Содержание
Лилит впервые упоминается в древних вавилонских текстах как крылатая женщина-демон, нападающая на беременных женщин и младенцев. Из Вавилонии легенда о Лилит распространилась в древнюю Анатолию, Сирию, Израиль, Египет и Грецию. В этом обличье – демоницы пустыни – она появляется в книге пророка Исаии 34:14 среди списка ночных существ, которые будут преследовать разрушенное царство Эдома.
Это ее единственное упоминание в Библии, но легенда о ней продолжала расти в древнем иудаизме. В средние века еврейские источники стали утверждать, что она была смелой и независимой первой женой Адама. Но как Лилит превратилась из демоницы пустыни в первую жену Адама?
С чего началась история Лилит, первой жены Адама
Эта история начинается в самом начале Библии. Сотворение людей описано в Бытие 1 и снова в Бытие 2. Первый рассказ довольно прост:
“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их”.
(Бытие 1:27)
Второй рассказ описывает, как Бог создал человека из праха земного, а затем сотворил женщину из бока (не ребра) мужчины:
“И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку”.
(Бытие 2:7, 21-22)
В постбиблейский период некоторые древнееврейские ученые придерживались мнения, что Бытие 1:27 и Бытие 2:7,21-22 описывают два разных события, поскольку в этих двух историях создание женщины описывает по-разному.
Была ли Лилит первой женой Адама?
В своей статье “Лилит” в “Библейском обозрении” в октябрьском номере 2001 года профессор Джанет Хоу Гейнс объяснил это рассуждение:
“Считая каждое слово Библии точным и священным, комментаторы нуждались в мидраше (расширительном толковании), чтобы объяснить два различных взгляда в двух повествованиях Торы о сотворении мира. Бог сотворил женщину дважды – один раз вместе с мужчиной, другой раз части мужчины; поэтому должно было быть две разных женщины”.
Поскольку Адам назвал вторую женщину Евой, Лилит была определена как первая женщина, чтобы завершить повествование. Таким образом, Бытие 1:27 описывает сотворение Адама и независимой, сильной и безымянной женщины, которая позже стала известна как Лилит.
Подробности создания Лилит и ее отношений с Адамом описаны в “Алфавите Бен Сиры”, апокрифическом произведении X века нашей эры. Фольклорист Дан Бен-Амос объясняет, что, хотя это первый дошедший до нас текст, в котором записана полная легенда о Лилит, ее история существовала гораздо раньше.
В постбиблейский период раввинские мудрецы несколько раз упоминали Лилит, но не по имени, а под названием “первая Ева”, что указывает на то, что ее полная история была хорошо известна в устных преданиях.
Чем Лилит отличалась от Евы?
В анонимном средневековом труде под названием “Алфавит Бен Сиры” рассказывается, что Бог создал Лилит из праха земного, как и Адама. Они сразу же начали ссориться, потому что Адам всегда хотел быть главнее Лилит и ни за что не соглашался подчиняться ей.
Поняв, что Адам не уступит, Лилит “произнесла Невыразимое Имя и улетела в воздух” (взято из “Алфавита Бен Сиры”). Три ангела Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) были посланы вернуть Лилит, но она решительно отказалась вернуться с ними в Эдемский сад.
Решимость Лилит: История первой жены Адама
“Оставь меня!” – сказала Лилит. “Я была создана только для того, чтобы вызывать болезни у младенцев. Если младенец мужского пола, я властвую над ним восемь дней после его рождения (до тех пор, пока обрезание на 8-й день после рождения не защитит его), а если женского – двадцать дней” (Цитата из “Алфавита Бен Сиры”).
В качестве компромисса Лилит пообещала, что если она увидит имена или формы ангелов на амулетах, то оставит ребенка в покое. Лилит также согласилась, что 100 ее детей – демонов – будут умирать каждый день, но она жестко настояла, что остальные будут жить.
Если бы первый мужчина согласился служить под началом первой женщины только половину времени (это все, что она от него просила), Лилит стала бы Евой:
“Лучше жить вне сада с Евой, чем в нем без нее. Благословен Тот, Кто свел нас вместе и научил меня познавать доброту ее сердца и сладость ее души!”.
“Где бы она ни была, там был Эдем” (по Марку Твену).
Читайте также: Люди на Земле до Адама и Евы