замечает, что прекрасные мелодии русалок могут успокоить море и привлечь звезды:
“С тех пор как однажды я сидел на мысу,
И услышал, как русалка на спине дельфина
Издавала столь нежное и гармоничное дыхание,
Что грубое море от ее песни стало вежливым.
А некоторые звезды безумно сорвались со своих сфер,
чтобы услышать музыку морской девы”.
Другая книга Андерсена на ночь, “Арабские ночи”, представляет собой сборник индийских и персидских сказок, собранных на протяжении многих веков. Среди них есть рассказы о мерфолках (морской народ из шумеро-аккадской мифологии), некоторые из которых живут в чудесных подводных дворцах.
В одной из сказок рыбак посещает своего друга-мерфолка под водой. Там он находит общины иудейских, христианских и мусульманских мерфолков, но их дружба заканчивается из-за религиозных разногласий.
Древняя мудрость из глубин
Изображения гибридных существ человека и рыбы встречаются с третьего тысячелетия до нашей эры в древней Месопотамии – географической области, примерно соответствующей современному Ираку.
Апкаллу, или семь божественных мудрецов месопотамского мифа, могут принимать облик гибридов человека и рыбы. Это особенно интересно в связи с их связью с древними традициями мудрости, существовавшими еще до Великого потопа. В месопотамской литературе, как и в Библии, Великий потоп уничтожает большую часть человечества.
Будучи гибридами человека и рыбы, Апкаллу были хорошо подготовлены к тому, чтобы пережить потоп и сохранить мудрость допотопного мира. Согласно месопотамской литературе, полезная информация, переданная человечеству Апкаллу, включала знания о медицине и строительстве городов.
Связь русалок с мудростью и медициной распространяется и на другие древние культуры. На юге Африки, например, русалки играют сложную роль в многовековых ритуалах исцеления.
Древняя ближневосточная связь между русалками и мотивами Великого потопа прослеживается в иллюстрированной Нюрнбергской Библии 1483 года, где русалки изображены плавающими вокруг ковчега со своим мердогом гибридом собаки и рыбы.
Морские друзья
Во всем мире и в разных культурах русалок сопровождали самые разнообразные создания.
Как и в Нюрнбергской Библии, в мифологии инуитов Северной Америки русалки и морские собаки часто плавают вместе, а в фольклоре Оркнейских островов в Шотландии русалок сопровождают тюлени.
В “Сне в летнюю ночь” русалки плещутся с дельфинами. В мифах Восточной Азии и Южной Америки они дружат с черепахами.
Сходство с датской сказкой можно найти также в известной истории из южнокорейского фольклора, датируемой 13 веком н.э.
В этой истории принцесса-русалка Хван Ок (также известная как Топаз) выходит замуж за принца и становится человеком.
Принцесса тоскует по своей подводной жизни, поэтому ее спутница черепаха помогает ей использовать магическое влияние Луны, чтобы снова превратиться в русалку и вернуться в морские глубины.
Черепахи и киты появляются вместе с русалками как помощники мезоамериканского божества бури Тескатлипоки. Миф представляет собой этиологическое сказание о сотворении первой музыки в мире.
Пленительные поющие создания
Еще одна тема, которая присутствует во многих мифах о русалках – это музыка. Чарующая и гипнотическая мелодия – характерная черта многочисленных фольклорных сказок с участием русалок, включая разновидности сказки о Русалочке и Шекспира.
В сказке Андерсена русалочка использует свои особые музыкальные способности, чтобы выиграть конкурс при королевском дворе. У Шекспира русалки иногда смешиваются с Сиренами из греческого мифа. Начиная со средневековых времен эти две мифические фигуры считались взаимозаменяемыми.
Сирены в древних эпосах, таких как “Одиссея” Гомера, были известны своей способностью заманивать людей на смерть своими сладкозвучными песнями – и обещанием поделиться тайной мудростью со своими слушателями. Сирены, как и мерфолки, известны как гибридные существа с сильными голосами, но обычно изображаются похожими на птиц, а не на рыб.
Способность мерфолков соблазнять своими чарами может отражать способность моря покорять сердца мореплавателей и удерживать их вдали от дома – случайно или намеренно.
Таинственные глубины
Динамичная природа мифологии русалок способствует их неизменной популярности в 21 веке. Они служат своего рода связующим звеном между человеком и животным, между дикой природой и цивилизацией, придавая человеческое лицо тайнам морских глубин.
Читайте также: Музейный экспонат проливает свет на прибытие корабля, похожего на НЛО, в японскую эпоху Эдо