В почти безлесной пустыне предки индейцев пуэбло построили большие дома из более чем 200 000 массивных бревенчатых балок.
Содержание
Вопрос о древесине каньона Чако
Около 1000 лет назад предки современных пуэбло разбили небольшой лагерь в сосновом лесу. Они были частью организованной рабочей силы, сосредоточенной на выполнении единственной задачи – заготовке деревьев, которые будут использованы для строительства впечатляющих зданий того, что мы сейчас называем Национальным историческим парком культуры Чако на северо-западе Нью-Мексико.
Считается, что рабочие использовали каменные топоры, чтобы отбивать (а не рубить, как металлическими топорами) основания стволов, пока деревья не удавалось свалить. Затем бригада снимала кору и ветки, придавая бревну форму длинного прямого бруса.
В общей сложности за 300 лет эти бригады заготовили не менее 240 000 стволов деревьев. Многие бревна из каньона Чако были огромными: первичные балки для кровли в среднем достигали 20-25 см в поперечнике, 4,5 метров в длину и весили сотни килограмм.
Но леса с длинными, прямыми деревьями не росли вблизи каньона Чако в течение последних нескольких тысяч лет. Кроме того, не было ни тягловых животных, ни колесных транспортных средств, ни судоходных рек, которые могли бы помочь в транспортировке древесины. Археологи давно задаются вопросом: откуда взялась эта древесина и как древние пуэбло перемещали такие массивные бревна?
Учитывая эпические масштабы строительства в Чако, ответы на эти вопросы имеют значение для понимания социальной организации древних пуэбло тысячелетие назад.
Правильное сырье
Каньон Чако – удивительное место. Там, в пустыне на высоте почти двух километров над уровнем моря, в течение трех столетий, примерно с 850 по 1150 год н.э., процветало одно из самых сложных обществ Северной Америки. Наиболее заметными особенностями каньона Чако являются руины 12 великолепных сооружений, которые археологи называют “Великими домами”.
Для строительства этих конструкций людям требовалось дерево, блоки песчаника и глиняный раствор. Два из этих ингредиентов – песчаник и глина – находились буквально у них под ногами. Окружающий ландшафт, который сейчас называется бассейном Сан-Хуан, изобилует песчаником, из которого были сделаны десятки миллионов небольших плоских блоков, использовавшихся для строительства зданий в каньоне Чако.
Но для строительства Великих домов также требовались сотни тысяч деревянных балок, а необходимые деревья не росли в том месте. Хотя в бассейне Сан-Хуан произрастают пиньонская сосна и можжевельник, эти породы склонны произрастать хаотично, часто с несколькими стеблями и извилистыми ветвями. Они редко растут достаточно прямо, чтобы дать качественную древесину для прямоугольных помещений в больших многоэтажных зданиях.
Из деревьев Юго-Запада сосна Пондероза, ель, пихта и пихта Дугласа (вечнозеленое дерево, которое на самом деле не является пихтой) могли бы обеспечить строителей необходимыми высокими и прямыми бревнами. Однако ближайшие леса, в которых растут эти породы, покрывают горы на расстоянии более 80 км от каньона Чако во всех направлениях.
На протяжении большей части XX века археологи могли лишь строить догадки о происхождении строительных брёвен Чако. Затем, в середине 1980-х годов, методы, заимствованные из других наук, помогли получить ответы.
Поиски древесины каньона Чако
Эти исследования начались в 1986 году, когда геофизик из Университета Аризоны Хулио Бетанкур и его коллеги изучили 20 кусков древесины из Четро-Кетля, Большого дома в каньоне Чако. Используя микроскопы, они заметили крошечные особенности структуры древесины, которые различаются у разных пород деревьев.
Анализ показал, что предки пуэбло строили из сосны Пондероза и пихты Дугласа – горных пород деревьев, которые были широко распространены и доступны. Но, что удивительно, ученые также обнаружили ель и пихту. Эти деревья встречаются только на отдельных вершинах на расстоянии 45 – 95 км, поэтому их было трудно достать и перевезти на строительную площадку.
Более обширный анализ был проведен несколько лет спустя, в 2001 году, когда команда под руководством эколога Натана Инглиша изучила происхождение древесины Чако с помощью изотопов стронция. Несмотря на сложность анализа, логика его проста: Элемент стронций бывает разных весовых категорий, называемых изотопами.
Пропорции этих изотопов варьируются в ландшафте, и деревья по мере роста приобретают изотопную сигнатуру. Если значение изотопа стронция, измеренное в археологической древесине, совпадает со значением в живом лесном массиве, то, скорее всего, она была добыта именно там.
Инглиш и его коллеги измерили изотопы стронция в более чем 50 образцах древесины Великого дома, а также в тонких кернах, собранных с живых деревьев в окружающих лесах. Сравнение значений показало, что предки пуэбло заготавливали примерно две трети проанализированных елей и пихт в горах Чуска на западе и примерно одну треть в горах Сан-Матео и Тейлор на юго-востоке.
Затем геофизик Аманда Рейнольдс провела более масштабный анализ на содержание стронция, включая древесину из трех Великих домов и более 200 живых деревьев. Исследование, проведенное в 2005 году в журнале Journal of Archaeological Science, убедительно показало, что рабочие Чако также собирали деревья в горах Ла-Плата и Сан-Хуан на севере и, возможно, на Хоста-Батте на юге.
Наконец, в 2015 году команда дендрохронолога Криса Гитермана добавила к этому еще один метод. Изучив древесно-кольцевые модели 170 бревен из семи Великих домов, исследователи показали, что около 70 процентов древесины примерно после 1020 года н.э. было привезено из гор Чуска на западе.
В совокупности эти исследования показывают, что индейцы заготавливали древесину для каньона Чако на нескольких горных хребтах на территории современных Колорадо, Аризоны и Нью-Мексико. Площадь их заготовок составляла почти 20 000 кв.км.
Длинный путь за древесиной из каньона Чако
Эти результаты биохимического анализа согласуются с устными преданиями коренных народов из многочисленных обществ и археологическими данными о том, как коренные народы использовали природные ресурсы до того, как европейцы колонизировали их земли.
Предки пуэбло много путешествовали, собирали сырье из отдаленных источников и торговали предметами с другими обществами, проживавшими на расстоянии от сотен до тысяч километров. Заготовка древесины была лишь одной из составляющих этих повседневных, но замечательных занятий.
Но даже с учетом свидетельств хранителей знаний коренных народов, археологов и других ученых, остается много вопросов. Как древние индейцы решали, какие деревья срубить в тот или иной год? Истощали ли они ресурсы или распоряжались ими рационально? Размер, состав и организационная структура бригад лесорубов каньона Чако остается загадкой.
Однако известно, что строители должны были перевозить бревна по обширной системе дорог Чако. Ни одно из бревен Каньона Чако не имеет повреждений, соответствующих 100 километровому перекату, а местные реки или текут не в ту сторону или слишком мелководны для безопасной транспортировки древесины. Возможно, рабочие использовали тумплины – ремни на голове, чтобы облегчить ношу.
Для тех, кто считает, что день, проведенный за компьютером, – это тяжелый труд, попробуйте протащить 200-килограммовое бревно более 80 километров. Для общества, проделавшего это четверть миллиона раз без колесного транспорта и тягловых животных, это просто непостижимо. Но они перетащили эти бревна, дав нам еще один повод удивиться жителям каньона Чако, принадлежавшим к племени пуэбло.
Читайте также: Запретная зона Гранд-Каньона: легенды, достопримечательности и ложь