В пыльных королевских архивах Мадрида хранится малоизвестный отчет XVI века, написанный испанским монахом по имени Антонио де Сьюдад Реаль. В нем он упоминает заброшенный и разрушенный город, расположенный где-то на северо-западе Юкатана, недалеко от холмогорья Пуук.
Брат Антонио описывал большие здания, покрытые джунглями, и обратил особое внимание на таинственный каменный лабиринт, найденный среди руин. Опираясь на рассказы местных жителей, сопровождавших его по этой местности, монах написал о лабиринтоподобном здании: “Это было место, куда бросали тех, кто совершил великие преступления, чтобы они там умерли”.
Содержание
Открытие Ошкинтока
Это место оставалось практически без внимания почти три столетия, пока в 1842 году сюда не прибыла знаменитая пара исследователей – Стивенс и Катервуд. Они исследовали руины, сделали несколько зарисовок и немного покопали, но вскоре покинули это загадочное место. Стивенс и Катервуд тоже отметили таинственный лабиринт, все еще стоявший в этом пока безымянном месте.
Малоизвестный затерянный город получил свое официальное название “Ошкинток” после того, как археологи нашли это название буквально высеченным на камне на одном из монументов. Название состояло из трех частей: “osh” означающее “три”, “kin” – “день” или “солнце”, и “tok”, что интерпретируется как “кремень” или “твердый камень”. Таким образом, древнее название майя для этого места можно примерно перевести как “Кремень трех солнц”.
Археологические свидетельства, найденные на этом месте, охватывают период от позднего доклассического до позднего постклассического периодов истории майя. Однако Ошкинток стал выдающимся центром между ранним классическим и классическим периодами, особенно во время того, что мексиканский археолог Кармен Варела называет “средним классическим” периодом. Это означает, что расцвет города длился примерно с 250 года нашей эры до конца 1400-х годов.
Примечательно, что в Ошкинтоке найдена одна из самых ранних дат Длинного счета, записанная в 475 году нашей эры на перемычке Структуры 6 в группе “Ах Канул”. Самый поздний датированный монумент на этом месте относится к 859 году нашей эры. Раскопки в Ошкинтоке обнаружили около 70 000 черепков керамики и 38 целых сосудов, что послужило основой для его хронологии, в основном вращающейся вокруг типов керамики, характерных для разных периодов культуры майя. Однако среди археологов продолжаются дискуссии относительно интерпретации этой керамики, что побуждает учитывать и другие факторы, такие как архитектура и иконография, в хронологических рамках.
Как и все другие великие города в мире майя, этот город пережил форму упадка в 10 веке, хотя население продолжало жить там еще сотни лет после того, что историки называют классическим коллапсом майя. К тому времени, когда испанский монах Антонио де Сьюдад Реаль прибыл в Ошкинток в 1500-х годах, город уже почти сто лет был полностью лишен людей и полностью поглощен природой.
Архитектура и планировка Ошкинтока
Итак, как выглядит Ошкинток? Центральная часть памятника состоит из четырех основных групп, доступ к которым осуществляется с севера. Хорошо сохранившаяся входная арка приветствует посетителей с востока, ведя к скоплению низких структур. Дальше на юго-востоке находится знаменитый Лабиринт или Цат Тун Цат, который изначально принимали за пещеру из-за покрывавших его земли и растительности. Здание имеет сложные проходы, возможно, использовавшиеся для ритуальных целей. Сейчас оно закрыто для публики и служит складским помещением.
Рядом с Лабиринтом стоит небольшое строение с изысканной декоративной каменной кладкой в стиле Пуук, считающееся самым старым зданием на этом месте. Продолжая движение на юго-восток, главная пирамида возвышается над Южной площадью, увенчанная храмовой структурой и украшенная скульптурой с изображением знака Кин, предлагая панорамный вид на весь комплекс с ее вершины.
На северо-западной стороне Южной площади располагается группа Дзиб, включающая несколько строений, в том числе площадку для игры в мяч. К востоку, рядом с пирамидой, находится обширный многокомнатный дворец на возвышенной платформе, с величественным храмом, обращенным к восточной стороне площади. При недавних раскопках здесь был обнаружен захороненный тайник, формирующий группу Ах Канул. Группа Ах Канул с ее тремя пирамидами считается местом средоточия власти города, где собирались и жили жрецы и представители знатных классов.
Интересной особенностью Ошкинтока является серия подземных тоннелей, расходящихся от более элитной группы Ах Канул к другим частям города. Остается полной загадкой, зачем были построены эти туннели и для чего они использовались.
