Когда говорят о призраках и привидениях, то в первую очередь представляются старые жуткие дома со всякой нечистью и такой шаблон укоренился в головах большинства.
Хотя сам феномен появления призраков (или миф – кому как удобнее) – явление, которое встречается во всех культурах, а истории о привидениях, ходящих среди живых, чтобы пугать или нападать на нас, намного старше, чем многие могли бы подумать.
Вера в призраков насчитывает тысячелетия. И Древний Египет не был исключением. Египтяне тоже верили в них и часто описывали случаи встреч с потусторонними сущностями.
Чтобы понять роль призраков в Древнем Египте, важно сначала понять представления о смерти и загробной жизни самих древних египтян. Когда человек умирал, его физическое тело бальзамировали, и качество этой услуги во многом зависело от того, сколько денег семья могла позволить себе потратить на эту процедуру. Если хватало на обслуживание по первому классу, то заказчик получал надлежащее бальзамирование и тщательно продуманный гроб с полными погребальными обрядами. При щедрой оплате достигалось максимальное сходство умершего с тем, как он выглядел при жизни. В то время, как версия со скидкой включала более или менее нормальное бальзамирование и гроб без всяких изысков.
Все души, и бедных и богатых, отправлялись в свое последнее путешествие, чтобы увидеть бога Осириса, который был богом плодородия, сельского хозяйства, загробной жизни, мертвых, воскресения, жизни и растительности. Перед великим Осирисом душа умершего представала в Зале истины, где ее судил сам Осирис и ещё трибунал из 42 судей. осуждение происходило путем взвешивания сердца: легкое сердце означало, что человек достоин небес, а тяжелое сердце – что человек прожил грешную и злую жизнь. Неудача означала, что душу поглотит чудовище и она перестанет существовать, будет предана забвению, в то время как чистое, светлое сердце было пропуском на следующую стадию загробной жизни.
Если душе повезло, и она прожила хорошую и справедливую жизнь, то она могла перейти в место, которое называлось поля Иалу (тростниковые поля). В зависимости от эпохи древнеегипетской истории внешний вид и особенности этого царства различались, но почти всегда его описывали как идиллический рай, который во многом повторял жизнь, оставленную душой на Земле, только лучше – без разочарования, печали, раздоров, горя и потерь.
Там у вас будет дом, который у вас был при жизни, вы воссоединитесь со всеми своими друзьями и близкими, даже домашними животными, и никогда не захотите ничего менять на всю вечность, вечно пребывая в этом мирном состоянии. Поля Иалу считались местом полного блаженства, где можно было быть счастливым до скончания времен, и считалось немыслимым, чтобы кто-либо когда-либо захотел оттуда уйти. Все души, вынесшие приговор Осириса, оказывались здесь, в этом чудесном месте. Однако те, кто ушел в загробную жизнь, все еще имели возможность заявить о себе миру живых.
Говорили, что мертвые всегда наблюдали за живыми издалека и даже могли с ними разговаривать. Наиболее распространенным типом общения с мертвыми было простое обращение с просьбой о наставлении и помощи, с верой в то, что мертвые всегда наблюдают с другой стороны, и что с ними можно общаться. Если душа была счастлива, и особенно если она была почитаема и уважаема после смерти и получила надлежащее бальзамирование и погребение, она могла протянуть руку помощи, чтобы дать совет в жизненной ситуации или сделать какое-нибудь предсказание. Одним из основных способов коммуникации между живыми и ушедшими были “Письма мертвым”, о которых египтолог Розали Дэвид сказала так:
“Важным средством связи с теми, кто перешел в тот мир, были так называемые “Письма к мертвым”. Люди, считавшие, что они пострадали от несправедливости, могли написать письмо мертвым с просьбой о заступничестве от своего имени. Если бы у страждущего не было могущественного покровителя в нашем мире, то он мог обращаться за помощью к мертвым. Письма помещались в гробницу-часовню, сбоку от стола для жертвоприношений, где дух умершего мог найти послание, когда дело доходило до принятия пищи.
Просьбы, содержащиеся в письмах, были совершенно разнообразными: одни обращались за помощью от мертвых или живых врагов. Особенно много было просьб разобраться в семейных спорах. Некоторые просили юридической помощи в поддержку просителя, который должен был предстать перед божественным судом в Судный день, а некоторые умоляли об особых благословениях или личных выгодах”.
Еще одним способом было общение с духом в храме или медитация, но во всех этих случаях это больше походило на спиритический сеанс, когда просящий говорил через завесу, а из-за нее ему кто-то отвечал. Как междугородний звонок, когда собеседника не видно и слышен только его голос.
Но это то, что касается голосов и писем. А вот настоящие призраки, приходившие на земли Древнего Египта, значительно отличались от образов умерших в очень нехорошую сторону, и их окружали довольно зловещие предания.
