Ренессанс – это период крупных интеллектуальных, художественных и культурных инноваций, продолжавшийся примерно с 1350 по 1630 год нашей эры.
Слово “ренессанс” в переводе с французского означает “возрождение”, но, вероятно, более уместно было бы использовать итальянское “renascimento”, поскольку именно на итальянском полуострове эти преобразования впервые пустили корни.
Вы, несомненно, слышали хотя бы о некоторых из главных фигур эпохи Возрождения: Микеланджело, Рафаэле, Боттичелли и других.
Возможно, вы даже слышали о семье Медичи, которая финансировала многих величайших художников эпохи. Но задумывались ли вы когда-нибудь, почему Ренессанс начался именно в Италии?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим основные причины, которые сделали Италию идеальной питательной средой для этой культурной трансформации.
Содержание
Италия была родиной Рима
Первая причина связана с географией. Прежде всего, Ренессанс был вдохновлен классическими произведениями античности.
А именно, произведения классических греческих и римских писателей и художников послужили основой для излияния творчества эпохи Возрождения.
Итальянцы, то есть люди, жившие на итальянском полуострове, рассматривали Древний Рим и Грецию как часть своего культурного наследия.
Для них прошлое было выше настоящего, а классическая римская цивилизация могла многое предложить в виде своих законов, ценностей и искусства.
Они подражали древнегреческим и древнеримским художникам и в то же время привносили классические ценности и эстетику в свои собственные оригинальные произведения.
Некоторые из основных характеристик этих античных произведений включали в себя внимание к природе, индивидуализм и секуляризм. Все эти ценности объединились в культурное движение, известное как гуманизм.
Гуманизм был основополагающей частью того, что определило эпоху Возрождения. Если на протяжении большей части средневековой эпохи в центре внимания искусства и философии был Бог, то гуманизм ориентировался на человека (отсюда и название).
Хотя христианская тематика по-прежнему занимала важное место в искусстве эпохи Возрождения – вспомните “Давида” Микеланджело или Сикстинскую капеллу – здесь также делался четкий акцент на анатомии человека и реализме.
К счастью для итальянцев, ценивших классические произведения, они были окружены прошлым.
В то время как ученые в других частях Европы могли переписывать классические греческие или римские тексты, совсем другое дело было лично посетить древние руины, разбросанные по землям бывшей Римской империи.
Например, Филиппо Брунеллески, построивший знаменитый купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, разработал многие из своих архитектурных теорий, изучая древнеримские руины.
Помимо такого преимущества, как близость к древним шедеврам, итальянцы эпохи Возрождения также имели общий язык с римлянами прошлого. В 14 веке Италии действительно не существовало.
Территория, которая впоследствии стала государством Италия, была разделена на несколько городов-государств, которые соперничали, торговали и даже воевали друг с другом.
Более того, каждый регион имел свой собственный диалект, который часто затруднял общение. На самом деле, когда Данте написал “Божественную комедию” на своем родном тосканском языке, а не на латыни, большинство критиковали его выбор языка, потому что многие люди с трудом понимали текст.
Но поскольку латынь была общим языком на полуострове, труды древнеримских авторов, таких как Цицерон и Тацит, были легко доступны итальянцам эпохи Возрождения.
Поэтому ученые-гуманисты путешествовали по всему итальянскому полуострову и остальной Европе, собирая классические рукописи, переписанные или переведенные на латынь и с латыни. Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо были двумя наиболее важными фигурами, которые взялись за эту задачу.
Петрарка и Боккаччо
Франческо Петрарка жил с 1304 по 1374 год и за свою жизнь внес огромный вклад в возрождение классической греческой и римской литературы и философии. Петрарку часто называют “отцом гуманизма” за его работу по возрождению классических текстов.
Петрарка начал читать древнегреческих и древнеримских авторов еще подростком. Со временем его страсть к классике только росла.
Одним из самых важных его достижений стало открытие писем Цицерона к Аттику, Бруту и Квинту, которые он обнаружил в 1345 году в соборной библиотеке в Вероне. Эти письма позволили Петрарке получить представление о великом римском ораторе.
Его друг и соратник-гуманист Боккаччо внес еще один вклад в возрождение классических произведений. Следуя по стопам Петрарки, он перевел с греческого на латынь произведения Овидия, Гомера и Тацита и написал впечатляющую коллекцию биографий о выдающихся женщинах древности.
Поскольку это было до изобретения печатного станка, таким людям, как Петрарка и Боккаччо, приходилось много путешествовать, чтобы получить доступ к редким рукописям.
