Склонность находить закономерности в случайных последовательностях, потребность мозга связывать причину и следствие и более интуитивный мыслительный процесс – вот некоторые из основных психологических механизмов, объясняющих веру в паранормальные явления.
Когда люди говорят о паранормальном, они обычно имеют в виду наваждения, ясновидение и другие явления, которые противоречат основным принципам научного понимания. Хотя бытует мнение, что все эти духи чаще появляются во время кризиса в обществе, на самом деле в человеческой психологии должна быть питательная среда, которая позволяет им процветать. Двадцать лет назад Испанский центр социологических исследований (CIS) провел опрос, в ходе которого 20% испанцев заявили, что верят в призраков, а 9% – в ясновидение. В то время, когда растет число теорий заговора и других иррациональных объяснений, понимание сознания тех, кто верит в паранормальное, может стать первым шагом к разгадке его основ.
Пытаясь разобраться в этом вопросе, группа британских исследователей проанализировала 71 научное исследование, опубликованное за последние три десятилетия, с целью найти достоверные закономерности мышления верящих в сверхъестественное. Анализ показал, что среди всех этих работ, в которых рассматриваются такие контрастные факторы, как образование, интеллект или восприятие, практически нет совпадений. Однако в нем сделаны три важных вывода, которые могут помочь нам лучше понять, почему некоторые люди, увидев размытое пятно на фотографии, верят, что им явился их прапрадедушка.
Одна из черт, определяющих таких людей, заключается в том, что они менее способны воспринимать случайность. Они видят узоры там, где есть только случайно расположенные точки, или видят лицо там, где есть лишь тени.
“Результаты показывают большую согласованность, когда задачи по принятию решений в незнакомых ситуациях включают подсознательные попытки обнаружения в первую очередь человеческого лица, а не неодушевленных предметов или животных. Причем верящие в паранормальное делают значительно больше ложноположительных ошибок, чем скептики”, – говорится в резюме исследования.
Этот фактор не требует объяснений: если при предъявлении неоднозначного стимула мы верим, что видим что-то конкретное и определенное, как лицо, то нам легче воспринимать необъяснимые явления в нашем окружении.
Невролог Сусана Мартинес-Конде говорит, что механизм, объясняющий это, очевиден: “Человеческий мозг всегда пытается связать причину и следствие или найти объяснения, чтобы приписать значение вещам, которые не имеют никакого значения. Большая часть информации, которая нас окружает, случайна, хаотична и дезорганизована, и наш мозг пытается навести некий порядок. Данное качество сослужило нам хорошую службу в ходе человеческой эволюции, но, из-за него мы также можем неправильно связывать причину и следствие”.
Это основа суеверий и паранормальных верований, утверждает Мартинес-Конде, и даже может объяснить иллюзии, которые мы испытываем на магическом шоу, когда фокусник взмахивает рукой, чтобы заставить кролика исчезнуть.
Проанализировав исследования, ученые из Университета Хартфордшира под руководством Шарлотты Э. Дин с факультета психологии Школы биологических и медицинских наук обнаружили, что вера в паранормальное также чаще возникает у тех, кто делает поспешные выводы, когда подтверждающих данных очень мало. В этих случаях более выражена естественная тенденция подтверждать или отвергать один вариант, не рассматривая возможные альтернативные объяснения: если экстрасенс левитирует, то это лишь потому, что он обладает потусторонними силами.
Профессор психологии Хелена Матуте и ее команда изучали этот феномен и тоже наблюдали подобный механизм. Например, они показывали испытуемым медицинские записи, в которых было указано какое лекарство прописали больному. Но было скрыто, принимал он его или нет, и если принимал, то как оно помогло ему. Испытуемые с паранормальными убеждениями быстрее пришли к выводу, что лекарство подействовало, хотя половина пациентов не вылечилась или вообще не принимала его. “Они обращают больше внимания, когда причина и следствие совпадают, – говорит Матуте из Университета Деусто. – Дело не в том, что вы видите призрака, а в том, что вы думаете слишком быстро. Это свойственно всем нам”.
Образ мышления таких людей является скорее интуитивным, чем аналитическим. Этот аспект тесно связан с выводами исследователей из Хартфордшира, поскольку он свидетельствует о склонности доверять первым впечатлениям, полагаться на инстинкт, в отличие от того, чтобы делать выводы с помощью более аналитического процесса. Недавнее исследование показало, что люди, верящие в парапсихологию, как правило, более удовлетворены своей жизнью, чем скептики. Автор этой работы Дэвид Галло говорит, что такая тенденция наблюдалась и в предыдущих работах:
“Это может указывать на то, что обработка информации более интуитивным способом имеет свои преимущества. Возможно, это делает людей более счастливыми в целом”.
Паранормальное и теории заговора
Интересным аспектом исследования Университета Хартфордшира является связь сверхъестественного с заговорщическим мышлением, что может привести к лучшему пониманию этих мыслительных процессов, по крайней мере, с когнитивной точки зрения: “Конспиративные убеждения аналогичным образом связаны с повышенным восприятием иллюзорных паттернов, снижением потребности в когнитивном осмыслении и предубеждениями против подтверждающих или неподтверждающих доказательств”.
“Теории заговора и паранормальные явления объединяет то, что нам не хватает объективных доказательств, – говорит Мартинес-Конде, директор лаборатории интегративной нейронауки в Университете штата Нью-Йорк. – Кроме того, они возникают на основе опыта, который является скорее эмоциональным, чем интеллектуальным. Таким образом, если кто-то убежден с эмоциональной точки зрения, что что-то является тем, чем кажется, то очень трудно изменить его мнение, даже при наличии объективных доказательств. Это становится уже вопросом веры”.
В исследовании многие факторы, которые ранее связывались с паранормальным мышлением, либо опровергаются, либо ставятся под сомнение, поскольку связь между ними либо отрицательная, либо слабая, либо противоречивая. Например, было доказано, что академическая успеваемость, критическое мышление, интеллект, память (которые могут быть основной причиной искажений или предубеждений) объясняют веру в паранормальные явления. Исследователи подчеркивают, что нет существующей теоретической модели, которая могла бы точно описать мозаику более мелких объяснений, составленную по результатам их обзора.
Матуте согласна с тем, что впереди еще много исследований:
“Многие из нас изучают паранормальные верования, псевдомедицину, постправду и мистификации. Существует множество связанных между собой аспектов, и до сих пор они изучались очень разрозненно. Мы должны взять быка за рога и объединить всю эту информацию: крайне необходимо провести более глубокое исследование всего этого”.
Читайте также: Рационалисты ошибаются насчет телепатии