Афинский Акрополь, скалистый холм в греческой столице, где возвышается знаменитый храм Парфенон, – один из самых посещаемых и известных археологических памятников мира. И все же он не перестает удивлять нас новыми открытиями. В свежей публикации Американского журнала археологии Мерл Лэнгдон (Университет Теннесси) и я представляем детективную историю о давно утерянном храме на месте Парфенона. Все началось с находки древних граффити.
Содержание
Граффити пастуха
Миниатюрный рисунок был обнаружен на мраморном обнажении в Вари, в 20 км к юго-востоку от Афин. Он входит в состав обширной коллекции из более чем 2000 граффити, выполненных пастухами и козопасами, которую Мерл Лэнгдон исследовала в последние годы. Помимо текста, эти рисунки изображают корабли, лошадей и эротические сцены. Все они датируются VI веком до нашей эры.
Недавно обнаруженный рисунок представляет собой грубо высеченное на камне изображение здания. Хотя детали рисунка не совсем понятны, его можно идентифицировать как храм благодаря колоннам и ступеням. Вокруг здания змейкой извивается греческая надпись: «Гекатомпедон… Микона» («Стофутовое здание… Микона»). О Миконе больше ничего не известно, но, скорее всего, это был пастух, сделавший граффити, пока пас свои стада.
Используемый вариант греческого алфавита очень древний, что позволяет утверждать, что рисунок был сделан не позднее VI века до нашей эры. Огромное археологическое значение имеет слово «Гекатомпедон» в надписи, греческое название, означающее «стофутовый», что указывает на сооружение огромных размеров. Известно, что этот термин был официальным древним названием знаменитого храма, посвященного греческой богине Афине, – позднее известного как Парфенон.
Вполне вероятно, что Микон хотел изобразить здание на афинском Акрополе. Однако поскольку используемый им алфавит можно уверенно датировать VI веком до нашей эры, рисунок должен быть как минимум на 50 лет старше Парфенона, строительство которого началось около 450 года до нашей эры.
Утраченный греческий храм
Парфенон, возможно, и очень древний храм, но не первый. Давно предполагалось, что на Акрополе ранее стояли еще более старые храмы, хотя археологи вели ожесточенные споры об их датировке, внешнем виде и точном местонахождении на холме. Мы также знаем об исторической катастрофе, мешающей нашему пониманию: в 480 году до н. э., во время греко-персидских войн, персидская армия вошла в Афины и разрушила все здания, стоявшие тогда на Акрополе.
Музей Акрополя в Афинах хранит большие разбитые скульптуры, изображающие сцены из греческих мифов, а также быков, пожираемых львами. Когда-то они были частью храмовых украшений, но были сильно повреждены, возможно, во время персидского нападения 480 года до н. э., если не раньше. Мог ли один из утраченных храмов быть Гекатомпедоном, изображенным Миконом?
Храм для хранения сокровищ
Важнейшей частью головоломки является древнегреческий демократический декрет, датируемый временем до персидского нашествия и строительства Парфенона. В этом декрете также упоминается Гекатомпедон на Акрополе, который использовался для несколько расплывчатой цели – «хранения сокровищ». Декрет известен уже давно, но археологи спорили о том, чем мог быть упомянутый в нем Гекатомпедон.
Некоторые считают, что Гекатомпедон, упомянутый в декрете, был храмом, поскольку греческие храмы обычно служили для хранения сокровищ, поднесенных богам. Но многие другие утверждают, что слово «Гекатомпедон» не может относиться к храму как таковому, а должно было обозначать открытый двор на Акрополе. Новая публикация граффити с рисунком Микона имеет большое значение.
Если Микон назвал изображенный им храм Гекатомпедоном, то, вероятно, и в декрете термин «Гекатомпедон» относился к храму. Действительно, Парфенон, стоящий сегодня на холме, когда-то назывался Гекатомпедоном. И хотя Гекатомпедон, изображенный Миконом, исчез, вероятно, некоторые из храмовых скульптур в музее принадлежат ему, поскольку он когда-то стоял на месте, где сегодня стоит Парфенон.
Граффити свидетельствуют о грамотности пастухов
Надпись также важна тем, что она показывает, что, вопреки распространенному мнению, пастухи умели читать и писать, даже в ту раннюю эпоху, когда грамотность в греческом мире еще только распространялась. Почему пастухи создавали так много граффити, неизвестно – возможно, это была просто форма бегства от скуки во время монотонной работы. Как бы то ни было, граффити, сделанные Миконом, показывают, как маленькая закорючка может стать ключом к разгадке исторических загадок одного из самых знаменитых археологических памятников мира.
Янрик ван Рукейзен, классический археолог и научный сотрудник Университета Радбауд.
Читайте также: Насколько древней является классическая Греция?