Почему “плитка Пенроуза” появляется в разных культурах на протяжении всей истории?

Плитка Роджера Пенроуза была создана за несколько столетий до рождения самого Пенроуза.

Еще в 1973 г. британский физик-математик Роджер Пенроуз описал “плитки Пенроуза” – две фигуры, которые можно расположить вместе в бесконечном, неповторяющемся узоре. Узор не только выглядел красиво, но и бросал вызов некоторым общепринятым представлениям о симметрии и периодичности. Считалось, что это революционное открытие – и в большинстве случаев так оно и было, – но выяснилось, что средневековые исламские художники надолго опередили современных математиков.

Несколько лет назад физик из Гарварда Питер Лу посетил Узбекистан и наткнулся на здание XV века н.э., красиво украшенное затейливой плиткой. В 2007 г. Лу опубликовал исследование, в котором показал, что этот узор является ничем иным, как плиткой Пенроуза, причем за 500 лет до Пенроуза.

“Мы не можем с уверенностью сказать, что это означает”, – сказал Лу в интервью Harvard Gazette

“Это может быть доказательством важной роли математики в средневековом исламском искусстве, а может быть просто способом, с помощью которого ремесленникам было легче создавать свои произведения. Однако было бы невероятно, если бы все это было совпадением. По крайней мере, это показывает нам, что культура, которой мы часто не придаем должного значения, была гораздо более развитой, чем мы думали раньше”, – добавил Лу. 

пенроуз
Роджер Пенроуз.

Кроличья нора может оказаться еще глубже. Выступая на TED Talk в апреле 2022 г., Терри Мур рассказал о том, как похожие повторяющиеся паттерны встречаются в творениях разных культур мира – от архитектуры Древнего Египта и Древней Греции до произведений искусства ацтеков и австралийских аборигенов.

Хотя неправильно называть все эти узоры плитками Пенроуза, Мур полагает, что они имеют сильное эстетическое сходство и в конечном счете пытаются выразить одно и то же: прекрасную сложность человеческой жизни и скрытое единство, лежащее в ее основе. 

Кто-то может назвать это скрытое единство “богом” или “целостностью Вселенной”, а кто-то может дать ему причудливое научное название “недифференцированный эстетический континуум”. Как бы вы его ни называли, похоже, что это чувство, которое владеет человеческим воображением уже тысячи и тысячи лет.

“Когда мы видим эти замечательные рисунки, созданные представителями культур, отделенных от нашей собственной тысячами миль или тысячелетиями, мы понимаем, что это не украшения. Это высказывания о фундаментальных ценностях, которыми обладала та или иная культура”, – заключает Мур. 

“Это заявление. Это послание”, – добавил он.

Читайте также: Инопланетные узоры на дне китайского озера?

Поделиться

Добавить комментарий