Это место обеспечивало культурную “подстраховку” в те времена, когда выжить было невыносимо трудно.
Древние рисунки на стенах патагонской пещеры были датированы возрастом 8 200 лет, что делает их самыми древними из известных наскальных рисунков в этом регионе на несколько тысячелетий. Поразительно, но исследователи также обнаружили, что рисунки создавались в течение примерно 3 000 лет, что позволяет предположить, что иллюстрации использовались для передачи культурных знаний на протяжении примерно 130 поколений.
Находка в пещере Cueva Huenul 1 (CH1), расположенной в суровой, засушливой пустыне северо-западной Патагонии на территории современной Аргентины, известна археологам благодаря огромному количеству произведений доисторического искусства, состоящих из геометрических фигур и узоров, включая человеческие формы и странные фигуры, похожие на гребни. Ранее считалось, что возраст этих рисунков составляет всего несколько тысяч лет, однако авторы нового исследования выяснили, что изображения относятся к позднему голоцену.
Используя прямое радиоуглеродное датирование растительных пигментов, с помощью которых были созданы рисунки, исследователи обнаружили, что произведения искусства CH1 на несколько тысяч лет старше, чем предполагалось, и что они оставались неизменными в своем виде на протяжении трех тысячелетий. Странно, но в пещере нет признаков проживания в этот период: отсутствуют каменные орудия и кости убитых животных, хотя яма, заполненная растительным материалом, окрашенным красной охрой, присутствовала.
Исходя из этого, авторы исследования предполагают, что пещера представляла собой “культурное знаковое место”, где древние охотники-собиратели хранили местные знания и встречались для поддержания племенных связей и проведения ритуалов на протяжении многих лет. По мнению ученых, такие очаги позволяли небольшим общинам, населявшим Патагонию, сохранять связь в те времена, когда экстремальная жара и сухость делали выживание невероятно сложным.
“Появление наскальных рисунков на CH1 8 200 лет назад зафиксировано на фоне сложной экологической обстановки, когда способность поддерживать связь и демографическую жизнеспособность была крайне важна”, – пишут исследователи. “Мы предполагаем, что стандартизированные мероприятия по росписи – и другие виды деятельности, связанные с пигментацией, – практиковавшиеся на протяжении многих поколений, были направлены на поддержание крупномасштабных систем подстраховки путем сохранения информации, уходящей корнями в коллективную память, и гарантируя социальную сохранность за пределами устных традиций”, – продолжают они.
В общей сложности авторы исследования проанализировали 895 отдельных рисунков, включающих 446 мотивов, которые постоянно воспроизводились с использованием одних и тех же пигментов на протяжении тысячелетий.
Обеспечивая “чувство идентичности, основанное на конкретном месте”, пещера, возможно, позволяла сокращающемуся числу людей выживать вместе на огромном, неприветливом ландшафте. В то время, когда человеческое население в южноамериканских пустынях “переживало повторяющиеся катастрофы”, спасательный круг, предоставленный такими пещерами, как CH1 и ее коммуникативными иллюстрациями, мог стать решающим между выживанием и уничтожением.
Исследование опубликовано в журнале Science Advances.
Читайте также: Может ли акустический феномен объяснить сверхъестественные переживания в пещере “Церковь Дьявола”?