Образ ведьмы, летящей на метле, является культовым, но он не так уж и стар, как сама идея ведьмовства, которая восходит к самым ранним дням человечества.
Несколько богословов, церковных инквизиторов, светских магистратов и других авторитетных людей впервые написали об этом полете в начале 1400-х годов. Самое раннее известное визуальное изображение летающих ведьм появляется в рукописной копии 1451 года одного из таких текстов – ” Le Champion des Dames ” (“Защитник дам”) французского поэта Мартина Ле Франка.
В то время обвинения в колдовстве все чаще предъявляли женщинам. Одежда на женских фигурах в тексте Ле Франка показывает их как представителей низших слоев средневекового общества. То же самое касается предметов, на которых они летают. Посохи и метлы были инструментами для обычной домашней работы.
Кроме того, концепция ведьмовских полетов полностью отвечала представлениям о том, что дамы иногда собираются большими группами, называемыми шабашами. В свою очередь, эти собрания власти использовали как угрозу, которую ведьмы представляли для христианского общества.
Но в обществе идея о ведьмах, летающих на метлах, изначально не прижилась.
Многие из тех, кто писал о колдовстве в то время, включая Ле Франка, с большим скептицизмом относились к существованию летающих ведьм.
Но власти охотно воспринимали их за угрозу, даже если сами откровенно считали, что полеты ведьм – это плод воображения.
Масштабы скептицизма
В своей работе, посвященной средневековой европейской истории, я исследовал тексты, описывающие колдовство в начале 1400-х годов.
Некоторые полностью разделяли утверждения о том, что ведьмы летали, чаще всего метлах или посохах. В одном из текстов описывалось, как ведьмы путешествовали на шабаши на посохах, смазанных волшебной мазью, а сами дамы направлялись в горы, чтобы набрать льда для вызывания града.
В других текстах явно читались сомнения, что такой полет возможен. В одном из них говорилось, что обвиняемые ведьмы рассказали как летали с одной горной вершины на другую на стульях, но намекалось, что несчастных женщин могли обмануть демоны, заставив поверить в произошедшее. Другая запись уже прямо указывала, что обвиняемые ведьмы, которые признались, что летали, были “обмануты” дьяволом.
Скептицизм в отношении летающих ведьм опирался на раннее церковное законодательство X века о женщинах, заявлявших, что ездят по ночам на “некоторых существах” в свите языческой богини Дианы, которую христианские власти считали за демона под видом богини. Закон провозглашал, что такой полет невозможен, а те, кто в это верил, просто были обмануты “иллюзиями и фантазмами бесов”.
Однако даже скептики в ту эпоху не отрицали колдовство полностью. Они сомневались именно в способности ведьм летать на метлах, но при этом признавали реальность магических ритуалов и заклинаний, особенно если их практиковали мужчины-маги. Например, все тот же Мартин Ле Франк в своем трактате утверждал, что любой, кто верит в полет ведьм, лишен здравого смысла. В то же время он не сомневался в существовании волшебников, способных вызывать демонов с помощью “магических искусств, восходящих к древней Персии”.
Причины скептического отношения к летающим ведьмам могли крыться в несправедливом отношении к женщинам того времени. Мужчин-магов власти воспринимали серьезно, а утверждения каких-то простолюдинок о своих сверхъестественных способностях казались им абсурдными.
Воображаемый полет
Неужели женщины, обвиненные в колдовстве, настаивали на том, что летали на метлах?
Ученые предполагали, что мази, часто упоминаемые в описаниях таких полетов, могли действовать как галлюциногены, вызывая чувство полета. Однако самое тщательное изучение исторических свидетельств показывает, что подобные признания редко встречаются в добровольных показаниях. Обычно они исходили от властей, записывающих и часто изменяющих то, что говорили обвиняемые ведьмы.
Да и скептицизм касался лишь конкретной способности ведьм летать. В остальном же обвинения в колдовстве воспринимались всерьез. На судебных процессах “летающих” ведьм приговаривали к смертной казни, невзирая на сомнения инквизиторов в достоверности их показаний.
Поэтому массовые обвинения в ведьминских полетах могли возникнуть исключительно в головах юридических и религиозных функционеров, которые кодифицировали и осуждали идею женского колдовства.
К тому же, их скептицизм не имел значения. Суды могли казнить осужденных ведьм независимо от того, верили ли они в то, что могут летать или нет.
Так образ ведьмы на метле, ставший культовым в фольклоре и поп-культуре, возник из противоречивых средневековых представлений, скептицизма церкви и несовершенства судебного законодательства.
И хотя охота на ведьм в Европе и Северной Америке прекратилась в XVIII веке, пугающий и притягательный образ дамы на метле продолжает жить.
Майкл Д. Бэйли, профессор истории Университета штата Айова.
Читайте также: Исследование утверждает, что 40% населения Земли верит в ведьм