Чтобы понять их природу, мы должны взглянуть на то, как древние египтяне рассматривали анатомию души. В более ранние эпохи душа всегда воспринималась как единое целое, называемое Ах (“сияющий”), чистый дух человека. Однако в более поздние эпохи она была впоследствии разделена на 5 или даже более – в некоторых традициях до девяти аспектов. Эти аспекты включали Хат, или физическое тело; Ка, двойник или допельгангер личности человека; Ба, душа, жизненная сила, изображавшаяся в виде птицы с головой человека; Шуит, теневое “я”; Аб, который был сердцем и источником добра и зла, и Рен – аспект имени человека.
Ба и Ка объединились, чтобы сформировать Ах, или бессмертное, преобразованное “я”, и именно Ах мог физически прийти на землю живых в форме призрака. Но если Тростниковые поля были таким прекрасным местом, что никому бы никогда не захотелось покидать его, то зачем Ах приходили на Землю? Оказывается, было несколько факторов, которые могли заставить призрак материализоваться в мире живых, и ни один из них вам не понравится.
Поскольку Тростниковые поля были таким желанным местом, и было немыслимо, чтобы дух когда-либо захотел уйти по какой-либо причине, то если призрак все-таки появлялся среди живых, это обычно происходило из-за того, что этот призрак был чем-то расстроен и хотел исправить какую-то ошибку. Причин могло быть много. Одна из самых частых заключалась в том, что умерший не был должным образом захоронен или забальзамирован. Но это также могло быть связано с какой-то обидой при жизни, или совершением греха, злодеяния или несправедливости до или после смерти того, кто пришел.
Обычно причина должна была быть серьезной, чем-то, что действительно раздражало дух и чем-то, чего они действительно очень хотели так сильно, что решились покинуть райские Тростниковые поля, чтобы никогда не вернуться и быть обреченными блуждать по земле как бестелесный призрак. Но души имели право попытаться убедить богов дать им разрешение вернуться на Землю, хотя процесс получения такого разрешения был долог и труден.
И когда (или если) духу дается такое разрешение, то на Земле появляется призрак, который будет преследовать и мучить цель своей агрессии, пока жертва каким-то образом не искупит то, в чем она провинилась перед умершим. Одним из классических примеров раннего преследования призраком в Древнем Египте был рассказ вдовца, которого безжалостно изводил дух его умершей жены за какую-то обиду, нанесенную ей при жизни, и который сказал ей:
“Что плохого сделал я с тобою, что дошел до этой злой участи? Что я сделал тебе? Но ты ведешь со мной так, что я наложу на себя руки, хотя у меня не было к тебе никакого злого умысла. Пока я жил с тобой как твой муж и до сегодняшнего дня, что я сделал тебе такого, что мне нужно со стыдом прятать? Когда ты заболела, я приказал вызвать самого главного врача… Я провел восемь месяцев почти без еды и питья.
Я очень плакал вместе со своими домочадцами перед всем уличным кварталом. Я дал дорогую льняную одежду, чтобы обернуть тебя. И теперь вот, я потратил три года в одиночестве, не входя в дом, хотя несправедливо, что такой, как я, должен это делать. Но я сделал это ради тебя. А ты не отличаешь добро от зла”.
Но в некоторых случаях мольба и искупление не помогали умиротворить дух, и он продолжал нападать. Если кошмар продолжался, то у жертвы не было выбора, кроме как обратиться за помощью к священнику, чтобы, по сути, выполнить своего рода ритуал по изгнанию призрака, похожий на экзорцизм.
Как правило, появление призрака в Древнем Египте никогда не было хорошим знаком, и большинство людей боялись его, потому что это означало, что дух был чем-то очень зол. Кроме того, это означало, что естественный порядок вещей был нарушен, потому что древние египтяне твердо верили в то, что называлось “маат”, или гармония и баланс. Естественный поток, в котором люди проходили цикл рождения, жизни, смерти и загробной жизни, должен был быть односторонним.
Нарушение потока призраком, вернувшимся в мир живых, расценивалось как очень тревожный знак. И поэтому любой призрак, физически появлявшийся на Земле, рассматривался как опасность и угроза самому порядку вещей и с ним нужно разобраться как можно скорее.
Подобные рассказы представляют собой одни из самых древних преданий о привидениях и призраках, которые существуют на протяжении тысячи лет и показывают нам, что это явление выходит далеко за пределы киношных домов с привидениями. Это подтверждает, что вера в призраков и выживание человеческой души после смерти имеет глубокие корни в истории человечества. Впрочем, как и сами привидения и паранормальные явления в целом.
Читайте также: Классификатор привидений. Часть 1