Далее на восток расположен комплекс, центром которого является внутренний двор, отличающийся уникальными скульптурными статуями перед колоннадным дворцом, в то время как на северной стороне находится дворцовое строение с близлежащим “чултуном” или цистерной. Проход через эту территорию ведет к просторной огороженной площади, демонстрирующей хорошо сохранившуюся арку в ее восточной стене, с дворцовой структурой вдоль северной стороны.
К югу от Южной площади стоит группа Май, характеризующаяся внутренним двором в форме буквы “C” с центральной пирамидальной структурой, окруженной низкими платформами, на которых расположены более мелкие строения. По всей территории комплекса разбросаны другие многочисленные структуры в различной степени сохранности, дающие представление о богатом архитектурном наследии Ошкинтока.
Архитектура Ошкинтока заслуживает отдельного и более глубокого обсуждения. Она представляет собой увлекательное сочетание стилей раннего, позднего и заключительного классического периодов майя, а также включает влияния из-за пределов государства майя. В то время как некоторые структуры имеют плиточные своды, характерные для раннего и начала позднего классического периодов, другие демонстрируют облицовочную кладку, введенную к концу позднего классического периода и усовершенствованную в заключительный классический период.
Примечательно, что Ошкинток служит ярким примером перехода от традиционной архитектуры классического периода к тому, что ученые называют “облицовочной кладкой Пуук”. Кроме того, на этом месте присутствует архитектура “талуд-таблеро”, обычно ассоциируемая с центральномексиканскими памятниками, такими как Теотиуакан и Монте-Альбан, что указывает на разнообразные архитектурные влияния из разных регионов и временных периодов.
Архитектуру Ошкинтока обычно анализируют, разделяя ее на четыре основные группы: Май, Сатунсат, Ах Канул и Дзиб, которые составляют городской центр и преимущественно включают монументальные сооружения. Хотя эти группы хорошо определены командами, проводившими раскопки на этом месте, этот уникальный затерянный город имеет потенциал для дальнейшего исследования за пределами этих кластеров, с сильным акцентом на раскопки монументальной архитектуры, такой как храмы, дворцы и многокомнатные структуры. Как и во многих других памятниках майя, только небольшая часть города была раскопана и исследована, давая современным людям лишь мимолетное представление о былом величии Ошкинтока.
Чтобы проследить архитектурную эволюцию на этом месте, исследователи собрали данные, указывающие на значительные изменения между различными периодами, переходя от нерегулярных к геометрическим проектам, украшенным сложным лепным искусством и каменными украшениями, сохраняя при этом постоянные элементы, такие как купола и арки для входов и открытых пространств. Примечательно, что в то время как группа Ах Канул демонстрирует концентрацию прото-пуукской архитектуры, группа Май демонстрирует влияния раннего Ошкинтока, позже модифицированные в прото-пуукской фазе. Да, это все очень технично, но служит для иллюстрации динамичной архитектурной истории города с перекрывающимися фазами и влияниями.
Загадочный лабиринт Сатунсат
Выдающейся особенностью Ошкинтока является здание, называемое Сатунсат, чье название происходит от трех слов майя: “tzat,” “tun” и “tzat”. Эта необычная структура характеризуется загадочным лабиринтом, который интриговал и озадачивал исследователей и ученых с момента обнаружения этого места. Этот каменный лабиринтный комплекс, состоящий из одного здания, вызвал интерес относительно его предназначения, а недавние открытия предполагают возможные связи с солнечными равноденствиями в его вентиляционных шахтах. Хотя точная функция Сатунсата остается неопределенной, свидетельства указывают на его строительство в ранней фазе Ошкинтока. Как упоминалось ранее, это странное здание в настоящее время закрыто для туристов, так как Национальный институт антропологии и истории Мексики обсуждает, как лучше его сохранить и стоит ли вообще открывать его для широкой публики.
Антропоморфные колонны и погребальные практики
Кроме того, Ошкинток известен своими антропоморфными колоннами, высеченными в поздний и заключительный классические периоды. Эти колонны с человеческими фигурами подобны кариатидам древней Греции и изображают элиту, воинов и божеств, потенциально служа предшественниками подобных скульптур в более поздних местах майя. Несмотря на проблемы, вызванные грабежами, гробницы Ошкинтока предоставляют ценную информацию о погребальных практиках майя, преимущественно включая мужские захоронения высокого статуса, сопровождаемые такими подношениями, как украшения из ракушек, нефритовые артефакты и треножная керамика, подчеркивая культурную значимость этого места на протяжении различных исторических периодов.