Они также создали сеть контактов по всей Европе, которые снабжали их ценными материалами. Но, как предполагается, мог быть еще один источник ценных классических произведений: крестовые походы.
Крестовые походы (случайно) сыграли свою роль
В частности, Четвертый крестовый поход косвенно привел к появлению большого количества новых рукописей. Возможно, вы знаете крестовые походы как серию кампаний, в которых рыцари из западной латинской части Европы сражались с мусульманами за контроль над Святой землей. Именно в этом заключались первые три крестовых похода.
Таковы были и намерения Четвертого крестового похода, пока все не пошло наперекосяк. Вследствие ряда непредвиденных событий крестоносцы сражались в ряде побочных битв, чтобы вернуть долги, которые они накопили за время своего путешествия на восток. Кульминацией этих конфликтов стало разграбление Константинополя.
Константинополь был городом с богатой историей. Будучи столицей восточной части Римской империи, он содержал сокровищницу рукописей времен древних греков, римлян и мусульман.
Несмотря на то, что папа Иннокентий III решительно осудил разграбление города, он понимал значение этих ценных источников знаний и поэтому отправил в город группу для обучения у тамошних греческих ученых.
Таким образом, Четвертый крестовый поход открыл двери к новому богатству знаний, ранее недоступному западным европейцам.
Внезапно итальянские ученые получили доступ к греческим и арабским произведениям науки, искусства и литературы, которые дали еще больше материала для бурно развивающегося Ренессанса.
Деньги и религия подпитывали искусство Ренессанса
Другим важнейшим фактором, который привел к итальянскому Возрождению, была торговля. Италия была расположена между Азией и Средиземноморьем, что означало, что через полуостров проходило большое количество трафика – людей, товаров и идей.
Во Флоренции, которая на некоторое время стала центром активности эпохи Возрождения, несколько семей стали невероятно богатыми благодаря выгодной торговле шерстью и международной системе банковского дела.
Первой и главной среди этих семей, несомненно, были Медичи. Это была могущественная банковская семья, к которой принадлежали четыре папы и две королевы.
Они оказывали сильное влияние на флорентийскую культуру и финансировали некоторых из самых известных художников того периода, включая Филиппо Брунеллески, Сандро Боттичелли и Микеланджело.
Другой важный источник меценатства исходил от самих городов-государств. Как уже упоминалось ранее, в период с XIV по XVII век Италия состояла из различных городов-государств, которые соперничали друг с другом.
Одним из способов, с помощью которого город-государство могло проецировать свою власть, было финансирование публичных произведений искусства или архитектуры. В некотором смысле, искусство было формой пропаганды, которая помогала городу-государству повысить свой престиж.
В эпоху Возрождения великое произведение искусства было отражением репутации и статуса покровителя в той же степени, что и мастерство художника.
По этой причине не стоит удивляться тому, что Ватикан также хотел участвовать в создании публичных произведений искусства.
Как только папа Мартин V в 1420 году перенес папскую резиденцию из Франции обратно в Рим, Ватикан стал одним из основных участников художественного и архитектурного процесса эпохи Возрождения.
Поскольку Рим не вел торговли, он финансировался исключительно за счет внутреннего рынка. Сюда входили паломники и церковные бюрократы, проживавшие на территории папских государств в центральной и северной Италии и южной Франции.
Для Ватикана было важно сохранить свои права на эти земли любым способом. И одним из способов сделать это было инвестирование в армию. Другим способом было инвестирование в искусство.
Заказ произведений искусства и архитектуры был для папы способом узаконить власть церкви и сделать ее видимой для своих последователей. С этой целью церковь продолжала работу Петрарки и Боккаччо, переписывая древнегреческие и римские тексты.
Как однажды заявил Папа Николай V: “Не ради честолюбия, не ради помпы, не ради тщеславия, не ради славы, не ради вечного увековечивания моего имени, но ради большего авторитета Римской церкви и большего достоинства Апостольского престола… мы задумали такие здания в уме и духе”.
Благодаря финансированию со стороны таких меценатов, как церковь и семья Медичи, Италия стала центром мысли и творчества эпохи Возрождения.
Со временем этот центр переместился за пределы полуострова. Однако к середине XV века художники Северной Европы, такие как Ян ван Эйк, стали воплощать идеи, разработанные в Италии, в своих произведениях искусства.
Но эти более поздние бенефициары находятся в особом долгу перед итальянскими художниками и учеными, которые первыми проложили путь к культурным преобразованиям, основанным на античном прошлом.
Читайте также: Древние римляне в Америке за 1000 лет до Колумба