Глифы и искусство Ошкинтока
К счастью для исследователей, Ошкинток – это город, полный глифов и описательных произведений искусства, которые помогают понять историю этого места и то, какой была жизнь древних майя здесь много веков назад. Основной источник информации о надписях в Ошкинтоке происходит из архитектурной группы Дзиб, включающей площадку для игры в мяч, две лестницы и 18 стел с различными формами иконографии. Хотя стелы в значительной степени нечитаемы или неинтерпретируемы из-за значительной эрозии и разрушения, их размещение в позднем классическом периоде очевидно благодаря другим отличительным характеристикам.
Две упомянутые лестницы полностью покрыты письменами. Точное значение первой лестницы остается неясным и было расшифровано лишь частично. Предполагается, что эта первая лестница имеет сходство со второй, которая примечательно ссылается на правящую семью или династию под названием “Валас”, предполагая посвящение этой знатной семье. Семья Валас также упоминается в надписях на других памятниках и имела уникальные отношения с богом Солнца, которые археологи до конца не понимают.
Кроме того, загадочное календарное колесо, возможно, связанное с кольцом для игры в мяч – учитывая их одинаковые начальные даты – добавляет дополнительную интригу. Кольцо для игры в мяч, обнаруженное в Ошкинтоке, представляет собой еще один важный элемент культуры майя, присутствующий в этом древнем городе. Игра в мяч была не просто спортивным состязанием, но имела глубокое ритуальное и космологическое значение для майя. Наличие этого сооружения в Ошкинтоке подчеркивает важность города и его соответствие культурным нормам более широкой цивилизации майя.
Экономическая и политическая роль Ошкинтока
Хотя многие аспекты экономической и политической жизни Ошкинтока остаются неясными, археологические данные и расшифрованные надписи предоставляют некоторое понимание роли города в регионе. Ошкинток, вероятно, служил важным региональным центром, контролирующим окружающие сельскохозяйственные земли и меньшие поселения. Его стратегическое расположение на холмистой местности могло обеспечивать преимущества в плане обороны и контроля над торговыми путями.
Артефакты, найденные на месте, включая керамику, обсидиановые изделия и украшения из нефрита, свидетельствуют о торговых связях с другими регионами Мезоамерики. Это говорит о том, что Ошкинток был интегрирован в более широкую экономическую сеть майя и, возможно, играл роль в региональной торговле.
Политически, упоминания династии Валас в надписях указывают на то, что город управлялся местной элитой. Однако степень его автономии или зависимости от более крупных политических образований майя остается предметом дискуссий среди ученых.
Упадок и заброшенность Ошкинтока
Как и многие другие города майя, Ошкинток пережил период упадка и в конечном итоге был заброшен. Хотя точные причины этого процесса остаются предметом научных дебатов, он, вероятно, был связан с более широким коллапсом цивилизации майя в конце классического периода (около 800-900 гг. н.э.).
Факторы, которые могли способствовать упадку Ошкинтока, включают:
- Экологический стресс: Чрезмерная эксплуатация окружающей среды, включая вырубку лесов и интенсивное земледелие, могла привести к истощению почв и нехватке ресурсов.
- Климатические изменения: Существуют свидетельства длительных засух в регионе майя в этот период, что могло серьезно повлиять на сельскохозяйственное производство и стабильность общества.
- Социально-политические факторы: Внутренние конфликты, войны между городами-государствами или изменения в региональных властных структурах могли способствовать дестабилизации и упадку.
- Экономические проблемы: Нарушение торговых сетей или изменения в региональной экономике могли подорвать экономическую основу города.
Постепенное сокращение строительной активности и уменьшение количества монументальных надписей в поздний классический период свидетельствуют о постепенном упадке города. К началу постклассического периода (около 900-1000 гг. н.э.) Ошкинток, вероятно, был в значительной степени заброшен, хотя некоторые свидетельства указывают на продолжающееся ограниченное заселение или периодическое использование некоторых структур.
Современное состояние и сохранение
Сегодня Ошкинток представляет собой важный археологический памятник, находящийся под защитой мексиканского правительства. Однако, как и многие древние места, он сталкивается с рядом проблем сохранения: естественная эрозия,
антропогенное воздействие (в том числе неконтролируемый туризм), ограниченное финансирование, сложность консервации.
Несмотря на эти проблемы, продолжающиеся исследовательские проекты и усилия по сохранению помогают лучше понять и защитить это важное место культурного наследия. Археологи и консерваторы работают над документированием, стабилизацией и, где это возможно, реставрацией структур Ошкинтока.
Этот древний город служит ярким напоминанием о сложности и богатстве доколумбовых цивилизаций Америки и подчеркивает важность сохранения и изучения нашего культурного наследия. Будущие исследования Ошкинтока, несомненно, принесут новые открытия и углубят наше понимание этого замечательного места и цивилизации, которая его создала.
Читайте также: Дрезденский кодекс: как майя научились считать?